Pollock

Автор: Том Кларксон. По материалам "F1 Racing". 24.01.2002

Статья: Последнее интервью: Крейг Поллок: "Команда - это моя жизнь"

Сайт: Частный сайт о больших гонках



Хороший офис, красивая обстановка. Чьи это трофеи?

Они принадлежат Жаку, но он совершенно не заботится о своих наградах, приходится это делать мне.

Как босс команды, вы выросли за последние три года?

Конечно. Поначалу нужно было утвердиться в этом мире. "Формула-1" - это закрытый клуб, чем то похожий на палату общин. Теперь я - часть этого клуба.

Но ваша карьера в "Формуле-1" всегда базировалась на достижениях Жака, не так ли? Если бы Жак ушел из гонок, или, не дай Бог, погиб, вы бы продолжили работу?

Я не хочу думать об этом. Жак почти член моей семьи.

Именно поэтому я и спрашиваю...

Для меня Жак не просто гонщик "Формулы-1". Но если он погибнет, или уйдет в другую команду, то я не уйду. Эта команда - часть моей жизни, то, что я сделал сам, она очень близка мне. Сейчас многое изменилось и никто не удивится, если Жак уйдет из "БАР", но я не уйду.

Когда вы начали работать с Жаком?

Мы встретились в паддоке "Гран-при Японии" 1991 года. Я работал на трассе и встретился с длинноволосым парнем, в темных очках и майке Camel, рекламирующим календарь с Жилем Вильневом. Он первым заговорил: "Кажется вы учили меня кататься на лыжах в Швейцарии". Жак хотел, чтобы я стал его менеджером. Сначала я отказался, но он был настойчив и сперва я работал с ним по неполному графику, а потом бросил все и стал менеджером Жака.

Почему он поверил в вас?

Я когда-то учил его, а чтобы заставить человека учиться, нужно заставить его поверить в преподавателя и Жак верил в меня. Он знал, что я никогда не сделаю ничего плохого по отношению к нему или его карьере. На самом деле я скорее бы навредил себе. Хотя я был строгим учителем.

Вы на самом деле были хорошим учителем?

Наверное. Мне нравилось работать с детьми и я до сих пор контактирую с многими бывшими учениками, а это хороший показатель.

Почему вы решили этим заняться?

После школы я не был на 100% уверен в том, чем именно я хотел бы заниматься. Мне нравился спорт и, недолго думая, я решил стать тренером до тех пор, пока не надоест, или возраст не возьмет свое.

Тогда у вас не было сегодняшнего честолюбия?

Одно качество проявилось уже тогда, я всегда хотел быть первым. Проработав год в школе, в Виларсе, я возглавил физкультурный комитет, еще через год - спортивную администрацию. Следующих шагом должен был быть пост помощника директора школы, потом - директора, но у меня не было квалификации.

Каким ребенком был Жак?

Отличный ребенок, но я не уделял ему особенного внимания, таких было много. В этой школе учились дети известных родителей, так что Жак и Мелани Вильнев не стали исключением.

Если бы вы не встретились с Жаком, то чем бы занимались сейчас?

Наверное имел бы какую-нибудь причастность к автоспорту, но скорее к администрации, чем к конкретной команде. Я занимался этим еще до знакомства с Жаком.

Хорошо. Давайте вернемся в настоящее время. Насколько важен Жак для "BAR" и "BAT"?

Поначалу он был очень нужен, сейчас, когда команда твердо стоит на ногах, положение немного изменилось, но он по-прежнему важная часть команды. Она бы просто не существовала, если бы не Жак.

Именно поэтому вы платите ему такие деньги?

Он второй среди высокооплачиваемых гонщиков в истории "Формулы-1", но эт деньги он полностью отрабатывает в машине.

Он на самом деле акционер команды?

Нет, у него никогда не было акций. Он не может владеть акциями команды, за которую выступает, иначе это могло повлиять на его работу.

Он финансировал покупку акций вами?

Нет.

Тогда почему он так важен для BAT?

