Tashkova

  Она очень теплый человек, и окружающие ее в жизни люди тянутся к Татьяне Александровне. Некоторые даже не стесняются обращаться с просьбой разрешить их маленькие бытовые проблемы. Вот, например. Звонок в дверь. "Извините", - говорит Ташкова, и я выключаю диктофон. "Дайте, пожалуйста, зубную пасту на минуточку!" - слышится молодой мужской голос. Вот это да! На минуту берут все, что угодно, но зубную пасту?! Такое я слышу впервые. "Это еще что, - говорит хозяйка. - Однажды он попросил несколько яиц, а потом пришел с огромным букетом цветов и говорит: "А можно я цветы отдам вместо яиц? Я подумал, кому бы подарить букет и решил, что, конечно же, вам..." И смешно, и приятно.


  - Татьяна Александровна, Ваши родители имели отношение к искусству?

  - Нет. Отец мой работал на заводе, мама - в магазине. У нас была благополучная семья, но по-настоящему оценить это я смогла только тогда, когда стала взрослой. Когда я была маленькой, мне казалось, что все так живут, но с удивлением узнала, что не у всех так хорошо и благополучно. Родители практически не ругались. Возможно, у них были какие-то конфликты, жизнь, к сожалению, невозможна без них, но мы с сестрой никогда не видели открытых сцен, когда мать с отцом выясняли отношения. Они очень любили и любят друг друга.

  - Какую картинку рисует Ваше воображение, когда Вы слышите словосочетание "счастливое детство"?

  - Я вспоминаю понедельники, когда у мамы был выходной, и она была дома. Мы с сестрой входили с мороза в дом - уютный, с печкой, с разрисованными морозом стеклами, - и запах маминых пирожков. Это было настоящее ощущение счастья.

  - Как Вы считаете, Вас многому научили родители?

  - Специально они меня не учили ничему, не подчеркивалось, что это надо делать так, а это - этак, поэтому мне казалось, что до всего я дошла сама, но потом поняла, что всему научилась у родителей. Мама очень хорошо готовила, это передалось и мне. Отец был и есть великий умелец, у него золотые руки. У кого-то что-то сломалось, не ладилось - все шли к нему. Меня удивляло, почему все мальчишки в округе обращаются к моему папе, а не к своим отцам. Умение общаться с людьми, способность устранить любую поломку воспринималось в юном возрасте как нечто само собой разумеющееся.

  - Часто дочери ищут спутника жизни по образу и подобию своего отца. У Вас это было так?

  - В какой-то степени в подсознании это было. Он был для меня идеалом мужчины, идеалом человека. Мой муж - режиссер Евгений Ташков - человек удивительный, неординарный. Когда мы решили пожениться - для всех это было шоком. Евгений Иванович - ровесник моего папы. Родители Жени тоже отрицательно отнеслись к нашему браку. У них было впечатление, что молодая девочка, актрисулька, решила выйти замуж по расчету за солидного человека, но мы, несмотря ни на что, поженились и поехали отдыхать на юг, а когда возвращались - решили заехать в Волгоград (и я, и Женя оттуда родом). И так как нас не хотели видеть вместе наши родственники, мы решили разделиться и отправиться каждый к своим.

  - Родные были довольны?

  - Да что вы! Только я вошла в дом, а мои: "Откуда ты? А где же Евгений Иванович? - Я: "Поехал к своим". Было такое разочарование, все почувствовали себя оскорбленными. У Жени было то же самое, первый вопрос, который он услышал, был таким: "А где же твоя Таня?"
  А мы друг другу назначили свидание через два дня в центре города, но, не дождавшись условленного срока, созвонились и пошли делать родственные визиты. Таким образом, все примирились, конечно, не сразу, сложились замечательные отношения, тем более что у нас родился сын. Ему сейчас 17 лет.

  - Сколько лет Вы вместе?

  - Уже 20 лет.

  - Как Вы считаете, чья в этом заслуга?

  - Супружеская жизнь - это такой тяжелый труд с обеих сторон. Каждый человек - личность со своими сложностями. Для того, чтобы сохранить семью, в основе должна быть любовь, в самом истинном понятии. Любовь, которая как всполох - быстро гаснет. И когда страсть, влечение, романтический флер - все куда-то уходит, чувство приобретает другую окраску. С появлением ребенка прибавляется много забот. Одно дело его наблюдать, как игрушку со стороны, а другое - воспитывать заботиться, быть в постоянном напряжении, переживать бессонные ночи. У женщины меняется отношение даже к мужу, который отходит на второй план, потому что новое создание практически поглощает мать. Она отдает ребенку все. На этой почве очень часто происходят размолвки и разводы, потому что муж в какой-то степени обижен, он уже не получает столько же внимания, любви и тепла, как раньше.

