Hauer Ruther

Автор: Мария Александрова

Статья: Рутгер Хауэр: скромное обаяние "падшего ангела"

Сайт: "Все каналы ТВ"



Двойственность облика и сути героев Рутгера Хауэра, который может быть на экране и "падшим ангелом", и "дьявольским отродьем", заключена в его чуть загадочной внешности и внутреннем смятении, что впервые угадал голландский режиссер Пол Верхувен, открывший для мирового кино своего соотечественника. Хауэр сыграл у него в пяти фильмах, став выразителем идей талантливого постановщика, который считает, что этот актер выражает "светлую сторону естества".

Рутгер Олсен Хауэр родился 23 января 1944 года в Бреклене, Нидерланды, в актерско-режиссерской семье. В школе Рутгеру нравились лишь математика и языки (он владеет пятью языками). А в пятнадцать лет он сбежал из дома к морю, чтобы последовать примеру своих деда и прадеда и стать моряком. Рутгер нанялся на торговое судно, ходившее в Шри-Ланку. Но ему хватило года, чтобы понять, что море не для него: "Я не различаю цветов, и поэтому мне разрешали только драить полы, стирать, а также готовить для всех завтрак"

Вернувшись в Амстердам, Рутгер посещал вечернюю школу, а днем работал электриком и плотником. Тогда родители посоветовали ему заняться драматическим искусством. "Раньше я не думал о нем как о профессии, - говорит Хауэр. - Я застенчивый человек, и это действительно нелепая профессия, если подумать. И тогда я начал думать о себе как об артисте-поэте". Рутгер по ночам писал стихи, читал их в кофейнях Амстердама и водил знакомство с такими же молодыми, но уже знаменитыми актерами и режиссерами.

Вскоре ему пришлось пойти в армию, но через пять месяцев жизнь в казарме наскучила Рутгеру, и он прибегнул к помощи приятеля-врача, симулируя психическую неуравновешенность, чтобы избежать дальнейшей службы. "Думаю, что это была моя первая актерская работа", - вспоминал позже Хауэр. Он поступил в школу драматического искусства в Амстердаме. Трехгодичный курс обучения он закончил в 1967 году и присоединился к труппе актеров, гастролировавшей по сельской местности. А спустя год состоялся его первый выход на съемочную площадку. В кино Хауэр пришел довольно зрелым человеком - в 28 лет.

Это был сериал "Флорис" o голландском Робин Гуде. Он стал первой совместной работой Рутгера Хауэра и режиссера Пола Верхувена, положившей начало их долгому и удачному сотрудничеству. В 1973 они году сделали фильм "Турецкие фрукты" (другие названия - "Турецкие сладости", "Турецкие наслаждения"), считающийся одним из наиболее успешных из всех голландских фильмов, когда-либо снятых.

Гонорар Рутгера составил 6000 гульденов, а фильм был номинирован на "Оскар" как лучший иностранный фильм. Рутгер Хауэр сыграл в нем неприятного, отталкивающего героя; хотя и творческого человека, но циника. Однако постепенно он убеждает зрителя в том, что грубость и эпатажность поведения героя не более чем бунтарство против лицемерного буржуазного мира. Покоряющая человечность персонажа выглядит еще более разительной на фоне предыдущих его поступков.

Успешными оказались и следующие совместные работы Верхувена с Хауэром: "Кэтти Типпель" ("Страсть Кэти"), "Солдат королевы" (или "Солдат в оранжевом", оранжевый цвет - цвет флага королевства Нидерланды), принесший Рутгеру приглашение в Голливуд, и "Спеттеры".