Они хотели заполучить в команду чемпиона мира, команда строилась вокруг Жака. Точно так же, как "Феррари" построена вокруг Михаэля Шумахера.

Но Михаэль остался Михаэлем, а Жак не побеждал в гонках с 1997 года. Вы не думали, что его лучшие годы позади?

Конечно нет. Жак был демотивирован тем, что машина совершенно не прогрессирует и не слишком доверял технике, на которой выступал. Но я не думаю, что это позволяет делать другие выводы.

Вы не думаете, что близкие отношения с Жаком могут стать источником проблем для Оливье Паниса?

Нет, наши гонщики хорошо работают вместе и я очень старался получить доверие Оливье. Я хорошо знаю ситуацию и хочу сказать, что у меня отличные отношения с Оливье. Он - отличный парень. Он доверяет команде и знает, что команда поддерживает его так же, как Жака.

Вы как-то сказали, что Жак и Оливье - самая сильная пара пилотов в "Формуле-1"...

Я так считаю и сейчас. Мне нравятся гонщики, которые умеют выжать максимум из машины. Я считаю, что Жак и Оливье, если мы снабдим их достойной машиной, способны выиграть чемпионат для "БАР".

Кого вы считаете лучшим гонщиком в мире?

Многие считают таковым Михаэля Шумахера, но если говорить о чистом таланте, то я бы поставил вперед Жака. Было бы интересно посмотреть на них в одной команде, сравнить. Мне бы очень хотелось посмотреть на это.

Большинство боссов "Формулы-1" провели всю жизнь в гонках. Они всегда интересовали вас?

Я воспитывался в Шотландии, совсем близко к трассам в Кнокхилле и Инглистоне. Нашим соседом был главный маршал трассы в Инглистоне и я часто ездил с ним на гонки. Джим Кларк был легендой тех мест, так что от "Формулы-1" я был в восторге.

Вы дали ясно понять, что преданы "Формуле-1". Но насколько предана ей компания BAT?

Они должны поддерживать нас до 2006 года, кроме того у них большой пакет акций команды, так что сотрудничество должно быть долгосрочным. Если конечно они не захотят продать свои акции.

Каким вы видите будущее команды?

Очень важно, что руководители команд стараются обеспечить стабильность нашего спорта, потому что любая неустойчивость скажется на всех. Я не думаю, что кто-то в состоянии предсказывать будущее, но думаю, что необходимые решения будут приняты в ближайшее время.

чего будут касаться эти решения?

Нас ждет очень интригующее время, спорт войдет во вторую, более продвинутую стадию своего развития.

Более продвинутую?

Да, раньше "Формула-1" была группой предпринимателей, создавших команды.

Вы считаете, что Рон Деннис был бы подходящим преемником Берни Экклстоуна?

Да, он справится, но вряд ли захочет отдать все остальное. Нельзя одновременно управлять командой и "Формулой-1".

Кого вы больше всех уважаете в "Формуле-1"?

Всех руководителей команд, хотя Рон и Френк займут места наверху моего списка. Они всегда способны повторить свой успех, а это очень непросто. Потом - Берни и Жан Тодт.

Экклстоун и вправду талантлив?

Это самый умный бизнесмен из тех, что мне встречались. Это единственный знакомый мне человек, который может одновременно вести три беседы по телефону и все равно не пропустит удар.

А Макс Мосли?

После 20-секундного молчания... Я уважаю его интеллект.

Что на самом деле произошло в 1999-м, когда компания BAT хотела раскрасить машины команды по-разному, одну - в цветах "Lucky Strike", другую - в цветах "555"?

Был спор между BAT и ФИА, табачная компания собиралась рекламировать две марки, в ФИА хотели нас остановить. Мы пошли в суд и победу отдали ФИА, потому что руководство "Формулой-1" - это закрытый клуб. Если вы хотите участвовать, то должны принять правила этого клуба, даже при том, что в регламенте никаких ограничений по этому поводу нет.

Вы считаете это решение недальновидным?

