Копперфильд Дэвид

, иллюзионист

  В 1994 году в английском Cosmopolitan ангелоподобная Клаудия Шиффер была сфотографирована в обнимку с каким-то инфернальным типом, а подпись рядом гласила, что вот, топ-модель нашла себе жениха, знаменитого американского фокусника, если разобраться - крайне неприятного господина с искусственным загаром и лживой улыбкой. Клаудию, скорее всего, он не любит - просто использует, чтобы выйти на европейский рынок.

  Прошло пять лет. Копперфильд действительно с триумфом завоевал Европу - и расстался с Клаудией.

  Демонический Дэвид в детстве был застенчивым нелюдимым еврейским мальчиком Додиком Коткиным. Для пущей экзотики надо бы написать, что родители его - выходцы из Одессы. Увы, они эмигрировали в Штаты из Германии. Дэвид родился 16 сентября 1956 года. Его папа владел магазином готового платья, мама была высокооплачиваемым страховым агентом.

  Копперфильд - классический еврейский сынок в том смысле, что больше всего на свете он любит родителей. Папа с мамой сопровождают его на всех гастролях, они по сей день его семья.

  Маленький Додик обладал уникальной памятью - он на слух запоминал Тору. Ему было всего четыре года, когда дедушка показал ему карточный фокус. Что удивительно, ребенок тут же его повторил. Родители поощряли его интерес к постановке трюков - в семь он уже демонстрировал свои личные, самостоятельно сочиненные фокусы прихожанам местной синагоги.

  В двенадцать лет он мог выбирать для выступления любой концертный зал родного города Метчена, что в штате Нью Джерси. Дэвид был местной знаменитостью, его обожали. Дальше - больше. В пятнадцать лет г-на Коткина приняли в Американское общество магов - он стал самым молодым его членом. В шестнадцать он преподавал магию в университете Нью-Йорка.

  В 1974-м юноша поступил в Fordham University. Параллельно играл в мюзикле "Волшебник". Делал все то же - показывал фокусы. Шоу было самым долгоиграющим музыкальным проектом за всю историю Чикаго. Тогда же у Дэвида появился и псевдоним - Копперфильд.

  В 1978 году телекомпания Эй-би-си пригласила талантливого молодого человека на роль ведущего программы "Волшебство Эй-би-си". Программа имела очень высокий рейтинг. В последующие четырнадцать лет Дэвида двенадцать раз номинировали на "Эми" - аналог премии "Оскар", только в области шоу-бизнеса. Пять из двенадцати призов он получил.

  В 80-е годы со своими грандиозными шоу он объездил всю Америку, а затем и весь мир. Прославился рядом трюков: проходил через Великую Китайскую стену, летал над Гранд-Каньоном, "испарял" Статую свободы, самолет и вагон Восточного экспресса.

  Но самый простой и восхитительный его фокус - полет. Он "просто" летает. Не как птица - скорее, как вертолет: с места в карьер.

  Вот вкратце и все, если не считать, что Дэвид входит в десятку выдающихся евреев США и сотню самых красивых людей планеты. Пару лет назад, по данным журнала Forbes, Копперфильд занимал седьмое место среди самых высокооплачиваемых людей шоу-бизнеса. Теперь, со своими $49,5 млн. дохода, "скатился" куда-то в район двадцатых.

  В Москве есть человек, который с Копперфильдом знаком. Это Рафаэль Циталашвили, президент Российской ассоциации иллюзионистов, наверное, самый известный в мире российский фокусник. Он создал единственный в нашей стране Иллюзионный театр. Ассоциация французских фокусников наградила г-на Циталашвили Золотой медалью за выдающиеся заслуги в развитии жанра.

  "Какой Дэвид в общении? Ну, я вам расскажу один случай, может, он что-то прояснит.

  Наша последняя встреча состоялась в Москве, в Кремлевском Дворце съездов, перед его последним шоу. Мало кто знает, что на время гастролей Копперфильда из Кремлевского Дворца убрали всю обслугу: осветители, работники сцены, даже уборщицы были из его личной команды. Ни один посторонний не имел права видеть его оборудование. Меня провели через пять кордонов прямо на сцену. И оставили на какое-то время в одиночестве. Это был жест с его стороны - демонстрация абсолютного доверия к такому же профессионалу, как и он. (Хотя положение российских иллюзионистов и его мировая слава, конечно, несопоставимы.)