  - У Вас так было?

  - Я не могу сказать, что Женя это так обозначал, но я это чувствовала и даже немного страдала, что не могу разорваться на две половины. Но дети очень быстро растут, у них появляются свои интересы, тогда, если супруги сохранили теплые отношения - продолжают идти по жизни вместе, как и прежде. Но для этого нужно терпение и даже жертвенность, умение поступаться какими-то своими интересами ради другого.

  - А Вы поступались?

  - Это происходило очень часто. Если мое желание не совпадало с его - я с мужем соглашалась, что нужно сделать так, а не иначе, ради покоя в семье, чтобы не было разлада. Но это должно быть обязательно взаимно. Если только один постоянно уступает, то получается подавление одним другого, а когда есть давление - это неполноценная семья. У нас такого нет. Женя удивительный человек. Он очень скромный. Это знают все, кто с ним соприкасался в жизни. Иногда я даже ругаю его за это. Нельзя быть таким незаметным и непритязательным. Например, очень долгое время, да и сейчас тоже, когда произносишь фамилию "Ташков" - говорят: "Что-то мы такого не знаем", а когда называешь фильмы, которые он снял, "Адъютант его превосходительства", например, сразу все вспоминают.

  - Считается, что творческие люди не любят заниматься текущими проблемами, бытом. Ваш супруг помогал Вам?

  - Да, он делал все, что необходимо. Другое дело, я брала на себя женскую работу, я считаю, что это нормально, женщина должна заниматься женскими делами. Но если мне некогда и я не успевала что-то сделать, то никто не спрашивал: "Почему посуда не помыта?" Или еще что-то не сделано. Он шел на кухню и мыл посуду, пылесосил... Точно так же и я никогда не возмущалась, если вдруг обнаруживала, что какой-то гвоздь не прибит или еще что-нибудь. Я, кстати, умею все это сама, у отца научилась. И муж, и я многое умеем делать руками.

  - Что, например?

  - Одно время мы жили в деревне и могли год существовать на своем автономном хозяйстве. У нас было все свое: картошка, морковь, свекла, помидоры, огурцы, яблоки, ягоды всевозможные. Я закатывала по 150 банок консервации, мы солили грибы, квасили капусту. У нас есть маленький трактор, Евгений Иванович пахал на нем землю. Мы говорили, что если уж совсем не будет денег, то проживем на своем хозяйстве год. Сейчас, правда, мы бываем в деревне редко, такая суматошная жизнь, суета...

  - Последние 5-6 лет оказались довольно тяжелыми для многих хороших актеров. Чем занимались в эти годы Вы?

  - Я закончила массу курсов. С начала перестройки я во многих сферах себя пробовала: например, занималась художественной обработкой кожи. Делала разные женские украшения. Увлеклась этим потому, что мне все нравится делать руками. У меня это получается. В то время, когда я этим занималась, ничто не предвещало работы, которая есть сейчас. Через некоторое время я рассматривала вещицы, которые когда-то сделала, и не верила сама, что это мои произведения. Это был какой-то порыв, творчество, а не ремесло. Однажды мне предложили сотрудничать с гамбургским элитным салоном. Прислали факс, там было написано, что мне нужно сделать. Я решила, что все это просто, но когда вдруг села, то поняла, что у меня нет настроения, а время поджимало. Я делала это механически, прежнего удовольствия и фантазии не было. Мне стало понятно, что у меня нет в этом профессионализма, ведь для профессионала неважно, есть ли соответственное настроение, он всегда может управлять собой. Тем не менее, я все сделала, изделия мои понравились, но я отказалась от дальнейшего сотрудничества, потому что творческий подъем испарился, а что касается финансовой выгоды, то ее вообще не было, так как все проходило через пять посредников.

  - Я слышала, что Вы работали в банке?

  - Да, было такое. Я ведь закончила еще и Международную Банковскую школу, и специальность моя была связана с работой с ценными бумагами. Подруга меня спрашивала: "Ну, как тебе там?" - "Мне не нравится атмосфера. Не моя. Навряд ли я там долгое время проработаю..." Так и получилось.

