Тюнина

Автор: Марина Мурзина

Статья: Актриса не из того века

Сайт: "Аргументы и Факты"

Фото: "Аргументы и Факты"



С ДЕТСТВА театр мне казался удивительным, прекрасным миром, хотелось жить в нем. До сих пор помню, как играла в подмосковной школьной студии Электру, и это было абсолютное счастье. Раз испытаешь - и "отравлен" навсегда. Это идиллическое восприятие профессии сохранилось. Видимо, еще и потому, что этому способствует атмосфера, созданная Петром Наумовичем Фоменко. Как и в любом театре, у нас бывает по-разному, как прожить без проблем? Но все проходит в какой-то мягкой, интеллигентной форме. Кстати, мы играем в ограниченном пространстве, без сценической площадки. Совсем другая связь возникает со зрителем.

...Есть зритель, который приходит, как к старым знакомым, изначально настроенный доброжелательно, в состоянии открытости, он является твоим другом. Такой способен не просто попытаться понять, что мы делаем, но и что-то, быть может, простить. Но мне интересен и другой зритель, "не наш", в чем-то настороженный, напряженный, пришедший впервые и совсем нас не знающий. Это не то что игра на преодоление. Интересны и те, кто кашляет, ерзает, вздыхает, потому что увлекает сам процесс погружения в человека, изначально настроенного не на твою волну. Даже начинаешь фокусироваться на таких и для них играешь. Театр же вообще, по-моему, должен поднимать человека, давать возможность взглянуть на жизнь отстраненно, более выпукло, не с кухни.

...О славе вообще не думала. Наверное, хорошо, если на улицах узнают, но я думаю, да и слышала от иных наших актеров, какой это тяжкий крест - популярность. Слышала, поверьте, много горького. Предпочитаю быть широко известной в узких профессиональных кругах. Быть все время достоянием кого-то - это значит не быть собой, не иметь возможности, или почти не иметь, принадлежать себе, да и просто выглядеть так, как тебе в этот момент хочется, соответственно твоему внутреннему состоянию, настроению. Я и представить не могу: вышла пройтись, может, на душе нехорошо, а кругом узнают...

Всегда отдаю предпочтение тем артистам, которым удается при огромной популярности оставаться незаметными, скромными, хотя это, наверно, банальное слово, адекватными самим себе, собственному к себе отношению, восприятию себя. Тем, которые умеют хранить тайну профессии, не выбалтывают ее, потому что это именно тайна.

В актере обязательно должна быть тайна, которой он не станет делиться. И поэтому научить актерству невозможно. Можно дать школу, ремесло, объяснить что-то, чтобы человек овладел профессиональными навыками, движением, речью, пластикой. А как научить тайне? Таланту? Актерство - это способность мощно воздействовать на людей, а как этому научить? Для этого надо прежде всего овладеть самим собой, а это самая сложная задача, для многих невыполнимая.

Наверно, я и правда "избалована" несовременными героинями. Вот и роль жены Бунина - это же такая красивая и страстная история любви к великому художнику, к гению и в то же время - его любви. А героиню с сегодняшней улицы играть пока не интересно. Сейчас, по-моему, вообще время без героев. А те типажи, что есть в кино, театре, они просто повторяют внешние обстоятельства той жизни, в которой все мы живем. Они ничего не определяют - ни проблем, ни образа мыслей, ни направления времени. Хотя внешне это, наверное, бизнесвумен, фотомодели, жены новых русских. А героиню с внутренней человеческой душевной перспективой, сутью я не нахожу. Обидно, что сегодня фотомодель или поп-звезда может вдруг объявить себя актрисой, что актерство - это вроде такого заведения, куда можно войти, быстро что-то там сделать и даже прославиться. Культура профессии уходит