  Мы разговаривали сорок минут - из-за этого он почти на час задержал начало концерта. Ему было интересно, хотя, казалось бы, он знает о фокусах все. Я показал несколько своих новых трюков, в частности как разлетаются в разные стороны пятиметровые ленты. "А где механизм?" - спросил Дэвид. Я протянул ленту. Когда он понял, что все дело в ленте, он был поражен. С ним очень приятно общаться. Потому что, несмотря на все регалии и миллионы, он фанат.

  Вы знаете, как он работает? Больше пятисот шоу в год. И при этом до недавнего времени каждый год он выпускал новое шоу. Это значит, после двух выступлений в день вся команда оставалась и репетировала очередные трюки. Ни отпусков, ни одного дня простоя. Сумасшедший график.

  Копперфильд - лучший иллюзионист в мире хотя бы потому, что он поднял наше ремесло на невероятную высоту и замечательным образом его облагородил.

  Он использует в своем шоу все разновидности фокусов. У нас же специализация: один показывает карточные трюки, другой читает мысли на расстоянии, третий занимается мелкой иллюзией. Копперфильд в совершенстве владеет всеми техниками, вплоть до так называемых сенсационных трюков, гранд-иллюзий.

  Его слава - результат его гастрольной стратегии. Он путешествует по всему миру, поэтому его знают миллионы. А мог бы заключить контракт с каким-нибудь казино в Лас-Вегасе или Монако, как делают другие. Денег бы зарабатывал больше, шоу были бы еще более грандиозные, но слава - не та.

  Дэвид объединил достижения всех иллюзионистов мира. Все необычное и оригинальное, что появляется в жанре, берется им на вооружение.

  И потом, что значит - чужой трюк? Он же не вставляет его автоматически в свою программу. Помощники Копперфильда вначале пишут сценарий, потом придумывают, как тот или иной фокус можно в этот сценарий вставить. Потом подключаются художники, осветители, дизайнеры, конструкторы, хореографы. Фокус приобретает такую богатую аранжировку, что авторы подчас падают на представлении со стульев - от их идеи остается сердцевина, которую не сразу и рассмотришь.

  Фокусники - как эстрадные певцы. Нередко они только виртуозно исполняют трюки, а придумывают их совсем другие люди. У Копперфильда работает супергениальный человек - Дон Вейн. Именно он разработал фокусы с исчезновением самолета и вагона, прохождение через Великую Китайскую стену. Без Вейна Дэвид на гастроли не ездит.

  Его первые фильмы из сериала "Магия Дэвида Копперфильда" снимал Орсон Уэллес - знаменитый американский актер и режиссер и замечательный фокусник. Он-то молодое дарование и раскрутил.

  Некоторые думают, что, если всю команду (80 человек), деньги ($500 тысяч - 1 млн. за выступление) и оборудование (60 тонн общей стоимостью $700 тысяч) Копперфильда передать другому иллюзионисту, тот во мгновение ока станет "звездой". Это глубокое заблуждение.

  Он ведь не только миллионные - он делает и десятидолларовые фокусы, причем блестяще. Он потрясающий артист, у него необычайный контакт с залом. В Москве он работал с переводчиком, и все равно его обаяние не потерялось.

  На сцене он без дублеров: и летает сам, и в воду прыгает. Это же колоссальные физические нагрузки. Вообще, говорят, что у него в жизни две страсти: фокусы и женщины".

  Прежде чем перейти к женщинам, немного о честности и судах.

  - Я летаю,- говорит Дэвид,- потому что на это есть спрос.

  Кому-то это покажется циничным. Но на самом деле слава Богу, что он циник. А представьте, если бы Копперфильд возомнил себя пророком?!

  - Сколько было мистификаций после его гастролей! - рассказывает Рафаэль Циталашвили.- Российские газеты писали всякую чушь про телепатию и паранормальные явления. Даже у меня спрашивали: "Скажите, он действительно летает?"

  Фокусники - самые честные люди в мире. Со своим-то умением творить чудеса они бы могли прикинуться великими спиритами, посланцами космоса или новыми мессиями. А они честно предупреждают: "Мы иллюзионисты! Все, что вы увидите, игра. Но игра виртуозная. Так насладитесь ею". Шоу Копперфильда по-настоящему может оценить профессионал. Я, например, его искусством наслаждаюсь. Все сделано правильно, по высшему классу.

  (Хотя какой бы из Копперфильда получился симпатичный мессия!)

  Но он, кстати, еще и судится.

  Когда пару лет назад его коллега по цеху Герберт Бекер собирался опубликовать книгу "Все секреты магии раскрыты" и объяснить в ней некоторые трюки Копперфильда, последний подал в суд, пытаясь не допустить публикации этого труда. Дело он проиграл, но издатели все равно изъяли из книги главы, посвященные его фокусам.

