Pavlova


  В Малом театре сдохли перепелки

  В Московском академическом Малом театре стоял настоящий переполох. Все перепелки, которых народный артист Виктор Павлов разводил на чердаке театра, передохли.
  - В чем дело, Витюша? - спрашивают артиста коллеги.
  Такой же вопрос Виктору Павлову задала и специальный корреспондент "Фактора".

  - Пока причину не выяснил, - ответил Виктор Павлович. - Я же перепелок развел для того, чтобы лечиться от высокого давления. Таким образом я и маму лечил, себя, некоторых артистов.
  Однажды прихожу к Соломину и говорю: "Товарищ художественный руководитель, отдай мне чердак. Хочу там перепелиную ферму открыть". Юра просто онемел. Я уж не стал его пугать, не стал говорить, что яйца сырые буду пить. Сказал, что общение с птицами снимает стрессы. Чердак мне Юрий Мефодьевич отдал.
  Я там и голубей развожу. Голуби, слава Богу, живы. Развожу московскую останкинскую белую породу. Часто сижу на чердаке, с голубями воркую. Белые голуби, которые взлетают над Малым театром, мои. Мне кажется, что это души актеров, когда-то работавших здесь. Вот эта гордая голубка - Гоголева, а этот любвеобильный - Царев, самый веселый голубь - Ильинский. У меня и в детстве птицы были: голуби, синички, щеглы. Я с птицами раскрепощаюсь. У меня натура восприимчивая, надо эмоции куда-то выплеснуть.
  Меня в магазине одна зрительница, знаете, как приложила! Только вышел на экраны фильм Ташкова "Адъютант его превосходительства". Я там сыграл бандита Мирона Осадчего. И вот после премьеры стою в очереди в магазине. Очередь небольшая, человека четыре, а девушка со стороны лезет. Я ей культурно объясняю, что я ее пропущу, но зачем впереди бабушек лезть? Она повернулась и говорит: "Вы как в кино гад, так и в жизни сволочь". После таких сцен я к своим птичкам бегу...


  Жеглов тоже пускал голубей

  На остальные вопросы артист согласился ответить при одном условии: если вопросы я буду задавать не где-нибудь, а на Птичьем рынке. Объяснил:

  - Это мое любимое место в Москве.

  Мы встретились в воскресенье утром у метро "Таганская". Отправились на троллейбусе к "Птичке". По дороге артист рассказывает:

  - Я родился в Москве, хотя родители были иркутянами. Когда мама мною забеременела, сказала отцу: "Паша, я рожу тебе мальчика. Вези меня в Москву. Хочу, чтобы он был москвичом". Так я оказался в столице. Родился на Арбате, а жил на Тишинке. Там все пацаны гоняли голубей. Мы с другом Вовкой часто приезжали на Птичий рынок. Рыбок продавали, птиц. Зарабатывали немного денег, чтобы матерям к 8 Марта и на день рождения что-то подарить.
  Однажды с другом здесь на "Птичке" накупили запчастей и собрали велосипед. Весь двор ахнул, такая отличная была машина. Через несколько дней у нас его стащили. Сломал кто-то замок в сарае и унес. Погоревали мы и решили голубями заняться. С тех пор это увлечение не оставляю.

  Вот тут недалеко от метро "Таганская" снимали фильм "Место встречи изменить нельзя". Однажды приехали мы с Высоцким очень рано. Работа предстояла важная, должны были снять сцену, где Жеглов (Высоцкий) убивает Левченко, то есть меня.
  Чувствую, настроение у Володи какое-то праздничное. Говорит: "Вить, пойдем, чего покажу. Видишь, вон машина новая? Это моя. Поехали, прокачу". Сели мы в его "Мерседес", сделали круг. А я ему и предлагаю: "Чего на месте-то топтаться? Поехали на Птичий рынок. Тут рядом". Поехали. Голубей накупили. Раньше они и стоили треха за пару. Привезли мы птиц на съемочную площадку. Наши там уже собрались, и мы стали у всех на глазах выпускать голубей. Все обалдели от такой прелести. Приступили к съемкам. Я бегу по снегу, Высоцкий в меня стреляет. Ба-бах... падаю. Помню: Володя подбегает с бледным лицом, берет мою руку, целует: "Голубятник, вставай. Я тебя никогда не убью".

