Hubbard Lafayette Ron

Автор: Кирилл Макаренков, Артем Липатов
Источник информации: "Алфавит" No.7, 2000.

  Рассказывая о сомнительных личностях и пытаясь соблюсти объективность, всегда нужно помнить, что Гитлер тоже не ел мяса и любил детей. Но история жизни основателя "Церкви Сайентологии" Лафайета Рона Хаббарда - по-настоящему богатый биографический материал. Никаких сомнений нет, что он может лечь в основу увлекательной кинобиографии - вроде формановской картины "Народ против Ларри Флинта".

  Родился Хаббард в семье морского офицера в 1911 году. К восемнадцати годам Лафайету удалось немало поездить по миру с родителями; посещая Японию, Индию, Китай и Филиппины, будущий писатель-фантаст и мессия аккуратно заносил путевые заметки в дневник, развив тем самым способность писать много. Был редактором школьной газеты. Поступив в Университет имени Джорджа Вашингтона, продолжал активно писать. Помимо публицистических статей, посвященных авиации, спорту, политике, в начале тридцатых из-под его графоманского пера выходят десятки тысяч страниц приключенческих повестей, вестернов, детективных триллеров, фантастики и даже одноактная пьеса "Бог улыбается". Высшего образования Рон Хаббард, правда, так и не получил - был выгнан со второго курса за неуспеваемость. Однако другие источники сообщают, что он все же окончил Университет Вашингтона и даже защитил диссертацию в каком-то провинциальном учебном заведении.

  Вся биография Хаббарда наводнена такими неточностями. Неточностями, которые, в свою очередь, позволяют наполнить образ "великого и ужасного" дополнительной легендарностью. И правда, с трудом верится, что к двадцати пяти годам молодой писатель успел побывать: сержантом морской пехоты, певцом на радио, старателем в Индии, руководителем киноэкспедиции (хотя, с другой стороны, командовал же Аркадий Гайдар полком в пятнадцать лет?). Недаром кличку Бешеный он получил от пилотов-планеристов; говорят, что за мастерское выполнение фигур высшего пилотажа он стал культовой фигурой среди любителей этого вида спорта.

  В официальных биографиях говорится, что литературные занятия являлись лишь финансовой основой для научных исследований, которые проводил будущий "доктор" Хаббард. Но, судя по всему, его действительно увлекала научная фантастика. К тому же периоду относится и первое упоминание о неопубликованном философском трактате, осталось от него лишь название - "Эскалибур". Вероятно, именно "Эскалибур" - первый кирпичик, оставшийся для истории белым пятном, в деле создания дианетики и сайентологии, но - об этом позже.

  Во время Второй мировой в чине младшего лейтенанта Рон Хаббард командовал противолодочными сторожевыми катерами. Он был демобилизован в 1945 году в связи с ранениями, в результате которых частично ослеп. Вот тут-то и началась по-настоящему история "товарища Хаббарда, большого ученого". Увиденное и пережитое на войне убедило удачливого фантаста в необходимости если не спасения человечества, то, по крайней мере, выведения формулы решения некоторых его проблем.

  Уже в 1948 году был написан труд "Дианетика: Основные тезисы". А в 1950-м вышел основополагающий труд "Дианетика: современная наука душевного здоровья" (отметим сразу: дианетику наукой считают только ее последователи, серьезная наука ее отвергает). "Переосмыслив" Фрейда и Юнга, Хаббард стал утверждать, что разум человека состоит из двух основных элементов: аналитического и реактивного. Аналитический элемент - здоровый элемент психики, а реактивный - это то плохое, что мешает нормальной жизни человека. В результате в человеческой психике накапливаются так называемые энграммы. Лечение же должно происходить с помощью "Е"-измерителя - прибора наподобие "детектора лжи". Человеку задают вопросы и фиксируют его мышечные и другие реакции. Процесс очищения происходит с помощью "одитинга" - коллективного психоаналитического ритуала и прочих премудростей.

  Лафайет Рон, надо сказать, отличался невероятной работоспособностью. За три года (1951-1954) он написал свыше 20 книг и прочел более 1100 лекций. Однако популярность новой "науки" росла медленно и денег приносила совсем не столько, сколько хотелось. Вот тогда-то Рон Хаббард и изобрел универсальную формулу: "хочешь заработать кучу денег - создай новую религию" (звучит как цитата из фантастической книги Роберта Шекли, Генри Каттнера... или Рона Хаббарда!). Превратив дианетическое учение в религиозное, добавив эзотерики (например, понятие реинкарнации), уже в 1954-м Хаббард создает то, что впоследствии было названо Независимой Церковью Сайентологии. Первые отделения открылись в Лос-Анджелесе и Окленде (Новая Зеландия), год спустя - в Вашингтоне и Нью-Йорке. С этого момента начинается распространение учения Хаббарда по всему свету.

  Хаббард продолжал писать книги, читать лекции - не только труды по дианетике и Сайентологии, но и "научные исследования" в различных областях (в частности, биологии). Между тем его церковь превратилась в могущественную коммерческую структуру (процедуры, которыми сайентологи "помогают" неуверенным в себе и окружающем мире прихожанам, вне зависимости от успеха или неудачи, стоят недешево; многие из последователей Хаббарда в конечном итоге лишаются всего, что у них есть). А в Соединенных Штатах Америки так заведено, что там, где появляется большое количество денег, возникает законный вопрос - насколько все это законно? В результате - судебные преследования по поводу неуплаты налогов не только на родине, но и в других странах. В 1983-м за решеткой в США по обвинению в торговле секретными документами оказались руководители церкви, всего 11 человек, включая жену Хаббарда, а сам основатель окончательно ушел в подполье.

  Не то чтобы в подполье, скорее - в надморье. В основу структуры своей церкви Хаббард положил принципы управления военно-морским флотом, потому что именно море и все, что с ним связано, было его подлинной страстью. Последние десять лет он провел на собственном судне, курсировавшем в экстерриториальных водах. В восьмидесятых на него было заведено уголовное дело о жульническом присвоении 200 миллионов долларов, но выстроенная по военному образцу структура управления церковью и другими организациями Хаббарда надежно охраняла покой своего создателя. Надо думать, что он и не чувствовал себя дискомфортно. Развлечения ради Хаббард вернулся к любимому жанру научной фантастики и написал цикл романов, повествующий о борьбе с инопланетными пришельцами.

  В 1986 году Рон Хаббард умер. Прах его был развеян над Тихим океаном. Можно ли считать его религиозным фанатиком? Вряд ли, скорее, он циничный авантюрист с литературным дарованием и, конечно, то, что американцы называют "self-made man" - человек, сам себя сделавший. Можно им восхищаться, можно негодовать, можно ненавидеть его, но ясно одно: человек, построивший свое благосостояние на спекуляции слабостями других людей и циничном вытягивании из них всего их достояния, не войдет в царствие небесное. Впрочем, похоже, что Рон Хаббард туда и не стремился.

  Мир ловил его, но не поймал. Зато его последователи продолжают ловлю человеков.