Луазо Бернар

, французский гастроном и кулинар

Автор: Эльмар ГУСЕЙНОВ

Сайт: Известия

Статья: ЧИСТО ФРАНЦУЗСКОЕ САМОУБИЙСТВО



Узнав о том, что рейтинг его заведения опустился на два пункта в списке грандов ресторанного дела, Бернар Луазо покончил с собой .

Это произошло в его квартире в местечке Солье в Бургундии. Известного ресторатора нашли застрелившимся из охотничьего ружья. Ресторанная империя Луазо, состоявшая из гостиниц, магазинов, ресторанов, в один миг осиротела. Осталась вдовой и французская кухня, которой всю жизнь был предан этот человек.

Вопреки распространенному мнению, лучшие рестораны Франции находятся вовсе не в Париже. Самые прославленные гастрономические заведения страны по традиции расположены в Лионе и Бургундии. Именно туда ездят настоящие любители вкусно поесть, именно там учатся или стажируются лучшие повара мира.

Бернар Луазо стал известен в 1982 году, когда ему доверили руководство одним из старейших, но находившимся в упадке отелем и рестораном "Отель де ла Кот д'Ор". Луазо быстро вернул славу этому заведению с изысканной бургундской кухней. Он добился, чтобы его ресторану был присвоен высший 20-й номер в справочнике "Гомийо", где перечислены два десятка лучших ресторанов страны. Вскоре его ресторан удостаивается трех звезд в другом известном каталоге жемчужин французской кухни - справочнике "Мишлен".

"Моей целью было стать великим гастрономом, как футболисты мечтают стать Роналдо или Пеле", - говорил Бернар Луазо. Он выкупает отель и ресторан "Кот д'Ор" и быстро расширяет свою империю. Вскоре Луазо стал владельцем еще трех известных ресторанов в Париже. Все они называются "тетушками": "Тетушка Луиза", "Тетушка Маргарита" и "Тетушка Жанна". Луазо привносит в ресторанное дело элементы современного маркетинга. Он начинает торговать своими кулинарными секретами, как технологическими новинками. Он коммерциализирует свое имя и название своих ресторанов, как торговые марки. Вскоре к ресторанам и отелю добавляются магазины, где торгуют продуктами и сувенирами с его именем. Во всем мире миллионными экземплярами выходят кулинарные книги Луазо. И наконец, в 1998 году Луазо первым из французских рестораторов выводит свое предприятие на биржу.

К этому моменту у него уже накопились долги на сумму 4,5 миллиона евро. Биржа позволила аккумулировать капитал в 5 миллионов евро. Оборот компании достиг 1,9 миллиона евро. Луазо расширялся, начал оборудовать роскошный отель с элитным рестораном в окрестностях Тулузы.

Правда, в последнее время дела его компании на бирже шли неважно. "Я хорошо готовлю лягушачьи лапки, но в биржевых делах я не специалист", - признавался кулинар. Однако настоящая беда пришла оттуда, откуда Луазо ее не ждал. В классификации французских ресторанов на 2003 год рейтинг его ресторана скатился на 17-е место. Луазо этого не выдержал. Потеря престижа была для него потерей лица. "Два пункта в справочнике, пара-тройка статей в прессе - это и убило Бернара Луазо ", - уверен Поль Бокюз, один из самых известных французских рестораторов.

Французская кухня и ресторанный бизнес - мир крайне сложный и полный противоречий. Слава и гордость здесь не абстрактные понятия, а вопросы жизни и смерти. Место в рейтинге означает известность и богатство. А потеря этого места - конец карьеры и самой жизни. Бернар Луазо сумел за свои 52 года вскарабкаться на вершину этой гастрономической пирамиды. Но не смог пережить падения .