  - Что Вам необходимо, чтобы считать свою жизнь удавшейся?

  - Наверное, нужен душевный покой. Это не значит сидеть на диване сложа руки. Я под этим подразумеваю гармонию с окружающим миром, с природой, с теми обстоятельствами, в которых я оказалась. Но, к сожалению, люди настолько далеки от всего этого, жизнь так суетна и хаотична, что мы все время попадаем из огня да в полымя, и я в том числе этому подвержена. Чтобы ощущать себя счастливой - нужна уверенность в будущем, в том, что завтрашний день у тебя обеспечен. Я не спокойна за это, не вижу перспективы и выхода из состояния, в котором нахожусь. Это не значит, что я в полном отчаянии и не знаю, как жить дальше. Нет. Я буду всегда пытаться найти какие-то пути. Я, конечно, выберу, прежде всего, надежду и жизнь.

  - То есть для Вас не является трагедией ощущение себя в новом качестве?

  - Ни в коем случае. Я могу перебрать что угодно, могу работать где угодно, могу, например, в почтальоны пойти. Профессия всегда остается любимой, но бывают ситуации, когда на ней нельзя заклиниваться. Если даже у меня ее нет, то все равно внутри я считаю себя актрисой. Я уверена, что еще смогу что-то сделать и сделаю в искусстве, но сидеть, ничем больше не занимаясь, говорить, что вот, мол, я способная, талантливая, но меня не оценили, наверное, это не мой путь. Я могу что угодно о себе думать, но я буду двигаться вперед. Многие мои коллеги говорят, что вот если человек пошел куда-то работать - он не дождался, не реализовался, он предал свою профессию. Я могу поспорить, может быть, профессия предала меня.

  - Какие предложения, я имею в виду кинороли, делались Вам в последние годы?

  - Когда началась перестройка, было несколько предложений сыграть роль, например, лесбиянки... Я не идеализирую все, что связано с профессией... Я просто в чем-то хочу участвовать, а в чем-то нет. Если мне нужно играть проститутку или лесбиянку, то я не хочу принимать участие в этом процессе. Наверное, это не профессионально, но для меня это важно. У меня растет сын, и я никогда бы не стала сниматься в половом акте или просто в голом виде. Актрис, которые это делают, я не осуждаю, абсолютно. Каждый волен идти по тому пути, по которому он идет. Но я не хочу, чтобы мой сын когда-нибудь увидел меня в этом. Мне этого не надо. У меня свои характеры, свои образы, были героини, которые любили и были любимы, но это не значит, что все опускалось до уровня плоти. Я могла бы поспорить, кто кого предал в этой ситуации. А потом, знаете ведь как бывает, раз предложили - я отказалась, два... Пошел слух, что, мол, Ташкова в этих картинах не снимается, она отказывается, она сменила профессию. Меня это не пугает, потому что важно остаться просто человеком, даже если ты не будешь актрисой.

  - Самые интересные для Вас работы в кино какие?

  - Роли в "Уроках французского" и в "Подростке", в фильмах, которые снимал Евгений Иванович Ташков. Судьба меня свела с этим режиссером и, наверное, это не странно, что я сыграла под его руководством образы, оставшиеся не только в моей памяти, но и у зрителей. Еще мне очень нравится фильм "Путь к медалям", где я играла волейболистку. Советско-японская картина. Это была поездка в Японию с очень хорошей группой, было очень весело. И роль очень хорошая. Я играла девушку, которую любил молодой человек, а она вышла замуж за певца, его играл Миша Боярский. Это все оказалось пустым номером, и героиня потом возвращается к прежнему возлюбленному. Вся эта история происходит на фоне спортивной карьеры.

  - Возвращаясь к фильму "Уроки французского", в героиню которого до сих пор влюблены многие зрители... Были ли забавные эпизоды во время съемок?