Командам было бы проще искать источники финансирования, если бы была возможность одновременно работать с двумя независимыми титульными спонсорами, одну машину отдать одному, другую - второму.

Как вы ухитрились выжать деньги из BAT, это не удавалось очень многим, к примеру Дэвиду Ричардсу?

У меня были давние отношения с дочерней компанией BAT - "Imperial Tobacco", на самом деле все произошло случайно, как и знакомство с Жаком. В середине его сезона в японской "Формуле-3" в 1992 году мне позвонил менеджер "Players", пригласивший Жака провести гонку "Формулы Атлантик" в Труи Ривьере. Я заинтересовался этой гонкой и мы встретились с представителем "Imperial Tobacco". Он посмотрел на меня и сказал: "Кто это? Это не Жак Вильнев. Это не тот Жак Вильнев, о котором я говорил." Выяснилось, что он хотел пригласить брата Жиля Вильнева, его тоже звали Жак. Менять что-либо было уже поздно и Жак финишировал третьим. С тех пор мы сотрудничаем.

Тогда вы уже думали о "Формуле-1"?

Да, нужно было провести Жака через "Формулу-3000" в "Формулу-1". Но люди из "Players" убедили меня в том, что Индикар - тоже отличный способ попасть в "Формулу-1" . В результате мы с Барри Грином создали команду вокруг Жака и через год он выиграл чемпионат. Уже в середине этого сезона мы начали говорить о "Формуле-1".

Что на самом деле произошло между вами и Эдрианом Рейнардом (и Риком Горном, одним из соучредителей "БАТ")? Почему вы поссорились?

Сначала мы, все вместе, недооценили сложность задачи, за которую взялись. Мы были потрясены в 1999 году. Эдриан тоже предприниматель, он имел свои взгляды на управление бизнесом, я - свои. Командой не могут управлять двое с разными взглядами.

Вы поссорились из-за огромных денег, вложенных в команду?

Дело не в этом, просто мы совсем разные.

Хорошо. Насколько вы богаты?

Еще одна 20-секундная пауза... Намного богаче, чем был, когда преподавал.

Давайте обсудим, как вам удалось переманить Джефа Уиллиса (главного аэродинамика "Вильямс") и не отдать инициативу "Ягуар"?

Знаете, Рон Деннис тоже не хотел его отпускать. Джеф сам был не против уйти в команду, в которой он смог бы играть ведущую роль. В "Макларен" он бы играл вторую скрипку после Эдриана Ньюи, все равно считалось бы, что машину построил Ньюи. В "БАР" такого не будет.

(Примечание интервьюера: Поговаривают, что увольнение Поллока стало следствием именно этого перехода, скорее это был удар по Уиллису со стороны бывших коллег из "Вильямс")

Но подписание контракта с Джефом - удар для Малькольма Оастлера, технического директора "БАР"?

Нет, Джеф добавляет силы нашей технической команде. На Малькольме сходилось слишком много всего, он просто физически был не в состоянии решать все вопросы одновременно. И Джеф, как технический директор, помогал Оастлеру, как техническому директору.

Давайте забудем о гонках. Кто из исторических фигур служит для вас источником вдохновения?

Еще одна большая пауза... Трудный вопрос, дайте подумать... Я вдохновлен провидцами, хотелось бы встретится с Билом Гейтсом. Программы у него действительно ужасные, но он придумал концепцию у себя в гараже и имел достаточную деловую хватку, чтобы собрать вокруг себя лучшие умы в этой области. Это я называю провидением.

У вас есть амбиции вне "Формулы-1"?

У меня есть ресторан в Монреале и некоторые инвестиции в другие проекты - аэропорты, частная швейцарская авиакомпания, есть совершенно новый проект - "Motor Solutions". Но это только инвестиции - одна сотая процента тех усилий, которые идут на команду.

У кого бы вы хотели остаться в памяти?

Я никогда не думал об этом, подобное меня не интересует. Если вы хотите подарить мне цветы, сделайте это пока я жив.