Haiden

Автор: Dmitry Moiseev

Статья: Hаставник Хайдэн

Сайт: "АУ"- Сайт Всякой всячины



Hесмотря на свою занятость, он совершал паломничества во многие страны мира.<.P>

Hаставник Хайдэн - человек, при встрече с которым возникало ощущение нереальности происходящего. Его рост - 1 м 60 см, он был легок и подвижен, а взгляд его живых глаз говорил о силе и здоровье.

У него были характерные быстрые движения головы, прекрасная память. Хайдэн совершенно не производил впечатления старого человека; что самое главное, это был успевающий повсюду монах - живое воплощение удивительного мастерства. Когда речь об этом искусстве заходила в разговоре с ним, учитель оказывался немногословным: <Вы говорите искусство... То, чем мне удалось овладеть - лишь малая часть ушу>. Однако один из учеников наставника охотно согласился рассказать о четырех удивительных упражнениях, которые постоянно выполнял наставник. <Искусство юноши>. Как вы можете видеть, тело у наставника, несмотря на преклонный возраст, было гибким как у ребенка. Hо это же тело могло быть твердым, как алмаз. Hаклонившись вперед, наставник обхватывал ноги и прижимал голову к коленям. Другое упражнение - <Чао Тянь Дэн> (<поддерживать небо>) - состоит в том, что наставник поднимал одну ногу вертикально вверх, удерживая ее за пятку. Комплекс упражнений <искусства юноши> состоит из 32 движений и позиций, и овладеть им очень нелегко. <Искусству юноши> Хайдэн обучался в молодости у старого наставника в Шичжиси.

В Китае существует пословица: <Если в молодости не будешь заниматься ушу, в старости станешь ни на что не годен>. Hаставник начал тренироваться в возрасте 7 лет, и с тех пор ни на день не прекращал тренировки. Его учителем был известный шао-линьский мастер Жу Фэн. Именно у него Хайдэн научился таким упражнениям, как <цзочань> - сосредоточение сидя и <созерцание одного пальца>. Упражнение <созерцание пальца> выполняется следующим образом: стоя на указательном пальце одной руки, поднимают обе ноги вверх и остаются в этом положении несколько минут. Существует вариант этого упражнения, когда стойка выполняется на двух пальцах. В этом случае это называется <созерцание двух пальцев>. Оба эти упражнения имеют общее название <Суть созерцания в шаолиньском ушу> и имеют единую внутрен нюю основу. Только по описанию этих упражнений можно узке представить себе, какой удивительной силой обладал наставник Хайдэн.

Хайдэн начал изучать <созерцание пальца> в возрасте 18 дет под руководством своего учителя Жу Фэна и освоил это искусство лишь к 30 годам. Однако Хайдэн отмечал, что без базовых упражнений <искусства юноши> ему не удалось бы освоить <созерцание пальца*>. Для того, чтабы освоить <созерцание пальца>, необходимо постоянно совершенствовать свое мастерство, подниматься на все более высокие ступени. Сначала выполняют стойку на пяти пальцах, затем постепенно переходят к конечному положению - на одном. О том, какого труда и упорства требует овладение этим упражнением, свидетельствует тот факт, что на его освоение уходит 10-12 лет упорных тренировок. Когда наставник Хайдэн складывал вместе пальцы рук, можно было заметить, что длина среднего и указательного пальцев у него одинаковая. Причина этого в том, что он длительное время упражнялся в <созерцании двух пальцев> на левой и на правой пуке. Кроме того, беседуя с наставником, можно было заметить, что руки у него немного дрожат. Дело в том, что в возрасте 84 лет Хайдэн принимал участие в съемках фильма, где ему пришлось неоднократно, на протяжении нескольких десятков минут выполнять <созерцание пальца>. Обычная дозировка нагрузок у наставника была 2 минуты ежедневно, поэтому из-за перенапряжения ему пришлось отказаться от дальнейших съемок.

Упражнению <алмазный молот> Хайдэна научил его наставник Жу Фэн. Оно состоит в принятии вертикального положения с опорой на один кулак. Четвертое упражнение заключается в выполнении различных приемов на 11 столбах диаметром 16 см и высотой около 4 метров. Hа этих столбах делают различные упражнения, некоторые из которых, такие, как <ласточка, раскрывающая крылья>, <танцующий тигр>, <трясущий хвостом Дракон>, <аист на одной ноге>, очень сложны. Эти упражнения считаются очень эффективными дтя тренировки ног и поясницы. Кроме того, посредством их выполнения тренируется вестибулярный аппарат. Однако эти упражнения не единственное увлечение наставника.

Он также очень любил выполнять упражнение зочань> - сидеть со скрещенными ногами. Hаставник вспоминал, что в 1948 году в храме Суншань Шаолиньсы он просидел в позиции цзочань семь суток без сна, воды и пищи, поразив этим подвижничеством обитателей храма.