  ...Разговариваем с Виктором Павловичем в троллейбусе и вдруг замечаем, что на него пристально смотрит какой-то парень.
  Павлов спрашивает:
  - Ты чего смотришь, как КГБ?
  - На артиста вы похожи.
  - На хорошего или плохого?
  - На моего любимого. ... А почему вы на троллейбусе?
  - А что думаешь, у нас денег куры не клюют? Ошибаешься, браток. Машина у меня, конечно, есть, но зимой за руль не сажусь.

  Мы прибыли на "Птичку", и Виктор Павлович сразу же ныряет в голубиные ряды. Тут он как рыба в воде. Здоровается, а его спрашивают:
  - Где пропадал? Месяц тебя не было.
  - Закрутился в театре...

  На рынке Павлов купил корм попугаям, мотыля рыбкам, лекарство старой кошке. Рассказал:
  - Наша кошка - аллилуевское отродье. Надо мной живет Володя, сын Ольги Аллилуевой (родной сестры Надежды Аллилуевой, жены Сталина). У них там кошек видимо-невидимо. Вот и мне одну подарили.


  Врезали по уху

  - Но вообще-то в детстве я не мечтал быть артистом. Однажды в нашей школе решили поставить спектакль и почему-то про негров. Мне досталась роль негритянки. Гуталином мазался. Зрители так аплодировали!
  После 7 класса пошел на завод учеником слесаря, потом работал радиомонтажником и учился в школе рабочей молодежи.
  Окончил десятилетку, поступил сразу в два театральных училища: в Щепкинское и училище МХАТа. Собирался поступать и в цирковое, но передумал.
  В "Щепку" поступал вместе с Олегом Далем, Сергеем Никоненко, Михаилом Кононовым, Севой Соколовым. Особенно волновался, когда в Щепкинское сдавал экзамены. Нас слушала Вера Николаевна Пашенная. На экзамене читал Твардовского, Островского, Есенина, Северянина. Есенин и Северянин были тогда запрещены. А я решил, что все равно прочитаю любимых поэтов. Помню, у Северянина читал:

  Шумите, вешние дубравы,
  Расти, трава.
  Цвети, сирень.
  Нет, все люди правы
  В такой благословенный день.

  После таких слов перекрестился. Все преподаватели просто замерли. Никто не осудил, никто. А Пашенная вдруг сказала:

  - Посмотрите, какая у него красивая грудь.

  Я чуть не рассмеялся. Просто я очень волновался и часто вздыхал. Вот, наверное, от этого и грудь красивая получилась. Потом испугался, что Пашенная заметит мою лопоухость. Ты не замечала, что у меня одно ухо торчит?

  - Нет.

  - Посмотри, одно ухо торчит. В юности я борьбой занимался. Однажды во время броска ухом по всему ковру и проехал. Боль была страшная. Полтора месяца ухо болело так, что до него нельзя было дотронуться. Но, слава Богу, никто в приемной комиссии мое оттянутое ухо не заметил.

  (... Потом, спустя несколько лет, травмированное ухо Виктора Павлова понравилось Гайдаю, и тот пригласил артиста на роль студента Дуба в новелле "Наваждение" фильма "Операция "Ы" и другие приключения Шурика". Помните? Студенческая сессия, все читают конспекты, учебники. Только Дуб готовится к экзамену иначе. Он является на экзамен с обвязанным ухом, а из кармана торчит гвоздика...)

  - В Щепкинском я учился у Анненкова. Но все же моим первым театральным наставником был прекрасный режиссер и актер МХАТа Вадим Николаевич Богомолов. У него я занимался в театральной студии на Тверской.
  Меня на третьем курсе не аттестовали, что-то произошло с голосом. На голосовых связках образовались узелки. Мне сделали операцию. Голос восстанавливался слабо. Я на кафедре грима за время своей болезни окончил курсы гримера. Думал, если из артистов выгонят, останусь при театре гримером. Без театра жизнь не представлял.


  А маму я слушался

  - После окончания "Щепки" мне хотелось играть в "Современнике". И я пошел туда на просмотр. Взяли с двухлетним испытательным сроком. За год я 12 вводов сделал, а своих ролей не давали. За других доигрывал. Хотя были в "Современнике" и любимые спектакли: "Голый король", "Белоснежка и семь гномов", "Вечно живые". Любил играть с Олегом Ефремовым, Татьяной Орловой. Но все же я чувствовал себя в этом театре очень неуютно. В "Современнике" было немного зла, холода и обмана.

