Kojagulov

Источник информации: Биржан Кожагулов

  Биржан родился в 1831 году в Енбекшилдерском районе Кокчетавской области, в ауле Кожагул. Умер в 1894 году. Раннее детство он провел у своего дяди Кожагула, отсюда и его фамилия. С юношеских лет увлекался пением и скоро сильный, красивый голос и блестящий импровизаторский дар сделали его желанным гостем в каждом ауле, в каждой юрте. Слава Биржана разнеслась по всему Казахстану, что и определило его дальнейший жизненный путь. Биржан происходил из зажиточной семьи, но вопреки настояниям родственников заняться "делом", избрал для себя беспокойную и изменчивую судьбу профессионального певца.

  Известно, что летом 1865 года в Кокчетав приезжал Омский генерал-губернатор. Приезд знатного гостя, естественно, привлек массу народа. Со всех концов громадного Кокчетавского уезда стекался различный люд: поэты, музыканты, борцы, наездники и просто любопытствующие.

  На этом празднике Биржану пришлось испить чащу горечи и унижения. Полный негодования Биржан высказывает гневный протест и жгучую ненависть к чванливым и корыстолюбивым правителям в песне "Жанбота".
Жанботу - волостного родил Карпык,
Жанбота к чинам и власти привык.
Друг его Азнабай средь белого дня
Посылал отнять домбру у меня.
Я - акын. Я не отдал домбры моей,
Хоть пытался ее вырвать злодей...
Жанбота! Где ты видел такой закон,
Чтоб свободного бить кто-то посмел?...

  Песни Биржана отражают несгибаемость его духа, его протест и борьбу против бесправия и насилия. Стихи его это не отвлеченные образы и лирические раздумья, а непосредственный отклик на конкретные события, выраженный в поэтической трепетной, экспрессивной форме.

  Странствуя по просторам казахской степи, Биржан побывал во всех ее уголках, везде находя источники поэтического вдохновения. Как-то, заехав в аул бая Ак-тентека и увидав его дочь Ажар, он посвятил ей лирическую песню "Тентек". Так же родилась другая песня "Жаймашуак". А встреча с девушкой Айтбай вызвала к жизни одну из лучших его песен. "Айтбай" наиболее полно раскрывает вдохновенно-поэтический характер певца, эта музыкальная характеристика возвышенных черт девушки и в то же время своеобразное обобщение любви к родному краю. В ее звучании ощущается бесконечность степи, исполненной красоты и поэзии.

  В зрелом возрасте повстречался Биржан с известной в Семиречье певицей и поэтессой Сарой. Их поэтическое и песенное состязание состоялось, по предположению А.К.Жубанова, в местечке Ешки-Ульмес. Дошедшая .до нас поэма "Айтыс Биржана и Сары", по преданию, создана самой Сарой. Сейчас трудно судить, как проходил этот айтыс, какие пелись песни, но из дошедшего описания видно, что Сара подчеркивала великолепное вокальное мастерство Биржана, его блестящий дар импровизатора. Это состязание еще больше укрепило славу певца.

  Социальная, гражданская тема получает свое яркое выражение в песне "Биржан-сал". Пылкая поэтическая натура Биржана, нашедшая выражение в его талантливом творчестве, слилась с понятием "сал", что означает "избранник народа".
Биржан я, Кожагула сын.На свете никому не делал зла,
Спины не гнул, не клянчил и не льстил,
Что поэту восхваленье и хула?!

  поется в песне. В ней певец поднялся до понимания своей общественной роли.

  Углублению гражданских мотивов немало способствовала встреча Биржана с Абаем Кунанбаевым, происшедшая, вероятнее всего, во второй половине 80-х годов. Знакомство с великим поэтом, просветителем положительно повлияло на творчество Биржана. Песня "Биржан-сал акын" носит печать влияния абаевской песенной лирики, поскольку в ней поется о человеческом достоинстве поэта, его гражданском долге и печальной участи бедняка.
Для джигита бедность - злая западня,
Жить он не захочет, потеряв коня.
Ну, а если друга нечем угостить,
От стыда умрет он, не прожив и дня.

  Восхищенный абаевской поэзией, Биржан сочиняет песни на его стихи. По-видимому, в это же время состоялась встреча Биржана с известным казахским певцом Ахан-серы. Биржан встречался и со многими другими выдающимися деятелями народного искусства. Неоднократно участвовал он в айтысах.

  Последние годы жизни Биржана были омрачены тяжелыми испытаниями: вместе со старостью пришла бедность, над которой сам певец горько иронизировал, а с бедностью - недуги и одиночество. Если нужду и старость Биржан переносил со стойким спокойствием, даже с иронией, то одиночество и непонимание были для него слишком тяжелы. Глухая стена недоброжелательства вызвала с его стороны отчужденность и замкнутость. В песнях последних лет Биржан стремится выразить тоску по безвозвратно ушедший молодости и славе. Все это для окружающих настолько выходило за рамки привычного, что Биржана признали психически больным. Последние три года он провел связанным в своей юрте и умер в тяжелейших муках в 1894 году. Перед кончиной Биржан сочинил песни "Асыл-Ахык" и "Темиртас", обращенные к детям.

  Свободолюбивый образ великого певца получил свое воплощение в опере Мукана Тулебаева "Биржан и Сара".

  Благодаря опере Тулебаева драматическая судьба акына Биржана Кожагулова, исполненная борьбы со злом, пороком, несправедливостью, живет в памяти народа.