Polehina

  ...Роль Оли Васильевой в фильме "Дочки-матери" (на дворе стоял 1974 год) Сергея Герасимова сыграла дебютантка, студентка герасимовской мастерской Любовь Полехина. Воспитанница детского дома ищет мать и по ошибке попадает в благополучную столичную семью своих однофамильцев. Оля Васильева - хороший, добрый человечек, но она, как и любой обделенный теплой домашностью, выросший на казенных харчах ребенок, не особенно разбирается в тонкостях человеческих отношений, нюансах, недоговоренностях. Иногда от ее душевной неуклюжести, от максимализма и беспощадной прямоты становится неловко, но чаще к горлу подступает комок жалости.
  Актриса много снималась. Хорошие фильмы, хорошие роли: Соня в телевизионном фильме "И это все о нем", Санька Волкова в дилогии "Юность Петра" и "В начале славных дел", Олимпиада в "Вишневом омуте", Евдокия в "Демидовых"... Но последний фильм с участием Полехиной вышел в 1993 году. Потом - все, как отрезало. Я долго не решалась набрать телефонный номер: опасалась, что в который раз поранюсь об осколки судьбы, вдребезги разбитой кинематографом...

  - Люба, я прекрасно помню ваш курс во ВГИКе: Лариса Удовиченко, Света Смехнова, Зураб Кипшидзе, Света Дирина... Мы бегали на ваши показы, на занятия в танц-классе, если так можно назвать холл четвертого этажа. "Герасимовские девочки" все были как на подбор.

  - Сергей Аполлинариевич был большим знатоком женской красоты и психологии. Большинство студентов нашего курса стали известными актерами и режиссерами: Герасимов и Тамара Федоровна Макарова вели совместную актерско-режиссерскую мастерскую. Огромная заслуга нашего мастера в том, что он снимал своих студентов, делал их известными.

  - Честно говоря, я давно потеряла вас из виду. Вы родились в деревне Васильевка Курской области...

  - Да, там я окончила школу и уехала учиться в харьковский техникум, где готовили модельеров одежды. На этом настояла мама - она считала актерскую профессию ненадежной и несерьезной. Я проучилась год... и подалась во ВГИК. Прошла все творческие туры с отличными отметками.

  - Люба, отчего вы не снимаетесь последние семь лет?

  - После окончания института я вышла замуж за, своего однокурсника, колумбийца Марио Ривейро. Он стал известным режиссером.

  - Значит, вы живете в Колумбии?

  - Нет, в США, в, Майами.

  - Вот это да! То-то я думаю, с чего это голос у вас такой веселый... Солнышко чуть ли не круглый год, вилла с бассейном?

  - Там у каждого дома бассейн. Мы с Марио развелись, но остались хорошими друзьями. У нас двое детей: Дмитрий (ему восемнадцать) и Милена (ей двенадцать). Сын учится в специализированной школе для музыкально одаренных детей. У него прекрасный оперный голос редкого и красивого тембра - баритональный тенор. Преподаватели прочат Дмитрию большое будущее, он уже сейчас выступает с профессиональными симфоническими оркестрами. Вскоре уедет на стажировку в La Scala. Дети свободно говорят на трех языках: русском, испанском, английском. Они влюблены в русское искусство. Сын смотрит все наши фильмы - благо в Майами нет проблем с видеокассетами с русскими картинами. Яростно защищает наших режиссеров и актеров, если кто-нибудь при нем их критикует.

  - Сколько лет вы живете в Америке?

  - Три года. До этого пять лет жила в Колумбии. Я не сразу после замужества уехала из России. Не хотела - много снималась на родине. Уехала в отпуск, но вынуждена была там остаться.

  - Вы способны себя сами прокормить?

  - Бывают перебои, но, в принципе, я постоянно работаю. Конечно, ужасно, что прекрасные русские актрисы сейчас не востребованы. Но очень многое зависит от самого человека.

  - Звучит очень по-американски. Но я плохо верю, что человек может оседлать свою судьбу.

  - Когда я приехала в Колумбию, то тамошнее кино показалось мне таким некачественным, низкопробным. Я и смотреть-то не могла колумбийские сериалы, не говоря уже о том, чтобы в них сниматься. Рвалась в Россию. Но у меня не было выхода, мне с детьми не давали разрешение на выезд. За год выучила испанский, начала сниматься, организовала группу учеников, делала на телевидении роли для актеров - это называется "tutoring" (тренаж, репетиторство). Сейчас работа в советском кино представляется мне волшебным сном. Конечно, существовали и цензура, и скрытая безработица. Но таких условий кинопроизводства нет ни в одной стране! Полуторачасовой фильм снимали год. Я получала сценарии за четыре месяца до начала съемочного периода, обсуждала роль с режиссером, долго репетировала. А в Колумбии получасовую серию (новеллу, как там говорят) снимают за один день. И иногда за ночь ты должен выучить 30 страниц текста.

  - Чем вы занимаетесь в Штатах?

  - Преподаю. Главная моя забота - дети. Но я никогда не чувствовала себя заброшенной и одинокой.

  - Счастливый характер.

  - Наверное. Может быть, это от природы. В любой ситуации я стараюсь сохранять внутренний покой, равновесие, доброжелательность. Радуюсь тому, что есть. В этот мой приезд в Москву встретилась со старыми друзьями: Сашей Панкратовым-Черным, Сашей Подболотовым, исполнителем русских романсов. Если получится, то я открою в Америке свою актерскую школу и непременно приглашу преподавать своих товарищей. Русская актерская школа - лучшая в мире.

  - Люба, вы получаете предложения сниматься от российских режиссеров?

  - Да, но здесь от проекта до его реализации - дистанция огромного размера. Начинают снимать, потом останавливаются из-за нехватки средств. А я не могу оставаться в России надолго.

  - Как вы думаете, может ли сейчас девочка из глубинки приехать в Москву, поступить во ВГИК и учиться при нынешних-то стипендиях? Многие семьи не в состоянии содержать студента.

  - Мне тоже никто особенно не помогал. Папа умер, когда я училась в пятом классе, мама, учительница, осталась с тремя детьми на руках. Конечно, тогдашняя стипендия как-то соотносилась с ценами. Не пошикуешь, но и с голоду не умрешь. На 1-м курсе я работала в ЖЭКе и не видела в том ничего зазорного. Во всем мире студенты подрабатывают. И к людям, которые прошли "трудовую школу", относятся лучше, чем к тем, кто сидел на родительской шее. Мне повезло, я поступила во ВГИК в 72-м и уже на втором курсе получила главную роль в кино. И потом много снималась. По тем временам я получала хорошие деньги за любимую работу. Никогда не жила по углам, не сидела без куска хлеба. Мне не на что обижаться.



Автор: Марина КУЗНЕЦОВА
Исходный текст: "Алфавит" No.37, 2000.