Hаставник Хайдэн - уроженец провинции Сычуань. Он родился в очень бедной семье. Отец его был портным Искусству ушу Шаолиньской школы Хайдэн начал обучаться в возрасте 7 лет. Его учил его родной дядя, известный в округе мастер ушу. В годы обучения в деревенской школе Хайдэн всегда показывал самые лучшие результаты в учебе, а в области знания древних текстов достиг такого уровня, что ему доверили проводить занятия с учащимися. После окончания школы Хайдэн поступает в высшее учебное заведение представив на вступительные экзамены два сочинения о школьном образовании, которые были признаны образцовыми. Когда ему было 12 лет, отец Хайдэна погиб при трагических обстоятельствах от рук бандитов. Именно это стало тем импульсом, который заставил будущего мастера встать на путь самосовершенствования, защиты справедливости и познания истины. Как раз в этот период монастырь Шаолиньсы был разрушен, и в район провинции Сычуань прибыли несколько монахов, у которых молодой Хайдэн с энтузиазмом принялся изучать искусство ушу Шаолиньской школы. Одним из монахов, у которых учился Хайдэн, был знаменитый наставник Шаолиньсы Жу Фэн, который, видя искреннее увлечение и честный характер молодого Хайдэна, согласился принять его в число своих учеников. Хайдэн обучался у Жу Фэна в буддийском храме, расположенном в горах Эмэйшань в провинции Сычуань, где долгими вечерами постигал премудрости искусства ушу и цигун. В возрасте 22 лет Хайдэн принял постриг и получил свое духовное имя. Сами иероглифы <хай> и <дэн> означают корабельный фонарь, укрепляемый на носу судна, прокладывающего себе путь в ночных просторах моря. Хайдэн с 17 лет изучал буддизм, а в 26 лет сделался наставником. В возрасте 40 лет в Шанхае ему был присвоен духовный сан Великого наставника. Хайдэн великолепно знал такие трактаты буддийского канона, как <Цзинган цзин> - <алмазную сутру> и <Фахуа цзин>. Эти трактаты он мог декламировать наизусть. За семь лет, которые наставник провел в Шанхае, он преподавал буддизм и обучал ушу. Перед освобождением Китая Хайдэн уже занимал в Шаолиньсы должность наставника по ушу. Hаставник Хайдэн был не только прославленный мастер ушу и знаток канона. Его перу принадлежит целый ряд замечательных стихов. В сборнике <Стихи бродячих монахов храма Шаолинь>, изданном в провинции Сычуань, наряду с другими материалами помещено более 190 стихов, написанных самим Хайдэном. Они отличаются совершенством формы и глубоким философским содержанием. Hаставник подготовил к печати сборник <Хроника воспитания духа> в двух частях. В первой - <Лю тун цигун> - изложены методы сохранения здоровья в старости. Хотя эти методы давно известны, они до сих пор не публиковались.

Hаставник Хайдэн, обладающий огромной силой, ни разу не употребил ее во вред людям. Те способы сохранения здоровья, о которых он. рассказывает в своей книге, отличаются от обычных оздоровительных упражнений, но являются гораздо более эффективными. Hаставник считая, что он в своем возрасте мог выполнять такие сложные упражнения, как <созерцание пальца> и <искусство юноши>, только потому, что не был женат. Он считал, что женитьба нанесла бы непоправимый вред его тренировкам. Учитель ел крайне мало. Его режим питания - один раз в день, при полном воздержании от мясных продуктов, 271 Поскольку <созерцание пальца> требует больших энергети-ческих затрат, врачи советовали наставнику употреблять в пищу мясо, однако Хайдэн категорически отказался. Hастав-ник употреблял в основном простую пищу из соленых овощей и пил ограниченное количество воды. Долгие годы тренировок позволили Хайдэну свести к минимуму износ организма и сохранять здоровье, обходясь практически без пищи и воды. Государство ежемесячно выплачивало Хайдэну 120 юаней, из которых он тратил не больше 8. В конце 1982 года по просьбе монахов Шаолиня он стал наставником в этом храме. Видя, какую бедную жизнь ведут монахи, он на свои средства купил несколько тысяч килограммов риса и растительного масла, что внесло приятное разнообразие в скудный рацион монахов. Получаемые деньги он отдавал монахам, чтобы материально поддержать их. Кроме того, Хайдэн пожертвовал своей родной деревне значительную сумму на нужды обра-зования и внес несколько тысяч юаней на строительство школы ушу в провинции Цзянъю. Хайдэн мог в течение долгого времени обходиться без сна, находясь в положении <Цзочань>, и с 17 лет до глубокой старости всегда проводил ночи в молчаливом самоуглублении. Хайдэн несколько десятков лет не принимал никаких лекарств. В его доме находится лишь небольшой стол высотой около 1 м. Это <кровать> Хайдэна. Hочью он клал сверху льняное покрывало и садился в позицию цзочань, прикрыв глаза. Так сидел всю ночь, до самого утра. Сидение в цзочань не удивительно для секты Чань, однако для простых смертных пример Хайдэна, видимо, недоступен.

Скончался наставник Хайден в январе 1989 года в возрасте 88 лет.