  Отец, видя мое унылое состояние, прямо сказал:
  - Надо тебе прощаться с этим актерством. Поступай учиться в Тимирязевскую сельскохозяйственную академию. Будешь специалистом. А это что за профессия?
  Отец мой был серьезным человеком. "Россельмашем" заведовал, был замом министра сельского хозяйства. В войну танкистом воевал, в мирное время строил трактора. Не нравилась ему моя профессия.
  Меня стали приглашать в театр Ермоловой. И я ушел туда.

  А маму я слушался. Была она женщиной яркой, звонкой. Между прочим, ей многие москвичи жизнью обязаны. Она работала врачом-гинекологом. Помогала женщинам рожать. Отличным врачом была. А мне еще в студенческие годы говорила: "Вить, будешь артистом, будешь на виду. Женщины на тебя будут обращать внимание. Не заводи, Вить, любовниц. Пустое все это. Хлопот только наживешь. Ищи свою любовь. Она есть. Ищи".

  В театре Ермоловой я встретился со своей будущей женой Таней. Она у меня казачка. Влюбился отчаянно. Из-за нее я с Гайдаем чуть не разругался. После фильма "Операция "Ы"" он решил собрать мальчишник. Звонит:
  - Вить, приходи.
  Я отнекиваюсь:
  - Не могу. Свидание назначил.
  - Отмени.
  - Не могу. Что девушка скажет? У меня с ней серьезно.
  Гайдай так обиделся на меня.

  Однажды говорю Тане:
  - Не надо нам серьезно-то. Что мы можем? Денег мало, квартиры нет.

  Шекспир писал:

  Кто в брак вступает второпях,
  Не позаботившись о доме,
  Тот скоро будет весь во вшах,
  Как оборванец на соломе.

  Но Таня не испугалась. Мы с ней 31 год вместе. Она вынесла все трудности, терпит меня, любит. Недавно говорит:
  - Не представляю свою жизнь без тебя. Наверное, я бы погибла.
  А я ей в ответ:
  - Это я бы погиб без тебя. Заблудился бы, забарахтался бы, как сова днем.
  Дочка моя - врач. Есть у меня внучка Наташка. Ей скоро год.


  Поклонник подарил шкаф

  Из театра Ермоловой меня пригласили в театр Маяковского. Играл там в спектаклях "Беседы с Сократом", "Человек из Ламанчи" (я был Санчо Пансо). И вроде бы все хорошо, но неожиданно разругался с Андреем Гончаровым, главным режиссером театра. Он на репетиции заорал на молодую безответную актрису, я вступился. Мы крупно рассорились. На следующий день, как все вспыльчивые люди, опомнились, но было поздно. Пришлось уйти. Меня взяли в Малый. Так нашел свой любимый театр.

  Жизнь в каждом театре должна быть согрета любовью. Есть любовь - будь там. Кончилась любовь - не сожительствуй. Не жди момента, иди дальше по яркой тропинке любви. Иди туда, где тебя ждут.

  Женщина тоже должна чувствовать, любовь это или мимолетное увлечение, эмоциональная вспышка. И не жалеть проститься, расстаться с объектом прежней любви. Наше дело не монашеское. Это не приход, который не имеешь права покинуть. Это судьба твоя, дорога твоей яркой жизни. Судьба у артиста должна быть яркой.

  ...Виктор Павлов считает, что такую судьбу он нашел только в Малом - старинном русском театре. Он гордится, что именно здесь работали титаны русской сцены. Артисту нравится, что театр хранит верность классике.
  Совсем недавно зрители с восторгом приняли комедийные роли Павлова в пьесах "Горячее сердце" Островского и "Тартюф, или Преступная мать" Бомарше. Месяц назад Юрий Соломин поставил на сцене Малого театра "Лес" Островского. Роль Счастливцева, конечно же, досталась Виктору Павлову. Он сыграл ее искрометно, восторженно.

  В работе над ролью помогло увлечение живописью.
  - Я нарисовал много портретов Счастливцева. Рисовал глаза его, брови, жесты, костюмы. У меня есть Счастливцев в радостном настроении, задумчивом...

  - Виктор Павлович, а друзей вы рисуете?

