Стоун

Фотография: KinoMania.Ru

Статья: Оливер Стоун

Сайт:Развлечения из Азейбарджана



Оливер Стоун родился 15 сентября 1946 г. в Нью-Йорке, учился в Йельском университете, но курса не закончил. В апреле 1967 г. Стоун отправился добровольцем во Вьетнам, однако не успел серьезно поучаствовать в боевых действиях, получив ранение в первом патруле. Тем не менее он награжден орденом "Бронзовая звезда" и медалью "Пурпурное сердце".

Вернувшись из Вьетнама, Стоун поступил в киношколу Нью-Йоркского университета и вскоре проявил себя успешным сценаристом - фильм Элана Паркера "Полуночный экспресс" (1978) принес ему "Оскара" за сценарий. Эта работа обозначила главную тему творчества Стоуна - внутреннюю драму героя-мужчины, чья воля и характер проверяются обстоятельствами. Стоун стремительно вошел в когорту кинематографистов, определивших лицо "нового Голливуда"; он написал сценарии к псевдо-историческому боевику Джона Милиуса "Конан-варвар"(1982) и гангстерскому римейку "Лицо со шрамом" (1983, режиссер Брайан Де Пальма), разделив вместе с ними репутацию защитника насилия. Этот ярлык будет сопровождать Стоуна и дальше, хотя по природе своей он большой гуманист и борец за справедливость. Кроме того, Стоун - самый политизированный из американских режиссеров последней трети века.

По фильмам Стоуна можно изучать новейшую американскую историю. Ему принадлежат антивоенные шедевры "Взвод" (1986, "Оскар" за режиссуру), фильм - осмысление вьетнамского опыта, и "Рожденный 4 июля" (1989, по книге Рона Ковика) - обжигающий рассказ о вьетнамском ветеране-инвалиде (первая значительная роль Тома Круза), ставшем лидером антивоенного движения (второй режиссерский "Оскар" Стоуна). Именно Оливер поставил "Сальвадор" (1985) - социальную драму о гражданской войне в латиноамериканской стране и той роли, которую сыграли в этом конфликте США; Стоуну принадлежит почти документальная зарисовка нравов современной финансовой биржи "Уолл-стрит" (1988).

Стоун стал наследником политического кино 60-х - начала 70-х гг., ему близок пафос контр-культуры и выражавшей ее рок-музыки, в любви к которой он объяснился своим фильмом "The Doors". Сплавить музыку и политику он мечтал в мюзикле "Эвита", где заглавную роль должна была сыграть Мерил Стрип - но не вышло (в 1996 г. "Эвиту" поставит Элан Паркер, главную роль сыграла Мадонна, а Стоун стал одним из сопродюсеров). Самый крупный и амбициозный проект Стоуна - "Дж.Ф.К.: Выстрелы в Далласе" (1991) - гигантское многоуровневое исследование обстоятельств убийства президента Кеннеди, в основу которого положен огромный архивный материал. История гибели президента увидена глазами нью-орлеанского прокурора Джима Гаррисона. Версия Стоуна вызвала бурю недовольства, в первую очередь со стороны гомосексуальных кругов, а во-вторых, со стороны феминисток. Геи были уязвлены намеками на карикатурный гомосексуализм главных заговорщиков, эмансипированные дамы - изображением жены прокурора в виде патриархальной домашней клуши. Сам Стоун видел в создании этого фильма свою историческую миссию и хотел донести свое произведение до каждого американского школьника.

С годами Стоун не перестает удивлять и скандализировать публику. "Прирожденные убийцы" (1994, по идее Квентина Тарантино), премьера которых состоялась на Венецианском фестивале, вызвали ожесточенные споры и шквал обвинений в адрес режиссера - многим фильм показался пропагандой насилия. Микки и Мэлори (Вуди Харрельсон и Джульет Льюис) - Бонни и Клайд 90-х - туповатая пара из низов, во время медового месяца угрохавшая полсотни человек, на самом деле режиссером вовсе не романтизировалась и не оправдывалась; "Убийцы" были почти моралистическим телерепортажем о бессмысленной жестокости, вошедшей в наш быт и столь же бессмысленно тиражируемой средствами массовой информации.