Эллисон

В номере "ИнфоБизнеса" был опубликован список лучших исполнительных директоров, составленный американским журналом "Worth", и в нем впервые появился Ларри Эллисон, оказавшийся сразу на 14 месте. Чем же он заслужил такое доверие инвесторов?  

Автор: Ксения Наянова

Статья: Настоящий босс Элиссон

Сайт: Бумажный Инфо-Бизнеc



Ларри Эллисон, основатель и исполнительный директор корпорации Oracle, более известен своими экстравагантными развлечениями, нежели талантливым руководством компанией. Тем не менее, он руководит вторым в мире предприятием по производству программных продуктов, владеет и управляет собственным истребителем (это итальянский "Маркетти". Федеральное бюро по контролю импорта алкоголя, табачных изделий и огнестрельного оружия пресекло его попытку купить российский МИГ). Эллисон также - яхтсмен мирового класса. В феврале прошлого года его яхта "Sayonara" первой в своем классе пересекла финишную линию в беспощадной гонке Сидней-Хобарт.

Еще одна страсть Эллисона - архитектура. В Японии он нанял мастеров для постройки замысловатого срубленного вручную дома, который уже после завершения работ будет демонтирован, перевезен через Тихий океан и собран в новом владении Эллисона в Калифорнии. И вот еще что: трижды разведенный миллиардер считается своего рода повесой. Эллисон известен как самый изысканный в Кремниевой Долине донжуан.

Такова репутация. Тем не менее, в последнее время рабочая неделя Ларри Эллисона удлинилась до 50 часов. Соответственно возрос и объем его работы. Эллисон с миссионерским усердием лично патронирует все участки работы Oracle: от изменения печально известной своей агрессивностью (и высоко оплачиваемой) организации продаж в компании до капитальной реконструкции операций и информационных систем Oracle. ТакжебЭллисон стратегически переосмысливает бизнес компании.

Казалось бы - стандартный набор функций руководителя. Но Ларри Эллисона вряд ли можно назвать типичным руководителем. За искусственным загаром и костюмом от Армани скрывается одержимый гений, который на протяжении всей 22-летней истории Oracle беспокоился только по поводу технических деталей разработки ПО. Все остальное он считал слишком земным, чтобы об этом думать, и поручал решение этих вопросов "младшему по званию" Рэю Лейну, президенту и операционному директору Oracle, или кому-нибудь еще.

Говоря "Интернет меняет все", Эллисон подразумевает действительно все. Четыре года назад было решено изменить все продукты компании так, чтобы с ними можно было работать через Интернет. Осенью 1998 года Эллисон пошел еще дальше, решив, что Oracle сама должна стать потребителем той технологии, которую старалась продать людям.

Итак, в 1999 году Эллисон всерьез увлекся работой. Те, кто знают его достаточно близко, говорят, что он даже почти не бывает на "Sayonara", перестал наблюдать за строительством своего японского дома, совершил всего один полет на истребителе, да и тот - к месту сборки оборудования. Еще у Эллисона появилась постоянная подруга, и его серебристый "Мерседес" занимает свое место на парковке перед офисом чаще, чем когда-либо.

В чем же причина столь радикальных перемен?

Чтобы понять настроение Ларри Эллисона, в котором он пребывает уже больше года, следует ознакомиться с его пониманием "Интернет-вычислений", а также уяснить, чем это понятие отличается от технологии "клиент-сервер" (вариант, к которому последние 10 лет стремилась Microsoft, а до недавнего времени и сама Oracle).

Основной продукт, производимый Oracle, - СУБД. Они используются корпорациями для распределенного хранения рабочей информации, как-то: списки клиентов, данные об оборудовании, учетные карточки сотрудников, финансовые записи, истории сделок, переписка, юридические документы и многое другое. Эллисон поступил мудро, обеспечив работу ведущей СУБД (последняя версия -Oracle 8i) на компьютерах IBM, серверах Unix от Sun, IBM и Hewlett-Packard, а также на серверах Wintel от десятков других производителей. Oracle имеет более 120 тысяч клиентов в 145 странах. Ей принадлежит 61% на рынке ПО баз данных, но компания еще пока не оградила себя от конкурентов в лице IBM, Informix, Sybase и, конечно, Microsoft, которая добавила возможности хранения данных прямо в Windows NT.

