Кино

Статья: Группа "Кино"

Сайт: Русские песни


В 1976 Цой познакомился с автором песен и певцом Максимом Пашковым, вместе с которым они чуть позже организовали группу "Палата 6". Вопреки господствовавшей моде, предписывавшей играть хард-рок, а позже что-нибудь в стиле "Машины времени", "Палата" пыталась исполнять собственного сочинения бит.

Наступление "новой волны" послужило катализатором изменений на ленинградской подпольной рок-сцене: появились новые группы, в воздухе повеяло свежими музыкальными идеями. Именно в этот период Цой начал сочинять собственные песни, как правило, основанные на его точных жизненных наблюдениях.

Осенью 1980 он в компании с "Автоматическими удовлетворителями" побывал в Москве, где играл на квартирных концертах, а 21 марта 1981 дебютировал на сцене кафе "Трюм" в качестве бас-гитариста той же группы.

Осенью 1981 на свет появилась группа "Гарин и гиперболоиды" в составе: Цой, Алексей "Рыба" Рыбин (p. 21 декабря 1960, Ленинград) (гитары и вокал) и Олег "Базис" Валинский (барабаны). Последние двое представляли собой две трети еще одной бит-группы "Пилигрим" (оставшейся третью был будущий гитарист "Объекта насмешек" Андрей "Дюша" Романов), а Рыбин, помимо того, репетировал с группой "Абзац". В ноябре 1981 они вступили в Ленинградский рок-клуб. Весной 1982, заменив прежнее название на "Кино", записали на студии Андрея Тропилло альбом "45" (названный так по длительности его звучания). В качестве саунд-продюсера выступил Борис Гребенщиков.

На протяжении следующего года "Кино" дало еще несколько концертов в Москве (иногда с ними выезжал барабанщик "Аквариума" Петр Трощенков). В марте 1983 "КИНО" снова появилось на сцене Ленинградского рок-клуба в составе: Цой, Рыбин, Георгий "Юрий" Каспарян (гитара), Максим Колосов (бас) и Борис (барабаны). Той же весной оригинальный состав "Кино" распался. Цой еще на год пропал, а Рыбин играл в московской группе Сергея Рыженко "Футбол". Единственным документом этого периода стал альбом "46", репетиционная запись новых песен Цоя, без его ведома распространенная звукорежиссером Алешей Вишней.

В мае 1984 "Кино" в составе: Цой, Каспарян, позаимствованный у "Аквариума" бас-гитарист Александр Титов (р. 18 июля 1957, Ленинград) и новый барабанщик Георгий "Густав" Гурьянов, за два месяца отрепетировали новую программу и вышли на сцену 2-го Ленинградского рок-фестиваля, где произвели настоящую сенсацию, став его лауреатами и самым ярким открытием. В ноябре 1985 занятого в "Аквариуме" Титова сменил Игорь Тихомиров (p. 14 апреля 1961, Ленинград), бас-гитарист "Джунглей" и "Популярной механики" (участие в которой периодически принимали и остальные музыканты "Кино"). С этого момента и до самого конца состав "Кино" оставался неизменным.

Звучание "Кино" в этот период было модным. Музыканты внимательно наблюдали за эволюцией музыкального процесса на Западе и пытались найти применение наиболее интересному из услышанного в своей музыке. Песни "Кино" отличает обилие свежих мелодических находок, а в текстах Цоя романтико-героическая поэтика соседствует с реалистическими зарисовками с натуры, сдержанной иронией и юмором. В 1986 группа с успехом выступает на совместном фестивале Ленинградского рок-клуба и Московской рок-лаборатории в ДК МЭИ (Москва).

После успеха альбома "Группа крови" (1988), а также эпизодического появления группы "Кино" в фильме Сергея Соловьева "Асса", страну охватила настоящая "КИНОмания".

Романтический герой Цоя оказался необычайно созвучен настроениям молодых слушателей "поколения перемен". После завершения съемок в картине Рашида Нугманова "Игла" (1989) группа вернулась к активной гастрольной жизни.

В 1988-90 "Кино", в атмосфере все более нараставшей вокруг имени Цоя экзальтации тысяч юных поклонников, дало десятки концертов по всей стране. В рамках движения "Next Stop" они гастролировали в Дании, выступили на крупнейшем во Франции рок-фестивале в Бурже, приняли участие в советско-итальянском рок-фестивале "Back In The USSR" в Мельпиньяно.

В 1989 вышел альбом "Звезда по имени Солнце", первый и последний в истории группы записанный в профессиональной студии. В том же году ленинградского директора группы Юрия Белишкина (позднее работал с "ДДТ") сменил москвич Юрий Айзеншпис, а полгода спустя, 15 августа 1990, Виктор Цой погиб в автокатастрофе.

Той же осенью трое оставшихся участников "Кино" доработали чудом уцелевшую в аварии пленку с демо-записью новых песен Цоя, известную сегодня как "Черный альбом" (1990). Позднее, усилиями вдовы Цоя Марьяны, вышел альбом "Неизвестные песни Виктора Цоя" (1992), включавший ранние записи "Кино", а на протяжении 90-х годов все ее творческое наследие было переиздано на компакт-дисках "Moroz Records". В 1996 "Отделение Выход" издало совместный концерт Майка Науменко и Виктора Цоя, записанный в Москве в январе 1985.

Сразу после 1990 пути бывших участников "Кино" разошлись: Гурьянов покинул музыку и занялся живописью; Тихомиров руководил клубом "Polygon", играл с Александром Ляпиным, а летом 1995 стал участником группы "ДДТ"; Каспарян, после периода молчания, вернулся в музыку с инструментальным альбомом "Драконовы ключи" (1996), а позже работал над новыми проектами с бывшим лидером "Наутилус помпилиус" Вячеславом Бутусовым.

Алексей Рыбин после ухода из "Кино" вновь начал играть в 1995, организовав группу "Оазис Ю", в которой принимали участие экс-басист "Зоопарка" Наиль Кадыров, а также Сергей Курехин и Михаил "Фан" Васильев из "Аквариума" и "Трилистика". Они издали два альбома современного рока "Воспитание детей красотой подводной жизни" (1995) и "Спорт обречен" (1996). В 1997 Рыбин вместе с Алексеем Раценом (экс-"Телевизор", "Аквариум", "Турецкий чай") подготовил альбом "Асфальт" с кавер-версиями песен раннего "Кино".

Помимо "Ассы" и "Иглы" Виктора Цоя и группу "Кино" можно видеть в фильмах "Конец каникул" (1986), "Йях-ха" (1986), "Город" (1987), "Рок" (1988).