Селезнева

(р. 19 июня 1945)   "...Леонид Иович, окинув меня взглядом, сказал: "Вам в кадре нужно будет раздеться". Я кивнула. "А как у вас с фигурой? Вроде бы не очень..." - "У меня не очень?" - возмутилась я и мгновенно сбросила с себя сарафан. Гайдай довольно улыбнулся: "Вы утверждены!" Потом он говорил, что я сделала это легко и раскованно, но вместе с тем - "целомудренно", именно так, как ему было нужно..."  

  Наталья Селезнева родилась в Москве, (жила на Петровке) в творческой семье: папа был фотожурналистом, мама - художником.

  Актерский дебют Селезневой состоялся рано: в шестилетнем возрасте она сыграла одну из главных ролей в спектакле Театра Советской Армии "30 сребреников". О том, каким образом она попала в этот спектакль, актриса рассказывает следующее: "Я шла себе по улице и ела мороженое. Еще я прыгала через лужи. А где дождь не успел смыть мел, то и через классики, нарисованные на асфальте. И - допрыгалась: понравилась проходившему по Гоголевскому бульвару режиссеру..."

  Именно с театральных подмостков девочка шагнула на съемочную площадку. Во время одного из представлений в зале оказалась известная детская писательница Агния Барто, которая тогда работала над сценарием детской комедии "Алеша Птицын вырабатывает характер". 6-летняя исполнительница главной роли настолько ей понравилась, что она посоветовала режиссеру Анатолию Гранику взять ее на одну из ролей в свою картину.

  Во время съемок фильма Наташа уже училась в школе, поэтому ей пришлось совмещать творчество с учебой. Так как фильм снимался в Ленинграде почти год, девочке пришлось вместе с мамой переехать туда жить - им дали номер в гостинице "Астория", Наташу устроили в ближайшую школу.

  В 1963 году Селезнева поступила в Театральное училище имени Щукина. На экзаменах вдохновенно читала Пушкина и готовила себя к ролям серьезным, драматическим. А педагоги с первого же курса определили ее по цеху "комедии". И не ошиблись. Настоящий успех к актрисе пришел именно в комедии - в фильме Леонида Гайдая "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" она сыграла роль Лиды.

  По словам Селезневой, на пробы в эту картину ее пригласил ассистент режиссера. Так как руководство училища строго следило за тем, чтобы студенты не снимались, Селезневой пришлось посетить "Мосфильм" тайно. О том, что будет, если ее утвердят на роль, студентка не думала, видимо, мало надеясь на успех. Но чудо произошло.

  Н. Селезнева вспоминает: "Я появилась на съемочной площадке у Гайдая 18-летней студенткой и, конечно, совершенно не понимала тогда, какая это удача,- встреча с таким режиссером. Он умел найти к каждому актеру свой, особый подход. Помните, в новелле "Наваждение" моя героиня и совершенно незнакомый ей Шурик штудируют перед экзаменом один учебник? Они настолько сосредоточенны, что все остальное проделывают совершенно механически. "Жарко, разденься!" - советует Лида Шурику и сама, сбросив одежду, остается в купальнике... Так вот, Леонид Иович, окинув меня взглядом, сказал: "Вам в кадре нужно будет раздеться". Я кивнула. "А как у вас с фигурой? Вроде бы не очень..." - "У меня не очень?" - возмутилась я и мгновенно сбросила с себя сарафан. Гайдай довольно улыбнулся: "Вы утверждены!" Потом он говорил, что я сделала это легко и раскованно (а по тем временам это было невероятно), но вместе с тем - "целомудренно", именно так, как ему было нужно..."

  Однако, преодолев это препятствие - утверждение на роль, Селезневой предстоял разговор с ректором училища. С дрожью в коленках она отправилась к нему на прием, в глубине души предрекая громы и молнии на свою голову. Однако и здесь студентку ждало чудо: ректор удивительно спокойно отнесся к ее просьбе и отпустил на съемки.

