Kremer

Автор: Юрий Сосудин

Статья: Иза Кремер

Сайт: Незабываемые певцы



С ранних лет у Изы проявились музыкальные способности и родители, несмотря на семейные трудности, помогают дочери получить музыкальное образование. В 1912 году она уже в Милане. Два года учится пению у известного педагога Луиджи Ронци, выступает в небольших театрах, затем возвращается на родину. Когда Иза Кремер приехала в Одессу, ей предложили дебютировать в опере Пуччини "Богема". Затем - партию Виолетты в "Травиате". Иза с успехом выступает на оперной сцене (Одесская опера, антерприза М.Ф. Багрова), но ее влечет что-то иное: вскоре она переходит в оперетту, где сразу завоевывает колоссальное признание публики. Среди оперетт, в которых она участвовала, были "Нищий студент", "Идеальная жена", "Наконец один", "Польская кровь"...

В 1915 в Одессе состоялся большой концерт, на котором выступали видные артисты. С одной сентиментальной песенкой выступила и Иза Кремер, заслужив бурю апплодисментов. С той поры Иза выступает на эстраде, исполняет шуточные, интимные, лирические песенки, - многие из которых она сочиняет сама: "Черный кот", "Мадам Лулу"... Поет Кремер и народные песни и романсы. Завоевав большую популярность, она отправляется уже в Петроград, в Москву - и всюду успех. Нотные магазины заполнены нотами песен из ее репертуара и большими фотографиями исполнительницы. Иногда в этих городах Кремер выступала и в опереттах. Ее имя не исчезает со страниц журналов и газет на протяжении всего 1916 года.

Вернувшись в Одессу, Кремер была приветливо встречена как знавшей ее публикой, так и теми, кто впервые пришел послушать певицу, о которой не смолкала молва...

Но вот Россия - в огне, произошла революция. Многие, как и Иза Яковлевна Кремер, почувствовлали, что их искусство с интимными песенками, с воспеванием экзотики, мечты о далекой Аргентине, о лихой тройке не понадобятся при новой жизни. Их авторы покидают Одессу, Петроград...

В 1919 вместе со своим мужем, редактором "Одесских новостей" Хейфецом, она эмигрирует во Францию (через Константинополь, где около года она работала в артистическом заведении Ю.С. Морфесси). Позже, оставив Хейфеца, Кремер с известным американским импресарио гастролирует по многим странам мира, приобретая мировую известость. Помимо славы прекрасной исполнительницы песен и романсов, она завоевывает не меньшую славу и как киноактриса. В конце 30х годов она практически прекращает публичные выступления. Исключение было сделано только в одном единственном случае - перед главами СССР, США и Великобритании, прибывшими на Тегеранскую конференцию 1943 года (об этом вспоминал Вадим Козин: Черчилль пригласил Марлен Дитрих, Мориса Шевалье и для Сталина Изу Кремер. А Сталина попросил, чтобы привез с собой Козина...").

Последние годы ее жизни проходили в Аргентине, она, вступив в общество аргентино-советской дружбы, даже готовилась приехать в родную страну, но за несколько дней до предпологавшегося отъезда ее не стало. Еще в тридцатые годы пела она драматическую песню "Россия" - о глубокой тоске по родине...