Еще Oracle производит приложения для предприятий - усовершенствованные программы, которые с самого начала работали на настольных клиентских компьютерах, таких, как ПК. Эти программы помещаются в серверы баз данных для того, чтобы получать исходную информацию с целью отслеживания необходимых данных и дальнейшего управления бизнесом - осуществления расчетов, управления производством и рабочей силой, проведения сделок, а также любой другой корпоративной активности. Oracle поздно появилась на рынке корпоративных приложений, но сегодня лидирует в этой сфере. Основными соперниками Oracle в этом бизнесе являются SAP, PeopleSoft и Banyan.

И хотя клиент-серверное ПО в 1999 году стало чрезвычайно популярным, у него были недостатки - высокая стоимость и сложность в обслуживании. Кроме того, клиент-серверная модель требует постоянной поддержки высокооплачиваемыми специалистами и рассеивает фрагменты корпоративной информации среди множества компьютеров, затрудняя формирование цельной картины работы компании.

По мере того как Интернет увеличивает разнообразие внедряемых в базы данных устройств, Эллисон утверждает: имеет смысл, чтобы клиенты могли находить данные и управлять бизнес процессами через простые Интернет-браузеры - вместо специфического и сложного прикладного ПО. Аргументирует он это тем, что данные могут быть сосредоточены в более крупных системах (при этом самих систем будет гораздо меньше), что приведет к экономии денег и сокращению количества "умников", необходимых для руководства компанией. Что немаловажно, сотрудники корпорации с большей легкостью смогут получать отчеты о текущей работе. По мнению Эллисона, "Интернет-вычисления действительно могут предоставить полную картину".

Поразмышляв и посоветовавшись, кроме прочих, со своим приятелем Стивом Джоб-сом, Эллисон постановил: все программные продукты Oracle для предприятий должны иметь Web-интерфейс. Он также решил свернуть производство продуктов для клиент-серверных технологий. Тогда же им была основана компания NCI "Network Computer Inc." для продвижения "неполных сетевых компьютеров" (ПК без Windows и дисководов) и Интернет-теле-визоров. Все было налажено в течение одного месяца весной 1997 года. Летом Ларри ушел на каникулы.

Вернувшись осенью к работе, Эллисон, однако, обнаружил, что работа в заданных им направлениях совсем не продвигалась. Разработчики ПО демонстрировали преданность его идее "интернетизации" линейки продуктов, но тайком они уверяли давнишних клиентов в том, что на самом деле Oracle не отказывается от клиент-сер-верных приложений. Оказавшись в затруднительном положении, Эллисон стал отдавать три дня в неделю личному руководству разработкой ПО и с тех пор ни разу не уходил в отпуск больше чем на две недели.

Эллисон считает, что ему просто не удалось убедить всех в серьезности своих намерений. Но он убежден, что переход к Интернет-вычислениям станет последней крупной переменой в архитектуре технологий на многие годы вперед, и в центре окажется технология баз данных.

Осенью 1998 года разработчики ПО Oracle начали поставлять интернетизированные версии большинства моделей своего ПО. Они также подготовили технологии и товары специально для Интернет-вычислений. Самые большие надежды Oracle возлагает на так называемое ПО для управления взаимоотношениями с клиентами, которое помогает офисам компании на местах отслеживать и сопровождать заключение сделок по продаже.

Кроме перемен в технологии, Эллисон и Лейн реорганизовали и сам механизм продаж, который осуществляло 7 тысяч человек. Эллисон обнаружил, что слишком много торговых представителей Oracle звонили в одни и те же компании. Теперь для работы с каждой конкретной фирмой Oracle назначает определенного представителя, реже - группу из нескольких человек, каждый из которых продает полную линейку продуктов и услуг Oracle. Эллисон наладил работу представителей таким образом для того, чтобы клиенты заказывали ПО, услуги или поддержку через Интернет напрямую у Oracle.

В то же время Эллисон вместе с исполнительным вице-президентом Гари Блумом возглавили совершенно новый для Oracle бизнес - Business Online.

Эллисон также дал указание полностью изменить рекламные девизы Oracle. В новой рекламной кампании акцент делался на том, как ПО от Oracle обеспечивает работу Web-сайтов Yahoo, Amazon.com, eBay и E*Trade.

Теперь значительным источником роста благосостояния Oracle является Web. Оборот компании за последний квартал вырос до 2,4 млрд. долларов - с 2,1 млрд. год назад, тогда как текущий доход увеличился на 80% и составил 498 млн. долларов.