  Закончив училище в 1966 году, Селезнева попала в труппу Театра сатиры. Благодаря этому обстоятельству в том же году она оказалась в числе тех счастливцев, кому выпала честь участвовать в первых выпусках знаменитого телевизионного "Кабачка "13 стульев", где Селезневой досталась роль жизнерадостной пани Катарины.

  Героиня актрисы была первой модницей кабачка, и наряды, в которых она появлялась на экране, затем горячо обсуждались всей женской половиной Советского Союза. Между тем восхищенный зритель был в неведении относительно того, каких нервов стоило актрисе каждое появление в новом наряде на съемочной площадке. К примеру, за появление в мини-юбке (ее привезла из Парижа подруга актрисы) Селезневу наказали денежным штрафом. Кассир так и сказала: "Вы наказаны за слишком короткое платье!"

  Телевидение изменило и личную жизнь актрисы. В 1968 году режиссер Виктор Храмов пригласил Селезневу на роль принцессы в телефильм "Калиф-аист", а главную роль в картине играл Владимир Андреев. По словам Селезневой, у них случилась обоюдная любовь с первого же съемочного дня. В 1969 году на свет появился первенец - сын Егор. Правда, мама видела его тогда не очень часто: с утра до вечера пропадала на съемках.

  В 70-е годы успех Селезневой у зрителей закрепили новые роли у Л. Гайдая - в фильмах "Иван Васильевич меняет профессию" и "Не может быть!". В первом она сыграла жену незабвенного Шурика (А. Демьяненко), во втором - жену певца Барыгина-Амурского (О. Даль).

  Огромной популярностью у зрителей продолжала пользоваться и модница пани Катарина из "Кабачка "13 стульев". Однако в дальнейшем судьба ее сложилась печально: в 1980 году изменилась ситуация в Польше, и "Кабачок" с его польскими героями стал неуместен на советском телевидении. Передача была запрещена на 16 лет. В 1996 году часть актеров, снимавшихся когда-то в этой передаче (Р. Рудин, С. Мишулин, О. Аросева, Ю. Волынцев, Н. Селезнева), решили реанимировать ее на новом российском телевидении. Однако былого успеха она уже у зрителей не имела. Хотя в Америке все получилось иначе. Когда актеры нового "Кабачка" приехали в Лос-Анджелес, зрители из числа русских эмигрантов устроили им восторженный прием. Для них "Кабачок "13 стульев" навсегда остался самой любимой передачей, памятью о родине.

  На сегодняшний день Н. Селезнева с мужем В. Андреевым (он долгие годы является главным режиссером Театра имени Ермоловой) и мамой живут в Москве на Тверской улице. Их сын Егор закончил школу с золотой медалью, поступил в МГИМО и стал профессиональным дипломатом (четыре года работал в Бонне). Он женат, в 1996 году у него родился сын Алеша.

  Селезнева по-прежнему играет в Театре сатиры, хотя в его репертуаре актриса занята мало. Когда О. Аросева поставила спектакль "Нет ли у вас другого глобуса?", где у Селезневой была одна из ролей (в других ролях: Г. Волчек, М. Державин, Н. Защипина, Л. Максакова, В. Невинный, И. Кваша, Н. Гуляева), главный режиссер театра В. Плучек не разрешил его играть на сцене Театра сатиры, и актерам пришлось кочевать по другим сценическим площадкам. Однако он имел успех, причем не только в России, но и за рубежом: в США, Израиле, Прибалтике.

  Не часто вспоминает о Селезневой и кино. За последние два года она снялась только в одной картине - "Импотент" у Анатолия Эйрамджана. Пригласили ее на ТВ, в сериал "Клубничка", но Селезнева снялась только в одной серии и продолжать работу дальше не захотела.

  Из интервью Н. Селезневой: "Самое дорогое, что у меня есть, - это моя семья. Это то, ради чего я не то что работаю - живу!..
  По гороскопу я Близнец, Терпеть не могу одиночества. Даже телевизор одна смотреть не могу..."




Автор: Федор Раззаков
Исходный текст: кн."Секс-символы России", с.262-266.