  - Всем друзьям нарисовал портреты. Обычно на гастроли беру с собой краски, кисти и в свободное время беседую сам с собой у холста.

  Один старичок после премьеры спектакля "Горячее сердце" позвонил артисту в театр, поблагодарил за игру. И сказал, что хочет подарить Павлову... шкаф.
  - Мне 83 года. Мне уже ничего не надо. Возьмите у меня старинный шкаф, он ручной работы.
  Теперь этот подарок стоит в гримерной Виктора Павловича.

  - Вы нашли любимый театр. И теперь никогда и ни с кем не конфликтуете?

  - Всякое бывает. Я очень не люблю пренебрежительного отношения. А такое со стороны коллег, возомнивших себя гениями, иногда случается. Я просто отказываюсь от подобных партнеров по роли. Не люблю работать с зазнайками. И выяснение отношений всегда бывает печальным и грустным.
  Иногда вступаю в полемику и с молодыми актерами, которые могут себе позволить ходить по театру в верхней одежде или покурить за кулисами. Конечно, большинство актеров - добрые и гордые дети, благородные люди. Но все же встречаются всякие.


  Как "умыли" артиста

  - Виктор Павлович, и все же широкий зритель знает вас по ролям в кино.

  - Кино отдано много сил. Гайдаю очень благодарен. Он помог мне найти себя в комедийном жанре. На съемочной площадке он был даже не режиссером, он был педагогом, одержимым идеей творчества. Мне понравилось сниматься у Ростоцкого, Ташкова. С фильмом Ташкова "Адъютант его превосходительства" связана моя самая большая творческая обида. Что произошло? Группа создателей фильма была выдвинута на Государственную премию. Выдвинули и меня. Я заполнил все документы, купил новый костюм. И вот собираемся мы, все нарядные, поехать за наградой. Ташков всех поздравляет. А меня просит все понять и не расстраиваться. Оказывается, в последний момент мне в премии отказали. На самом заключительном заседании, которое проходило поздно вечером, поднялся какой-то деятель и говорит:
  - Товарищи, давайте соблюдать равновесие. Из лагеря врага мы уже дали премию Стржельчику. Если и Павлову дадим, то это будет идеологический перебор...

  Сейчас снимаюсь в фильме "Должник" у молодого режиссера Валерия Пендраковского. Играю бомжа. Этот фильм добрый. Очень хочу, чтобы его увидел широкий зритель. Не получилось бы, как с фильмом "Мастер и Маргарита". Сняли давно, а на экране все нет и нет. Я так жду этот фильм, что мне даже плохо становится. В нем я Кота играю. Играю вместе с Гафтом, Вертинской...
  В фильме я испытал сильнейшее за всю мою жизнь чувство. Это было, когда в сцене бала у Сатаны снимались 200-300 прекрасных девушек. Тогда я понял, что женская красота - всепобеждающая и всепоглощающая сила. Я это знаю. Ведь это я, Бегемот, руководил тем балом в квартире © 50 по дому 302-бис на Садовой...


  Стащил деньги

  С недавних пор Виктора Павлова, одного из ведущих актеров Малого театра, полюбило телевидение. Как ведущий телеигры "Ваш билет" он выступает в роли транспортного контролера и экскурсовода по Москве.
  На съемках одной из телепередач произошел забавный случай. Партнером Павлова был специалист по экстремальным ситуациям Анатолий Гостюшин. Гостюшин предостерегал пассажиров от трамвайных "щипачей" и постарался воспроизвести действия жулика в вагонной толчее. Самый простой способ - отвлечь внимание жертвы неожиданным вопросом и в это время запустить руку в карман. И вот Гостюшин похищает бумажник у как бы зазевавшегося Павлова. Торжествуя, он возвращает артисту похищенное. А тот в ответ протягивает ему пачку денег. "Взял из вашего кармана". Сценарием второе похищение не предусматривалось. Но экспромт всем очень понравился.


  Выпил с президентом

  А в начале 1998 года Виктор Павлов стал народным артистом России. Вручая ему диплом в Георгиевском зале Кремля, Президент Борис Ельцин назвал его любимым актером.
  - А потом мы выпили с президентом по бокалу шампанского, - скромно признался Павлов.



Автор: Татьяна Булкина
Исходный текст: www.factor-online.com
"Виктор Павлов: "В детстве я был негритянкой...", опубликовано в журнале "Фактор" No. 11/1998.