Удивительные перемены не оставили равнодушными и инвесторов. За последние 12 месяцев акции Oracle выросли на 500%. Благодаря этому рыночный капитал компании превысил 220 млрд. долларов, а личное состояние Эллисона приближается к 53 млрд. долларов.

Бизнес-бизнес

Как полноценная Интернет-компания, Oracle потрудилась над созданием партнерских отношений, которые позволили ей организовать сетевые товарные биржи (Internet trading exchanges). Эти биржи могут использоваться компаниями, работающими в вертикальных индустриях, для обмена поступающей от поставщиков информацией. Oracle уже стала главным постав-щиком технологии для трех таких бирж: GlobalNetXchange, AutoXchange, RetailMarket-Xchange.

В январе 2000 года Oracle запустила Oracle Exchange - горизонтальный рынок, на котором предприятия могут покупать и продавать материалы, необходимые для их работы: от грифельных досок до бумажных полотенец. В ноябре 1999 года фирма объявила о возможности объединения усилий для создания автобиржи компании Ford. В феврале 2000 года Oracle вступила в партнерские отношения с двумя крупнейшими производителями автомобилей General Motors и DaimlerChrysler с целью создания единой автомобильной биржи, которая будет работать на ПО Oracle и Commerce One.

Сейчас Oracle также ведет переговоры с Chevron "сетью АЗС" и McLane (дочерним предприятием Wal-Mart).

Ничто не останется не тронутым

Закрепившись на рынке баз данных, Ларри Эллисон обнаружил для себя еще одно поле деятельности - беспроводной доступ в Интернет.

В феврале 2000 года миллиардер объявил о создании OracleMobile.com - дочернего предприятия, которое управляет Интернет-порталом для пользователей сотовых телефонов и дуплексных пейджеров. Портал предлагает бесплатную информацию о погоде и т. д. Пользователи также могут купить книги, сделать другие покупки и принять участие в биржевых торгах с помощью своих телефонов.

По словам самого Эллисона, он создал компанию, "которая превратит телефон в Интернет-приложение".

Все мы там будем:

Могущественный, богатый, хорошо выглядящий Ларри Эллисон со всеми его яхтами, домами, самолетами в один день может лишиться многих радостей жизни. И случится это, когда наступит старость. Но в отличие от большинства потенциальных жертв возраста, Эллисон кое-что делает для борьбы с властью времени: основанный им фонд ежегодно перечисляет около 20 млн. долларов на исследования, связанные с проблемой старения человека.

Станет - не станет:

С начала этого года мы уже дважды слышали о возможной смене лидера среди мировых богачей. Что ж, с цифрами спорить трудно, а они говорят, что сегодня Ларри Эллисон как никогда близок к тому, чтобы быть названным самым богатым человеком.

Когда в апреле стоимость акций Microsoft снизилась после возобновления слухов о возможном разделении компании правительством Соединенных Штатов, стоимость принадлежащих Биллу Гейтсу акций Microsoft составила 49,4 млрд. долларов, тогда как доля Эллисона в Oracle оцениваласьв48млрд. долларов.

Уж слишком известны эти двое мужчин своей вечной конкуренцией. (В 1996 году в интервью корреспонденту "Forbes" Эллисон рассказал, что однажды даже чуть не купил сверхзвуковой истребитель. "Тогда бы я, может, сбросил пару снарядов на жилище Гейтса", - пошутил Эллисон).

Есть только один досадный факт, способный несколько омрачить вероятную радость Эллисона по случаю победы: по данным журнала "Forbes>, у Гейтса вложено, как минимум, 10 млрд. долларов в ценные бумаги других предприятий, тогда как у Эллисона - только 200 млн. Таким образом, Эллисон сможет стать "всего лишь" вторым богатейшим человеком в Америке и, возможно, в мире.

Но надо заметить, что все-таки Гейтс был более последователен в своем восхождении на вершину списка самых состоятельных людей мира. Оба, Гейтс и Эллисон, появились в рейтинге журнала "Forbes" в 1986 году. Тогда состояние Гейтса равнялось примерно 315 млн. долларов, а Эллисона - 185. Гейтс оказался на первом месте в 1992 году и сохранял лидерство на протяжении всех этих лет (кроме 1993 года, когда самым богатым в последний раз был назван Уоррен Баффет).

Эллисон никогда не входил даже в тройку лидеров, но в этом году положение может измениться.