Кырля Йыван

, актер, единственная роль в кино - Мустафа в фильме 'Путевка в жизнь', репрессирован в 1937.

Автор: Марина Кузнецова
Источник информации: "Алфавит" No.9, 2000.

  Нынешнее поколение молодых людей вряд ли видело "Путевку в жизнь" (ленте без малого 70 лет) и едва ли может себе представить, какой оглушительный успех выпал на долю первого звукового игрового фильма - о трудовой коммуне бывших беспризорников. В московском кинотеатре "Колосс" "Путевка в жизнь" шла более года -1200 сеансов. В конце 1932-го фильм демонстрировался в 27 странах мира. Отзывы зарубежной прессы - восторженные. Немецкие газеты писали: картина "имеет жесткую кожу и нежную душу. Она в высшей степени художественна...". "Среди артистов, участвующих в фильме, выделяется один молодой мариец Й. Кырля, играющий Мустафу... Нельзя забыть Николая Баталова, который в роли воспитателя бывших беспризорных... проявляет удивительные ум и доброту".

  Картина основана на реальных фактах - истории создания в 1926 году Болшевской трудовой коммуны ОГПУ, организатором и руководителем которой стал видный чекист М.С. Погребинский. (За беспощадную борьбу с контрреволюцией Погребинский был награжден орденом Красного Знамени и личным боевым оружием.) О новаторском педагогическом эксперименте Погребинский рассказал в двух своих книгах: "Трудовая коммуна ОГПУ" (1928) и "Фабрика людей" (1929). Разумеется, детская беспризорность объявлялась лишь страшным наследием первой империалистической войны и военной интервенции. Перед прокатом "Путевки в жизнь" в Париже французский цензор попросил Экка сделать небольшую поправку в тексте: беспризорность в Советском Союзе - результат Октябрьской революции. "С таким извращением фактов согласиться было невозможно, и премьеру запретили", - вспоминал режиссер. Но на помощь пришла прогрессивная французская общественность, под нажимом которой демонстрацию фильма разрешили. Увы, прогрессивная общественность понятия не имела ни о продразверстке, обрекшей на голодную смерть десятки тысяч крестьянских семей, ни о кровавом подавлении Кронштадтского и Восточно-Сибирского мятежей, ни о восстаниях против советской власти на Восточной Украине, в Тамбовской и других губерниях...

  Йыван Кырля рос сиротой. Он родился 17 марта 1909 года в марийской деревне Купсола. Его отца, комбедовца, убили кулаки, мать осталась с тремя детьми на руках. Но Кырле удалось окончить школу и поступить на рабфак Казанского университета. Йыван блистал в художественной самодеятельности, и преподаватели, заметив его незаурядные артистические способности, дали ему "путевку в жизнь" - направление на актерское отделение ГТК.

  После выхода на экран фильма Николая Экка молодой актер Йыван Кырля (Иванов Кирилл Иванович) стал настоящим народным артистом, хотя почетных званий не имел. Его Мустафу любили, потому что этот образ отличался от многих одноцветных героев тогдашнего советского кино. ("Чапаев" выйдет тремя годами позже). На экране жил человек - яркий, невероятно обаятельный и сложный (как страшны сжавшиеся в щелки его глаза в эпизоде воровской "малины"!), с изначально покалеченной судьбой, но порвавший с прошлым и погибший за право стать достойным гражданином. Произнесенные Мустафой реплики буквально "растащили" на поговорки: "Ловкость рук и никакого мошенства", "Яблочка хотца!".

  После съемок Экк придумал для Кырли концертную программу, в которой актер выступал в костюме и гриме Мустафы. "Зрители разбивали двери кинотеатров... Хотели видеть живого Мустафу!" - вспоминал партнер Кырли по фильму, исполнитель роли Жигана Михаил Иванович Жаров.

  С Кырлей невозможно было ходить по улицам Москвы - его тут же окружала толпа поклонников. "Разве тебя не убил Жиган?" - однажды удивленно спросил Кырлю какой-то паренек. А Йыван дурачился, то рассказывал народу, что это не он, а его брат играл Мустафу; то изображал из себя иностранца и радовался как мальчишка, когда его принимали за японца. Он был веселым, добродушным и... влюбленным. Влюбленным в кино, в поэзию - Кырля писал и издавал по-детски наивные, безыскусные и искренние стихи. Но самой большой и возвышенной была любовь актера к советской родине, к великому Ленину и революции; "Будем жить! Наш век - громада! Нам во имя торжества новой жизни вечно надо помнить Ленина слова!". Одна из книг Йывана Кырли, вышедших при его жизни (на марийском языке), называлась "Голосом революции пою я от радости".

  После окончания кинотехникума актер работал на студии "Востокфильм", в 1934-1936 годах снимался в фильме "Наместник Будды" - сыграл роль ламы. В начале 1937 года Кырля переехал в Йошкар-Олу и стал артистом Марийского государственного драматического театра. Но вдруг Йыван Кырля "куда-то надолго сгинул" (композитор Сигизмунд Кац). "Потом следы Кырли затерялись..." (Николай Экк). "Были слухи, что он погиб на войне" (Михаил Жаров).

  Нет, Кырля не погиб на войне - через два месяца после его приезда на родину "арестовали директора театра и представителей власти, которые меня пригласили на работу, как врагов народа, а через некоторое время 23 апреля 1937 г. арестовали и меня как соучастника контрреволюционной группы. На следствии я ни в чем признаться не мог, потому что я ни в чем не виноват. Просидев в тюрьме пять месяцев, меня отправили в лагерь Б.Б.К., где и объявили мне, что я осужден тройкой НКВД Map. республики ср. на 10 лет, ст. К.Р.Д. (контрреволюционная деятельность), - писал Кырля в прошении на имя Берии. Ответа Йыван Кырля не дождался. По официальным данным, он умер в лагере на Урале в июле 43-го... А Погребинский застрелился 4 апреля 1937-го, будучи в должности начальника управления НКВД Горьковской области. На "фабрике людей" он сам оказался сырьем...

  Йыван Кырля был настоящим советским человеком, беззаветно преданным советской власти, которая дала ему всё. Но всё и отняла. Даже жизнь...