  - Снимался там очень интересный мальчик, Миша Егоров. Сейчас он уже взрослый человек, работает в уголовном розыске. В то время ему было 12 лет (20 лет прошло, как картина была снята). Так вот, по ходу сюжета нам нужно было играть на деньги, я не умела этого делать, как, впрочем, и он. Ну вы знаете, дети быстро учатся. Мы вживую играли в самой картине, как получалось, так и снимали. Невозможно было предугадать, куда полетит монетка. Иногда потихонечку бьешь, а она летит Бог знает куда... Евгений Иванович давал нам по три рубля. А я в это время бедствовала. Были такие моменты, когда вообще не было ни одного рубля, даже чтобы пообедать. Иногда не было денег на проезд, приходилось, порой, пять копеек стрелять у метро. Потому что мне никто не помогал. Мама посылала деньги, когда я училась, а после окончания я сама должна была зарабатывать. В то время так получалось, что хотя эта роль была не первой, со мной заключили договор как с начинающей актрисой, даже по тем временам невыгодный. Назначили мне самую низкую ставку по 13.50. Получилось, что за всю картину мне заплатили 320 рублей. Даже для тех времен это было мало. Я даже этот договор храню, как сувенир. И вот все шутили по поводу этих трех рублей, которые Ташков нам давал на игру, дескать, что такое эти три рубля. А мне так хотелось их выиграть! И вот мы начали резаться с Мишей, но, к сожалению, он все время у меня выигрывал.

  - Самый счастливый день в Вашей жизни?

  - Такие счастливые дни были в тот самый первый отдых, когда мы ездили на юг отдыхать. Я помню совершенно пустынный берег Азовского моря. Такое место даже по тем временам было очень трудно найти. Но мы отыскали безлюдную бухту, там где-то метров на 150 в одну сторону, и на 150 - в другую не было людей абсолютно. И вот это ощущение свободы с любимым человеком, когда нет никого, есть только двое, очень красивое море, фосфоресцирующее по ночам, когда руку мокрую поднимаешь, и она светится. Это свечение бывает где-то в конце июня, в июле. Прекрасные ночи, когда падают звезды, а днем - голубое чистое море... Здесь было все: была любовь, был творческий союз, красота окружающего мира, и мы - только вдвоем. Кстати, фильм, где я снималась первый раз в жизни, тоже назывался "Только вдвоем".


  - Чего Вы не приемлете в человеке?

  - Я не терплю цинизма и внутренней разнузданности. А какое качество должно быть обязательно, чтобы я могла общаться с человеком? Если говорить о мужчине, то должна быть в нем душевная доброта. Это не значит щедрость материальная. Это когда человек тратится на тебя душевно. Любые отношения, даже дружеские, требуют душевных затрат. Если близкие контакты завязываются только на материальных или деловых интересах, или, знаете, говорят, супружеские партнеры... Наверное, этого я никогда не пойму. Я считаю, что доброта, обмен душевной энергией, теплом - это самое главное.

  - Вы оптимистка?

  - Да.

  - Всегда?

  - Ну, иногда червячок какой-то и меня гложет. Я знаю, что я его подавлю, и верю, что будет хорошо. Я считаю, что женщине намного проще справиться с плохим настроением, чем мужчине. Почему говорят, что женщина сильнее? Наверное, потому, что больше ответственности, больше забот, прежде всего о ребенке. Можно хандрить, можно плохо себя чувствовать, но когда ребенок подходит к тебе и смотрит на тебя - забываешь о себе, своем не очень хорошем состоянии. Когда понимаешь, что без тебя кто-то не может - ощущаешь это как панацею от любых болезненных состояний.

  - И они уходят сами собой?

  - Да. Я никогда не прибегаю к успокоительным, даже самым слабым. Пытаюсь бороться своими способами. Можно похандрить день, другой, третий, а потом видишь - здесь накопились дела, туда надо идти, сюда бежать, встаешь, начинаешь делать. Очень большую помощь оказывает в борьбе с депрессией загруженность. Ведь на любую проблему можно посмотреть с одной и с другой стороны. И еще нужно всегда помнить, что кому-то еще хуже, чем тебе, не потому что тебе станет от этого легче, а потому, что ты можешь кому-то еще и помочь.

  - Ваше самое заветное желание?

  - Хотелось бы интересных ролей, хотелось, чтобы семья была в полном здравии, чтобы мы были вместе, чтобы каждому из нас сопутствовала удача. Читателям журнала "Фактор" я тоже искренне желаю профессиональной востребованности и полного благополучия в доме.



Автор: Ольга Музыкина
Исходный текст: www.factor-online.com
"Татьяна Ташкова: "Нужно всегда помнить, что кому-то еще хуже, чем тебе. И ты можешь помочь...", опубликовано в журнале "Фактор" No. 5/2000.