Isaev

Автор: Олег Грибков

Статья: Жертвы бюджета

Сайт: Алфавит

Сайт:

Жертвы бюджета

Общественное движение "Отечество - вся Россия" шло на выборы, провозглашая идеи серьезного повышения заработной платы работникам бюджетной сферы, и в своей законотворческой деятельности хотело сделать эту задачу приоритетной. Потому наш корреспондент Олег Грибков обратился с этими вопросами к депутату Госдумы Федерального собрания РФ от фракции "ОВР" Андрею Исаеву...

- Диспропорция в оплате труда между бюджетниками и внебюджетниками приводит к тому, что в ближайшее время бюджетная сфера может оказаться на грани развала. Мы считаем, что низкий уровень легальной зарплаты порождает и другие бедствия. К примеру, сегодня стоит вопрос о пенсионной реформе. Но никакая пенсионная реформа не будет возможна без серьезного повышения легальной, то есть налогооблагаемой заработной платы. Потому что именно с нее взимается социальный налог, используемый для выплаты пенсий.

- Что же предпринимает ваша фракция?

- По нашему заказу Академией труда и социальных отношений разрабатывается проект закона об общих принципах регулирования оплаты труда и предпринимательского дохода. Этот закон установит общие обязательные принципы оплаты труда в государственном секторе экономики и рекомендательные для частного сектора. Мы предполагаем внести этот документ на рассмотрение Госдумы к апрелю.

В ближайшее время мы предложим поправки к закону о госслужбе. Они ликвидируют нынешнее деление на бюджетников и государственных служащих. Сейчас работающие на государство разделены на две неравные по правам категории. К примеру, секретарша, работающая в городском управлении образования, - госслужащая, а директор школы - бюджетник. Служащие превращены в своеобразное дворянство с особыми условиями оплаты труда, получения пенсий и других социальных льгот. Вместо единой тарифной сетки мы предложим три: одна для всех рабочих, занятых на государственных предприятиях, вторая - для специалистов среднего уровня, третья - для высококлассных специалистов, куда могут попасть и министр, и доктор наук. Критерием оценки будет не место службы, а уровень квалификации. Для каждой сетки установится свой межразрядный коэффициент и в соответствии с ним - уровень оплаты труда.

- Вы говорите о планах. А что делается сейчас?

- Действующий КЗОТ гарантирует всем работникам заработную плату не ниже минимальной. Сегодня правительство фактически обходит это положение кодекса, устанавливая доплаты для тех, кто получает меньше двухсот рублей.

Недавно Госдума приняла в первом чтении закон о повышении первого разряда единой тарифной сетки до уровня минимального размера оплаты труда (МРОТ). Сам МРОТ с 1 января 2001 года составляет 200 рублей, а с 1 июля должен подняться до 300. Но, к сожалению, нами уже получены отрицательные заключения правительства и президента РФ по этому законопроекту.

Тогда мы предложили внести поправку, которая устанавливает, что первый разряд единой тарифной сетки до 1 сентября 2001 года останется 132 рубля, а с 1 сентября поднимется до 300 рублей. К этому моменту закончится отпускной период в школах, который требует больших разовых выплат учителям, и у государства уже появятся дополнительные доходы. Власти будет проще справиться с задачей. По нашим сведениям, у правительства и у президента отношение к такой поправке негативное. Но, отвергая наши предложения, они не предлагают ничего. Тем не менее мы рассчитываем на поддержку депутатов.

- МРОТ тоже надо повышать.

- Нам удалось оторвать МРОТ от остальных платежей. Он будет устанавливаться отдельным законом. С 1 октября мы предлагаем повысить его до 450 и с 1 января 2002 года до 650 рублей. Заметим, 650 рублей - это 40 процентов от прожиточного минимума на 2002 год. Сегодня прожиточный минимум составляет 1300 рублей на работающего человека.

- Но ведь 40 процентов - крохи.

- После достижения этой цифры мы внесем законопроект, который будет устанавливать МРОТ ежегодно, исходя из закона о федеральном бюджете, в соответствии с величиной прожиточного минимума: 2002 год - 40 процентов, 2003 - 60 процентов, 2004 - 80 процентов, 2005 - 100 процентов. Фактически мы выдвигаем четырехлетнюю программу повышения МРОТ до уровня прожиточного минимума. Если исполнительная власть не соглашается с такими темпами роста, пусть предложит свои. Тем более что повышение МРОТ до уровня прожиточного минимума заложено в правительственной программе.

Наши оппоненты говорят, что быстрые темпы роста заработной платы могут ускорить инфляцию. Мы, напротив, считаем, что с повышением зарплаты вырастет и налоговая база. Сегодняшний официальный МРОТ ниже 10 долларов США. Получается, государство делает вид, будто верит, что на 200 рублей можно прожить, а в ответ на это - массовая выплата зарплат "черным налом". Это не позволяет собирать налоги для того, чтобы повышать доходы бюджетников, и это грозит самим работникам не накопить нормальную пенсию.

- А прожиточный минимум в 1300 рублей разве соответствует действительности?

- Потребительская корзина, по которой сегодня рассчитывается прожиточный минимум, была утверждена в 1992 году, ее необходимо пересмотреть. Правительство утверждает, что на это ему требуется четыре года. Мы считаем, что можно и нужно справиться уже к следующему бюджетному году.

На это предложение от имени правительства нам ответила Валентина Ивановна Матвиенко. Мол, если рассчитать потребительскую корзину на основании научных показателей, придется повышать пособия. К сожалению, финансовый блок нашего правительства зачастую рассуждает так: лучше сказать, что денег нет, чем пытаться решить проблему.

Наши инициативы, конечно, встретят серьезное сопротивление. Возможно, их придется подкреплять акциями и действиями трудовых коллективов и профсоюзов за стенами парламента. Такой вариант подкрепления законодательной инициативы "ОВР" вполне возможен.

Справка "Алфавита"

Директор Института социальной политики Академии труда и социальных отношений профессор Давид Федорович Шавишвили утверждает, что величина МРОТ, в том или ином виде, определена законодательствами всех цивилизованных стран. Только там это не размер минимальной месячной зарплаты, а минимальная ставка почасовой оплаты. К примеру, в США она составляет 6 долларов.

В 1992 году, когда наша страна только намечала переход на капиталистические рельсы, правительство РФ собиралось ввести почасовую ставку, но постеснялось: по подсчетам экономистов, она должна была составить всего 3 цента. Тогда и придумали месячный МРОТ, который составил 24 рубля, - правительство исходило из реальной экономической ситуации. Этот мизерный МРОТ быстро стал универсальным мерилом для разных социальных выплат, начисления пенсий, штрафов... Но из-за своих размеров он превратился в мощный тормоз развития экономики.

Малайзия, Гонконг, Корея и многие другие страны в какой-то период своей истории устанавливали почасовую ставку 1 доллар, не имея на то экономических предпосылок. И эта мера способствовала их развитию.