Кляйн

Источник информации: Екатерина МИЛИЦКАЯ, еженедельник "МК-БУЛЬВАР" No.5, 2000.

  Старейшая "модная" журналистка Бернадин Моррис из New York Times однажды назвала Кляйна "феноменом нашего времени". На самом же деле, если присмотреться, Кляйн - типичное воплощение старой знакомой Великой американской мечты. Родился он в 1942 году в не самом аристократическом районе Нью-Йорка Бронксе, и карьеру в области моды выбрал для себя достаточно рано, поступив в нью-йоркский Fashion Institute of Technology. Несколько лет поработав подручным у различных модельеров, честолюбивый Келвин решил начать собственное дело. "Это как раз то, что мне нравится в Соединенных Штатах, - годы спустя делился Кляйн сокровенным в книге британского журналиста Колриджа "Заговор моды". - Здесь у всех есть шанс, если у тебя есть необходимые способности и готовность тяжко трудиться". Надо отдать Кляйну должное - и того, и другого было у него в избытке. Но присутствовали у него еще и два других необходимых, но почему-то не упомянутых маэстро качества - способность предвосхищать потребности публики и, конечно, удача.

  По легенде, именно удача помогла Кляйну раскрутить самую первую свою коллекцию, сделанную на деньги, занятые у друга (а ныне компаньона) Берри Шварца. Келвин выставлял свою коллекцию на одном из этажей гостиницы. Этажом выше располагался фешенебельный бутик. Однажды директор его, направляясь в лифте в свой офис, нажал не ту кнопку и попал на этаж, где молодой Келвин Кляйн как раз занимался оформлением своей экспозиции. Она настолько покорила бизнесмена, что он тут же сделал заказ на сумму в 50 тысяч долларов...

  С первых же лет своего успеха Кляйн сколько мог пользовался заработанными деньгами и положением в свое удовольствие. Даже в ту пору, когда реклама его коллекций еще не вызывала коллективной истерии у американских моралистов, он отнюдь не был образчиком для подражания. Он не пропускал ни одной вечеринки в знаменитом нью-йоркском ночном клубе 70-х "Студио 54", где ночи напролет колобродил в компании Энди Уорхола, Бианки Джаггер и других отвязных богемных персонажей. Он по-черному пил, без конца экспериментировал с наркотиками, его личная жизнь была до крайности беспорядочна... Впоследствии Кляйн назвал эти годы своей жизни "просто безумными". Однако при этом он ухитрялся еще и работать, и не просто работать, а с чрезвычайным коммерческим успехом. В начале 80-х стартовала рекламная кампания джинсов "от Кляйна". До этого джинсы считались одеждой, не достойной внимания модельеров, - Кляйн был первым, кто попытался предложить публике "дизайнерские" джинсы. Рекламируя их, Келвин сделал ставку на сексуальность джинсовой одежды. Символом секса пила "от Келвина Кляйна" стала девочка-подросток Брук Шилдс. Она призывно улыбалась с рекламных фото: "Ты знаешь, что между мной и моими джинсами ничего нет?.."

  Кляйн запомнил рецепт своего успеха. И десять лет спустя решил использовать его еще раз. К тому времени жизнь дизайнера всерьез переменилась. Безумные годы подошли к концу, после курса лечения в специализированной клинике он распрощался с наркотиками, к тому же женился на своей ассистентке Келли Ректор. Правда, сплетники еще долго твердили, что Кляйн на самом деле гей и женился лишь ради того, чтобы соблюсти приличия... Но, может, они просто завидовали семейному счастью: Келвин и Келли жили душа в душу, переехали в новый дом в Ист-Хемптоне на берегу моря, где Келвин окончательно предался здоровому образу жизни: вечерние прогулки по пляжу, пробежки по утрам, плавание...

  В 1992-м Кляйн вновь потряс нравственные устои Америки. На новых постерах Кляйна полуобнаженная начинающая модель Кейт Мосс сидела в обнимку с рэппером Марки Марком. Худенькие, похожие друг на друга прической, лицом, фигурой - и одеждой. Новую одежонку от Келвина Кляйна, рассчитанную на худосочных подростков любого пола, могли с одинаковым успехом носить как девушки, так и юноши. И опять молодежь встретила идею Кляйна на ура. Ну а старшее поколение поспешило обвинить Кляйна в использовании несовершеннолетних в съемках, близких к порнографическим. Тут, однако, у ревнителей морали вышла промашка - щуплая Кейт Мосс выглядела натуральным ребенком, между тем как ей уже сравнялось 18, а стало быть, о "сексуальной эксплуатации несовершеннолетних" речи идти не могло. Но общественность это уже не волновало. История повторялась - скандал нарастал, пуритане обвиняли Кляйна в разврате и увлечении детской порнографией, в августе 1995-го "подростковые" рекламные постеры и ролики Кляйна были даже запрещены к дальнейшей демонстрации - а тем временем молодежная одежда от Кляйна раскупалась на ура, и стиль унисекс шагал по планете...

  Сам Келвин Кляйн, впрочем, ни в коей мере не числит себя в теоретиках унисекса - он просто удачливый бизнесмен, умеющий предугадывать настроения и желания публики. Говорят, излюбленное хобби Келвина Кляйна - изысканные рестораны, особенно японская кухня: он считает, что хорошая кухня - главное, из-за чего стоит быть богатым и знаменитым. Что ж, можно придерживаться любого мнения о дизайнерских талантах Кляйна, однако следует признать: свой кусок суши с морской капустой он, безусловно, заработал...