Tisse Eduard

Автор: Виктор Семёнов

Сайт: Алфавит (газета)

Статья: Оператор в кадре



Эдуард Казимирович Тиссэ был талантливым кинооператором. Может, даже гениальным. В видоискателе своей камеры он первым увидел потрясающие кадры эйзенштейновского фильма "Броненосец Потёмкин". Эти кадры, подобно живописным полотнам, носят названия: "Чайки в тумане", "Вскочившие львы", "Одесская лестница".

Начинал Тиссэ ещё в дореволюционной хронике, на фронтах Первой мировой войны. Снимал военные репортажи и на Гражданской. Среди своих товарищей-документалистов Эдуард Казимирович отличался идеальным пробором причёски, опрятностью одежды, спокойным немногословием. Как бы выглядел европейцем там, где царили наши отечественные грязь, расхлябанность и многословие.

Когда в фильме "Октябрь" Сергей Эйзенштейн ставил эпизод братания на русско-германском фронте, он попросил Тиссэ выйти из-за съёмочной камеры и изобразить в кадре немца. Эдуард Казимирович, понятно, без труда справился с ролью.

В последние годы его жизни власть чётко разделила ветеранов операторского цеха на две неравные категории: тех, кто снимал Ленина, и тех, кто не снимал. Тиссэ как раз снимал. Но вёл себя с тем же молчаливым достоинством – не лез в президиумы, не давал хвастливых интервью, не требовал благ и льгот.

Просто знал себе цену.