  Другой фокусник, с которым Копперфильд разбирался в суде, не только летал, как Дэвид (оказывается, там, на Западе, полеты иллюзионистов в порядке вещей), но и самым беспардонным образом копировал его позы. По позам-то его и разоблачили. Вообще-то, доказать, что один иллюзионист украл у другого трюк, крайне сложно: сама идея левитации не нова, ей не одна сотня лет.

  Так вот разоблаченному фокуснику вменили платить Копперфильду авторские - $5 тысяч за выступление - и честно сообщать зрителям, кто первым сей трюк исполнил.

  - С ним, конечно, опасно судиться,- говорит Рафаэль Циталашвили.- Суды - дело дорогое, а Дэвид богат. Но и он не всегда суд выигрывает. У него крадут фокусы. За неделю до его гастролей во Франции там по ТВ другой фокусник показал его знаменитое распиливание. Что делать в такой ситуации? Единственное - убирать номер из программы.


  В Интернете есть официальный сайт Дэвида Копперфильда. Из него можно многое узнать о разносторонних талантах нашего героя.

  В соавторстве с писателями-фантастами он уже выпустил несколько книг. В своем доме собрал библиотеку по магии. Есть у него и собственный музей реквизитов великих иллюзионистов.

  В Нью-Йорке Копперфильд открыл кафе своего имени. Официантов там нет. Голос из мрака спрашивает, что посетители будут кушать, потом заказанное материализуется на столах из воздуха.

  Дэвид Копперфильд помогает инвалидам: придумал для них программу - развивать ловкость рук. К счастью, он не клянется на каждом шагу, как Майкл Джексон, что любит детей.

  Короче, как написала одна американская журналистка, "самое худшее, что я могу сказать про Дэвида Копперфильда,- это то, что он подкладывает подплечники под свою блузу".

  Но если вы думаете, что публику интересуют только производственные успехи Копперфильда, вы глубоко заблуждаетесь. Нет ни одной пресс-конференции, на которой его не спросили бы об отношениях с Клаудией Шиффер. Пока это единственный трюк великого мага, который оказался разоблаченным. И похоже, эту оплошность ему еще долго не простят.

  О том, что Копперфильд и Шиффер - ненастоящие жених и невеста, поговаривали с самого начала. В 1997 году журнал "Пари матч" опубликовал копию контракта двух знаменитостей. Клаудия играла при Дэвиде роль эскорта. В специальном пункте оговаривалось, что ни одна из сторон не может требовать от другой близости. Топ-модели запрещалось появляться в обществе других мужчин и, естественно, разглашать условия контракта. Сколько денег получала Шиффер за услуги, точно не ясно: называли цифры от 35 тысяч немецких марок до $250 тысяч американских долларов. Но даже если присовокупить бриллиантовое кольцо, которое он ей якобы подарил, этого все равно мало за молодость (с 24 до 29 лет), проведенную в девках. И это в то время, когда все другие топ-модели: Хелена Кристенсен, Линда Евангелиста, Синди Кроуфорд - повыходили замуж и нарожали детей.

  Копперфильд подал на "Пари матч" в суд, требуя возмещения морального ущерба на сумму $30 млн. Кажется, дело до сих пор не завершено. Но то ли любовью действительно не шутят, то ли так сошлись обстоятельства, только начиная с 1997 года карьера Клаудии и Копперфильда явно переживала не лучшие времена. В одном интервью фокусник признался: он предпочел бы, чтобы эта проблема исчезла - как исчезают в его шоу поезда и самолеты.

  Летом 1999 года разразился настоящий скандал: папарацци застукали Клаудию, отдыхавшую в Испании в компании дизайнера Брюса Хоксемара. Очевидно, ее контракт подошел к концу.

  И напоследок кое-что о комплексах.
  - А почему он до сих пор не женится? - спросили у Рафаэля Циталашвили.
  - Для американца 43 года еще не возраст. А у него такой бешеный график работы - какая уж тут жена! Люди, которые его раскручивали, считали, что он должен быть свободным, чтобы каждая женщина в зале могла представить его своим принцем. Наверняка он в ближайшие годы этот образ изменит.

  А то, что у него с Шиффер ничего серьезного не получится, было ясно с самого начала. И дело не в том, был у них контракт или нет. Дело в том, что мама и папа Дэвида были против...


Источник информации: Людмила Лунина, журнал "Карьера" No.12, декабрь 1999.