Kulikova Galina

Автор: Ольга Леонтьева

Сайт: Аргументы И Факты

Статья: Галина Куликова: «Детективщик должен быть фантазёром»



— Галина, трудно было издать первую книжку?

— Мне просто повезло. У меня был такой период, наверное, вариант возрастного кризиса. С работой не ладилось. Я по профессии журналист, но не состоявшийся, карьеры никакой сделать не удалось. И я решила понять, могу ли я как-то кардинально изменить свою жизнь. Сначала в голову пришла идея освоить новую профессию, переквалифицироваться. Например, получить художественное образование, ведь я всегда любила рисовать. Но потом я передумала.

Писала я всю сознательную жизнь, но все это было как бы для себя: рассказы, повести, да все подряд! К этому времени у меня была первая рукопись — «У жертвы мое лицо». Это был 99-й год. Представление о процессе продвижения своей книги имела очень смутное. Мне казалось, что эта индустрия — очень замкнутый круг людей, проникнуть туда с улицы просто невозможно. Но в конце концов, поддавшись на уговоры своих близких, я решила рискнуть и отнесла книгу в издательство, которое мне показалось самым ярким на рынке. А через какое-то время мне перезвонил редактор и попросил немного доработать текст, вернув его героев в родную страну (у меня действие происходило за границей, наверное, казалось, что это какая-то экзотика). Книгу опубликовали, а вслед за ней еще пять в серии «Детектив глазами женщины». А потом издательство предложило мне постоянно сотрудничать с ними. Только тогда я перестала искать работу на стороне и занялась литературным творчеством.

— Все так гладко? В самом деле?

— Рассказываю, и даже самой удивительно: никаких препон не было, все прошло очень легко, как по маслу. Теперь я знаю, что все книги (всех авторов, и новичков и знаменитостей!) проходят один и тот же путь: сначала нужно получить две положительные рецензии, потом с текстом работает главный редактор. Странно только одно: книжный рынок у нас такой обильный, что, казалось бы, поддерживать новых авторов никому не выгодно. Оказалось, что это не так. Возможность самореализоваться есть у каждого. Это трудно — взять ответственность за свою жизнь на себя. Если ты ничего не пробовал, ничего не сделал, то какое право ты имеешь винить все и вся вокруг в твоих неудачах? Мне кажется, для того, чтобы стать успешным человеком, нужно уметь начинать новое дело, не бояться рисковать. Без этого никогда ничего не добьешься…

— Что важно уметь для того, чтобы быть писателем?

— Во-первых, нужно иметь определенный опыт работы с текстами. А еще любить сам процесс творчества. Мне, например, много дала моя работа в музее, ведь для того, чтобы провести хорошую экскурсию, мало просто знать материал. Надо рассказать так, чтобы заинтересовать слушателей.

— Творчество… А что стоит за этим словом?

— А кто его знает? Может быть, внутренняя энергия, то, как человек организует свои знания? Но этому научиться нельзя… Один великий кинорежиссер сказал, что для него самое главное — не придумать интересный сюжет и оригинальную развязку, но удержать внимание публики на протяжении всего фильма. Мне кажется, это применимо и к литературе. Часто бывает так: придумаешь увлекательный сюжет, садишься писать, но ничего не получается. Почему? Я пришла к выводу, что для того, чтобы появилось вдохновение, желание писать, мне самой должно быть интересно в этой книге что-то помимо основного сюжета: обаятельный герой, какой-то жизненный поворот. Детектив должен быть интересен с первой до последней страницы, а не только в самом начале и на последних страницах, когда наступает неожиданная развязка. Каждый читатель непроизвольно ассоциирует себя с основными героями, думает: «А что бы сделал я на месте этого человека?»

— Однажды я ехала в электричке, набитой битком. Рядом стояла пожилая женщина с вашей книжкой в руках и улыбалась.

— Это самое главное, чтобы люди улыбались! Мне, к сожалению, не повезло: я не встретила ни одного человека, читающего мою книгу.

— В книгах вы используете ситуации, с которыми столкнулись в реальной жизни?

— Почти никогда. В основном я все придумываю. Фантазия, воображение необходимы писателю как воздух, особенно в детективном жанре. Наверное, если бы я решила донести до людей свои рассуждения и мысли, я написала бы какое-нибудь эссе или роман. Но я в себе такой потребности не чувствую. Мне хочется развлекать людей, помочь им хорошо отдохнуть!