Первым американским фильмом Рутгера были "Ночные ястребы" (1981). Здесь он сыграл международного террориста, за которым охотится полицейский - герой Сильвестра Сталлоне. "Сталлоне хотел показать, что он крутой парень, но и я такой", - говорил Рутгер. Однако многие сцены, объясняющие мотивацию поступков террориста, были вырезаны при монтаже, что, конечно, разочаровало Рутгера. Вместо актерского драматического искусства ему пришлось учиться у Сталлоне группироваться перед эффектным падением и имитировать отдачу при стрельбе. На гонорар, полученный за "Ястребов", Хауэр купил виллу в окрестностях Лос-Анджелеса. Великая американская мечта начинала сбываться:

Разрыв с Полом Верхувеном произошел во время съемок фильма "Плоть+Кровь" (1985). Сюжет фильма, придуманный еще в 1971 году, рассказывал о противоборстве двух мужчин, любящих друг друга. Американские продюсеры сочли нужным изменить его так, что в результате получилась традиционная средневековая сага о любви и коварстве. В этом конфликте Рутгер встал на сторону продюсеров, вследствие чего они с Верхувеном поссорились. И хотя Верховен признавал, что Хауэр был бы идеальным исполнителем главной роли в его следующем фильме "Робокоп", на роль он взял Питера Уэллера.

Во время работы в Голливуде главной проблемой Рутгера стало амплуа хладнокровного злодея, которое определили ему продюсеры. Поначалу ему удавалось его избегать. Он играл романтического героя-любовника в фильмах "Разлученные" и "Леди-ястреб". Но, куда бы ни сворачивал Рутгер в поисках разнообразия, пути неизбежно приводили его в коммерческий тупик, к бессмысленному повторению одних и тех же полюбившихся зрителю штампов. И он остался при злодейских ролях:

Своих злодеев Хауэр варьировал, как мог: андроид в "Бегущем по лезвию бритвы", маньяк-убийца в "Попутчике", могучий гладиатор в "Крови героев", психически неуравновешенный тип в "Тактическом нападении". В этой коллекции не хватает только вампира (хотя ему предлагали такую роль в "Интервью с вампиром", но Хауэр отказался в пользу Тома Круза).

Говоря об американской кинокарьере Рутгера, нельзя не упомянуть фильм Ридли Скотта "Бегущий по лезвию" (1982). Этот фильм неизменно входит в десятку лучших фантастических фильмов всех времен. Но именно после него гордый голландец покинул Голливуд:

Через шесть лет он все-таки вернулся. Причина тому: нет, не жажда славы, а мечта. Хауэр хотел иметь небольшую ферму, где можно было бы завести конюшню и молочное хозяйство и, конечно, отдыхать душой от Голливуда. Словом, он вернулся в кино, чтобы зарабатывать на свою мечту.

Последующие годы не приносили Хауэру крупных ролей. Он стал уходить на второй план, уступая молодым героям, пока в конце 90-х интерес к нему снова не возрос. Тогда фильмы стали выходить один за другим: фантастическая сказка "Десятое королевство" (1999) и "Десятое королевство-2" (2000), "Напарники" (2000) и "Бешеная" (2000), "Кома" (2000) и фильм-катастрофа "Турбулентность-3" (2001). Во всех этих картинах Рутгер Хауэр сыграл главные роли. Всего же актер снялся более чем в семидесяти фильмах.

Свою личную жизнь Рутгер склонен скрывать от посторонних глаз. Однако доподлинно известно, что первый брак актера (тогда ему было 22 года) был довольно скоротечен. Этот брак, заключенный после наступления беременности его первой жены, Рутгер считает ошибкой. Дочь Айшу он не видел до того, как ей исполнилось семнадцать лет. У Айши в 1988 году родился сын Леонардо - внук Рутгера.

Со своей второй женой, уроженкой Амстердама Инек Синти Тен Кэйт, Рутгер был вместе шестнадцать лет до заключения брака. С ней Хауэр встретился на вечеринке в Голландии. Синти работала секретаршей, дизайнером одежды, а потом занялась живописью на шелке. Большую часть свободного времени они проводят в своем доме в Калифорнии. Еще у них есть маленькая ферма на севере Голландии, в провинции Фрисландия, где он и Синти выращивают сливы, яблоки и клубнику.

На экране же, несмотря на усилия актера, он все еще остается "антигероем со слепой яростью". Рутгер много работает и из кино уходить, похоже, не собирается. "Я не знаю, в чем моя привлекательность, - говорит актер. - Ну, да, у меня голубые глаза, и я не выгляжу, как горбун из Нотр-Дама, но я не могу понять: из-за чего такая суматоха?.."