Костюк

Автор: Тамара Лютая

Статья: Александр

Сайт: Официальная страница Национального театра "ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО"

Фото: Официальная страница Национального театра "ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО"



В Благовещенье, 7 апреля в великий православный праздник ("птица гнезда не вьет, девица косы не плетет") в семье преподавателя Нины Павловны и инженера Григория Александровича Костюков родился первенец, которого назвали Александром. Семья жила в Запорожье, была благополучной, обеспеченной. Ребенок рос в обстановке, где был покой, любовь, достаток, размеренный образ жизни. Ради сына мать пошла работать в детский сад воспитателем, чтобы он был на глазах. Отличительной чертой Александра с детства было удивительное спокойствие и какая-то внутренняя жизнь, которая проявлялась в его играх.

Впервые родители узнали о театре, который он соорудил под кроватью, когда ему было около трех лет. Были выстроены из игрушек декорации, а занавесом был кружевной подзор у кровати. Иногда родители привозили Сашу к деду Павлику в Мелитополь. Тот не чаял души во внуке. Тут же начинал заниматься с внуком по своей методе: наливал большую бутылку молока, надевал соску и радовался аппетиту внука. Зимой возил гулять на салазках. Вспоминают случай, когда во время гуляния он не обратил внимания, что санки полегчали. Везет да везет, потом оглянулся, а внука нет! Смотрит, а вдалеке в сугробе лежит "кулек", подбежал, волнуется, а тот даже не проснулся!

Из-за работы отца семья переехала в Мелитополь. Здесь у деда был собственный дом, родители одними из первых купили машину. Дед стал самым близким другом. Сильный, добрый, мудрый, он привил внуку любовь к труду, к земле. Работал он кузнецом. Кузница стояла на окраине. В ней Саша видел что-то таинственное ; завораживала работа деда, когда он вытаскивал из огня железный раскаленный прут и начинал бить по нему, делая какую-то деталь, завораживало само "таинство огня". А в играх продолжал проскальзывать интерес к театру, музыке. Вероятно, сказывались гены деда по отцовской линии, который был дирижером, музыкантом. Саша мог сесть на скамеечку и, взяв веник, серьезно играть на нем что-то, слышимое только ему, любил петь. В 5 лет проявились не только творческие, но и предпринимательские способности. Во дворе дома были повешены шторы, устроены декорации, поставлен спектакль. Зрителям, пришедшим со всего околотка, продавались билеты по 5 коп. за вход. Но тут пришел отец. Надо было знать Григория Александровича, чтобы представить его реакцию. Деньги из "кассы" были возвращены, а "артист" получил хороший нагоняй. Когда Саше исполнилось 7 лет, в семье родился второй ребенок, и мама, оставив работу, всю себя посвятила воспитанию сыновей.

Школьная пора была полна событиями. Увлечение музыкой не осталось без внимания родителей, и было решено отдать его в музыкальную школу. "Когда был куплен первый баян, я ночь не спал", - вспоминает Александр. "Он стоял в зале, как космический аппарат". Занятия в школе и занятия музыкой отнимали все время. На игры с ребятами времени совсем не оставалось. Даже не видел программ телевизионных. Захотелось бросить музыкальную школу, пожить вольной жизнью, как жили соседские ребята. И снова отец "охладил" это желание: "Выучишься, тогда и решай".

В 14 лет Саша поступил в Запорожское музыкальное училище. "Если хочешь стать настоящим музыкантом", - сказал ему педагог по специальности, "то должен сидеть за инструментом и заниматься по 6 часов в день". И сидел, и занимался! Училище закончил с красным дипломом, стал лауреатом областных, зональных конкурсов. Из Киевской консерватории приехали педагоги прослушивать выпускников училища. Костюку предложили поступление вне конкурса. В семье решено было купить лучший баян. Для этого надо было ехать в Москву на фабрику музыкальных инструментов. Заказной баян "Юпитер" в то время по стоимости равнялся машине. "И ты думаешь, благодарностью ответит сын?" - говорили друзья отца, обсуждая предстоящую покупку. "А мне его благодарность не нужна. Я должен сделать все, а потом все будет зависеть от него". Баян был куплен, но на фабрике возник разговор о дальнейшем обучении сына, после того, как Саша, пробуя инструмент, поиграл на нем. Мастера отговорили поступать в Киевскую консерваторию, убедив, что Музыкально - Педагогический институт имени Гнесиных - самое лучшее учебное заведение.

То, что это - самый престижный вуз, знали тогда во всем Советском Союзе, и поступать приехали со всех его концов и почти все с красными дипломами. На 11 мест поступало 60 человек. Саша сдавал экзамены успешно. Отец все время был рядом. И вот - последний экзамен - литература. "Читай, читай!" - отец не дает спать. А что читать? Саша вспоминает, что взял первую книгу из горы, лежавшей на столе. Это была поэма А. Блока "Двенадцать". Наверное, на нервной почве выучил ее наизусть . На экзамене берет билет, а там: "А. Блок. Поэма "Двенадцать". Можно, говорит, я ее наизусть прочитаю? Прочитал. "Спасибо! Идите!" - благоговейно произнесла преподавательница. Это была победа!

Учеба давалась легко. Особенно любил специальность. А когда на старших курсах появилось дирижирование, которое преподавал талантливейший дирижер Н. Н. Некрасов, стал увлекаться этим предметом. Н. Н. Некрасов выделял Александра, отмечал способность к чтению партитур, к работе с оркестром. И, может быть, по-другому сложилась бы творческая судьба, если б не ушел с преподавательской работы из Гнесинки Н. Н. Некрасов. В знак протеста студент А. Костюк написал заявление с отказом заниматься с другим педагогом.

В студенческие годы началась профессиональная работа в ансамбле "Былина", в котором играл на многих народных инструментах, не только на баяне, пел. Кроме того, подрабатывал в художественной самодеятельности, руководил хорами. Часто приглашали певиц с народного отделения для усиления хора. Однажды в буфете на первом этаже общежития обратил внимание на девчушку: "маленькая, пухленькая, в халатике и в валенках!" Узнал, что народница, хорошо поет. Стал присматриваться, отметил, что скромная и серьезная. Изредка общались. Отношение к женитьбе было основано на опыте друзей, женившихся студентами. Жизнь в общежитии, отсутствие денег. Нет! Надо получить специальность, а потом жениться. Поэтому с Надей на эту тему серьезно не разговаривал, но в будущем видел себя только с ней. За год до окончания института написал красивую, нежную мелодию для окарины и подарил ей. Так выразил свои чувства. А через год, после получения диплома, сделал предложение. Свадьбу играли дважды: в Москве и потом в Мелитополе.

Так свела судьба двух талантливых людей, дав им семейное счастье, сына и единые творческие мечты, которые они, преодолев огромные трудности, осуществили, создав ансамбль "Золотое кольцо".