Pop Iggy

Статья: Жизнь и песни Игуаны Попа

Сайт: Music Collection


Настоящее имя James Jewel Osterberg (р.1947, близ Энн Арбор, штат Мичиган) - американский певец, композитор, автор текстов. Выросший в семье учителя, Джеймс закончил престижную школу, затем поступил в университет штата Мичиган. Там он впервые познакомился с рок-н-роллом, фри-джазом и поэзией битников. В 1963 впервые попробовал себя в амплуа рок-музыканта, затем стал постоянным участником группы THE IGUANAS, откуда появился его псевдоним (Игги - сокращение от "игуана"). Затем он вместе с братьями, гитаристом Роном и барабанщиком Скоттом Эштоном (Ron/Scott Ashton), а также басистом Дэйвом Элександером (Dave Alexander) организовал группу THE STOOGES.

Композиции группы строились на простых аккордах с сырыми и мощными гитарными риффами и откровенных до грубости текстах. Голос Попа открытой манерой пения отчасти напоминал Джима Моррисона (Jim Morrison), вокалиста THE DOORS. Возможно, поэтому фирма грамзаписи Elektra заключила с Попом и его группой контракт. Продюсером первого альбома, вышедшего в 1969-м, стал бывший участник VELVET UNDERGROUND Джон Кэйл (John Cale). Продюсер и группа конфликтовали; Кэйл стремился внести в песни STOOGES авангардность и отстраненность, но своего он добился лишь в композиции We Will Fall, девятиминутном гимне унынию, обреченности и безысходности. Коммерческий провал альбома не стал неожиданностью.

Концерты STOOGES традиционно превращались в шоу разрушения и самоистязания - Поп выходил на сцену в полубессознательном состоянии, переругивался с залом, бил бутылки, падал на них спиной и, обливаясь кровью, продолжал концерт. Именно это впоследствии позволило музыкальным критикам назвать его "первым панком".

Второй альбом, Raw Power (продюсер - Дон Каллуччи (Don Callucci), вышел через год. При его записи Поп использовал некоторые приемы фри-джаза, вспоминая любимого им Колтрэйна (John Coltrane), что прибавило музыке экзотичности (композиция La Blues), но не увеличило объемы продаж. Поп начал увлекаться наркотиками, что не могло не сказаться на его творчестве. Через некоторое время Elektra расторгла контракт.

В начале 70-х годов в жизни Попа произошло два события, во многом определившие его дальнейшую жизнь и карьеру - он познакомился с гитаристом Джеймсом Уильямсоном (James Williamson) и Дэвидом Боуи (David Bowie). Уильямсон вошел в состав полураспавшейся группы, а Боуи, впечатленный безумной энергией Попа, не только помог ему получить новый контракт, но и взял сходный псевдоним - Зигги Стардаст (Ziggy Stardust). Боуи также выступил в роли продюсера третьего и последнего альбома STOOGES - Raw Power (1973). Он попытался смягчить звучание группы и отбраковал часть песен; впрочем, на коммерческой неудаче альбома это никак не сказалось. Предрекавшая скорое появление панк-рока, музыка STOOGES не могла быть популярной в эпоху психоделической музыки, лозунгов о мире, любви и цветах.

Два года спустя Поп вместе с Уильямсоном записал альбом Kill City, вышедший, впрочем, только в 1978-м (фирма Radar), а последними альбомами STOOGES стали два концертных альбома - Metallic K.O. (1976) и 2 X Metallic K.O. (издан в 1986). Оба они - вследствие чудовищного качества записи (были записаны на бытовой кассетный магнитофон) - имеют только коллекционную ценность.

В начале 1976 Поп, снова пристрастившийся к наркотикам, едва не покончил с собой. На помощь вновь пришел Боуи, предложивший ему записать сольный альбом. Для альбома The Idiot Боуи стал продюсером, пианистом, гитаристом и соавтором большинства песен, а также привлек к его записи музыкантов из своей группы - барабанщика Дэнниса Дэвиса (Dennis Davis) и басиста Джорджа Мюррея (George Murray). Альбом был проникнут влиянием группы THE DOORS, сочетавшимся с мягким, гипнотическим звучанием, характерным для творчества Боуи. Выход альбома совпал с началом панк-революции и новым интересом к старым записям STOOGES - их песни запели DAMNED и другие панки.

Следующий альбом, Lust For Life, записанный в Западном Берлине, был оптимистичнее The Idiot, и также принес его автору некоторые дивиденды. Британские критики назвали его "лучшим альбомом в творчестве Попа".

Во время концертного тура, когда были сделаны записи, вошедшие в "живой" альбом T.V. Eye, Поп исполнял несколько старых номеров, что было восторженно встречено как старыми поклонниками, так и новой генерацией.

На альбоме New Values вновь подключился Уильямсон. Следствием его выхода стало подписание контракта с фирмой Arista, посчитавшей Попа потенциально коммерческим артистом. Для записи следующего альбома была собрана супергруппа в следующем составе: бас-гитарист Гленн Мэтлок (Glenn Matlock, экс-SEX PISTOLS), гитарист Иван Крал (Ivan Kral, экс-PATTI SMITH GROUP), барабанщик Клаус Крюгер (Klaus Kruger, экс-TANGERINE DREAM), клавишник Баррю Эндрюс (Barry Andrews, экс-XTC), однако альбом Soldier потерпел неудачу и звучал почти банально. Следующий альбом, Party, продавался ещё хуже, контракт с Arista был расторгнут. Поп вновь погрузился в мир наркотических галлюцинаций; альбом Zombie Birdhouse, вышедший на маленькой независимой фирме бывшего гитариста BLONDIE Криса Стайна (Chris Stein) Animal Records, был наиболее отчаянным и некоммерческим.

Третий виток начался в 1983 году, когда вернувшийся на сцену Боуи выпустил альбом-бестселлер Lets Dance, одним из главных хитов которого была песня China Girl, написанная вместе с Попом еще для альбома The Idiot. Авторские отчисления и престиж подстегнули Попа (вместе с бывшим гитаристом SEX PISTOLS Стивом Джонсом (Steve Jones) они записали демокассету и показали ее Боуи, который немедленно предложил свои услуги в качестве продюсера будущего альбома). Альбом вышел лишь в 1986 году: у Джонса были проблемы с визой, и он не смог приехать в Америку, прислав Попу записанные гитарные партии.

Именно эта работа, получившая название Blah Blah Blah наконец-то позволила Попу занять по праву причитавшееся ему место в поп-музыке. Альбом был продан тиражом в несколько раз большим, чем все предыдущие вместе взятые. Следующие альбомы - Brick By Brick, American Caesar - подтвердили высокую репутацию музыканта, а начавшаяся волна музыки гранж (grunge) вознесла его на пьедестал прародителя и этого жанра. В 1990 он участвует в антиСПИДовом проекте Red Hot and Blue, записав вместе с экс-вокалисткой группы BLONDIE Дебби Харри (Debbie Harry) одну из старых песенок Кола Портера (Cole Porter). Последний его альбом, Naughty Little Doggie, ознаменован возвратом к энергичному грязному звучанию и прямолинейным грубым текстам 70-х годов.