Левин

Статья: "Чувствую себя режиссером театра"

Сайт:Известия.Ру



В Omni в этом году принимали участие представители более чем из 30 стран. Победителей определяют представители NBC News, Associated Press, CNN, Cartoon Network. "Телеателье" получило сразу 8 наград: два золота, два серебра и четыре бронзы. Премии были присуждены за оформление информационно-аналитического блока телеканала РТР, программ "Спорт за неделю", "Вести", "Вести-Москва", "Зеркало", а также за полное оформление телеканала ТВ-6. Особенно, по словам Семена Левина, жюри отметило дизайн программы "За гранью возможного" и новогоднего шоу на ТВ-6 "Венеция в Москве". О причинах своего успеха Семен ЛЕВИН рассказал корреспонденту "Известий" Миле Кузиной.

- Как вы стали телевизионным дизайнером?

- В свое время я занимался дизайном городской среды, мы делали целые города, лавочки. Ведь чем отличается профессия дизайнера - делаю то, чего еще никто не видел. Так же и на телевидении. Когда я на него пришел, телевизионного дизайна как такового не было. То есть он был, вернее, были художники, которые делали картинки, а потом ставили их на пюпитры. Восьмого марта это были цветочки, под Новый год - снежинки. Вот так телевидение и жило. Заказчики понимали, что это плохо. И я был первым, кто на телевидении начал внедрять некую комплексную среду. Тогда начали понимать, что это не математический набор, не джентельменский набор - шапка, перебивка, заставка, - а это жизнь канала. То есть надо создавать среду, которая была бы средой этого канала и комфортной для его зрителя. Все начиналось в 1993 году.

- Ваши коллеги говорят о вас скорее как о продюсере, а не художнике.

- Телевизионный дизайн - штука коллективная. Нельзя одному человеку сделать не то что канал, даже заставку. Я себя всегда расценивал скорее как режиссера. Да, я чувствую себя режиссером театра. Когда я пришел на телевидение, понял, что один я не справлюсь. И позвал, конечно, самых лучших профессионалов. Ведь и Андрюша Шелютто, и Лена Китаева - очень талантливые ребята. Сережа Шанович пришел ко мне еще студентом, очень-очень долго учился и потом стал хорошим специалистом. Думаю, что это правильно. Должны быть студии, где бы люди и работали, и учились, было бы некое перетекание энергии.

- Как получился дизайн старого ТВ-6? Его называли угловатым и жестким.

- Была очень смешная история. Сначала все хотели по-новому назвать канал. Никому не нравилось название "ТВ-6". Предлагались самые разные варианты - "ТНН", "ТНТВ". Но поменять название в лицензии очень сложно. Я сидел дома и смотрел телевизор: канал Descovery, программу DICEMAN - человек с игральной костью. В заставке этой программы вращается игральный кубик. Сделано очень не вкусно. Тогда и возникла идея: кубик, шесть плоскостей в развертке, а три к четырем - это размеры экрана. А совсем не потому, что это жестко. Хотя эта версия мне нравится. Нам важно было идентифицировать канал. Он был сделан за месяц, поэтому многие вещи были не дочищены.

- Также говорят, что дизайн ТВ-6 был лучше, хотя и дешевле, чем у РТР.

- Про бюджеты не принципиально. Бюджет РТР в семь раз меньше, чем годовой бюджет НТВ. Второй канал заказал нам только информационный блок, а не канал. Мы сделали им всего одну рекламную заставку. Поэтому частый повтор, возникает раздражение. Но именно они заказывают мне, а не я им. РТР - главный государственный канал. У нас есть несколько вещей, которые идентифицирует наше государство, - герб, "тройка". Сначала дизайн заказали иностранной компании NOVOCOM. Бюджет был сумасшедший. Они сделали какие-то стеклянные штуки. Не подошло. "Тройка" же и до этого была символом канала. Мы предложили - пусть иностранцы красиво снимут "тройку". Приехали они в Москву. Перекрыли Театральную площадь. Стали снимать лошадей над Большим театром. Но там же квадрига, а не тройка. До них это не дошло. Потом стали снимать живых. Снимали их без упряжи, просто гоняли по полю. В итоге работать начали только в августе. На фоне "Аншлага", "Моей семьи" возникает это. Абсурд.

- Какие тенденции будут преобладать в телевизионном дизайне?

- Телевидение сближается с Интернетом. Например, на западных каналах появилась такая интересная вещь: вы можете заказать через телевизор, скажем, пиццу. В это время в эфире идет боевик. И главный герой, пока вы делаете выбор, говорит с экрана: "Закажи перерони, козел". Такие технологические усложнения требуют и другого подхода к дизайну - ведь все это надо упаковать. Еще пример: я был в Штатах недавно и смотрел там Fox. Логотип на канале меняется в зависимости от того, что по нему идет. Телевидение идет в сторону технологического усложнения, правда, наша публика называет это наворотами.