Goloschekin

( 10.06.1944 года ) Он играл с самим Дюком Эллингтоном. Он часто ездит за границу. Швеция и США для него - почти второй дом. Гастроли - способ самовыражения, равно как и способ существования. На Западе он - признанная звезда российского джаза.  

Автор: Владимир Дмитриев

Статья: Давид Голощекин

Сайт: Персональный сайт журналиста Владимира Дмитриева

Фото: МАКСА БОГОДВИДА

Народный артист России, художественный руководитель Петербургской государственной филармонии джазовой музыки, лауреат премии "Золотой Аполлон" Фонда им.П.И.Чайковского, выдающийся музыкант и композитор Давид Голощекин любезно согласился, несмотря на свою безусловную занятость, ответить на вопросы журналиста Владимира Дмитриева.

- Давид Семенович, какова концепция деятельности вашей филармонии?

- Ежедневная джазовая концертная жизнь филармонии будет всегда ориентироваться на имена исполнителей и отдельные штрихи и акценты, которые эти исполнители расставляют в своих программах. Естественно, оправдывая звание филармонии, мы наибольшее внимание уделяем тематическим концертам как признанных корифеев джаза, так и молодых восходящих звезд. Каждый новый концертный сезон содержит напряженную работу в двух наших залах Джаз Филармоник Холле и Эллингтоновском и другие важные события. Здесь и конкурс "Осенний марафон" для молодых исполнителей, и традиционный фестиваль "Свинг -- белые ночи".

- Расскажите подробнее о конкурсе. Ведь он регулярно открывает новые дарования?

- Конкурс для молодежи от 15 до 25 лет проводится каждые 2 года. Условие для участия в нем такое: конкурсант еще никогда не выступал На профессиональной сцене, в том числе и на нашей. На первом этапе участники, число которых не регламентируется, должны предоставить демо-запись. Затем пройти несколько туров. Мы очень серьезно к этому подходим. Предыдущие конкурсы выявили целый пласт молодых, практически никому не известных музыкантов, имена которых заняли прочное место в нашем сегодняшнем репертуаре. В их числе я хотел бы выделить Максима Некрасова, исполнителя на губной гармошке, превратившегося в яркую звезду. Несколько лет назад мы нашли гитариста Гасана Багирова, который стал гордостью нашего репертуара. Самое главное то, что, помимо призов, победители конкурса получают право делать самостоятельные программы, и уже в новом году в афише филармонии появятся концерты новых Лауреатов. В жюри входят легендарные питерские музыканты и искусствоведы: Геннадий Гольдштейн, Владимир Фейертаг, Олег Кувайцев и представители СМИ. Ну, а возглавлять жюри, обычно, приходится мне.

- Кажется, аналогов такого конкурса в России не существует?

- Что-то подобное проводится в Ростове-на-Дону, но у них это конкурс больших оркестров - биг-бэндов. Но, главное, у нас все проходит достаточно официально, на базе государственной филармонии. Поэтому мы думаем с помощью Комитета по культуре выходить на всероссийский уровень (или северо-западного региона для начала).

- От кого исходит инициатива проведения "Осенних марафонов"?

- Ни Академия культуры, ни училище им.Мусоргского не проявляют в этом плане никакой инициативы, хотя большая часть конкурсантов учится именно там. Мы взяли это на себя и занимаемся конкурсом уже много лет. Потому что, выявляя новые дарования, мы обеспечиваем приток новых талантливых музыкантов в филармонию джаза, даем им путевку в жизнь.

- Коротко о фестивале "Свинг -- белые ночи" и других проектах?

- Мы заранее думаем о его проведении, потому что это сложное мероприятие, связанное со спонсорами и завязанное на тех звезд, которых мы приглашаем. Музыканты должны знать условия их участия и увязать свои графики Со сроками проведения фестиваля. Прошедшими "Свингами..." я полностью удовлетворен. Они подняли рейтинг нашего города за рубежом. Отмечу еще наш ежемесячный, традиционный, проводящийся уже на протяжении многих лет, концерт "Джаз - детям".

Мы занимаемся просветительской деятельностью, т.е. популяризацией джазового искусства для детей и гордимся этим. Будем акцентировать внимание зрителей и на направления развития джаза, подводя итоги уходящего первого столетия этого жанра музыки.

- Давид Семенович! Петербуржцев очень интересует, как ведут себя известные люди, звезды, будем так говорить, оказываясь в роли рядового потребителя продуктов питания, промышленных товаров и услуг. К мнению таких "видных" людей прислушиваются. Вы делаете покупки для дома, для себя, или в вашей семье кто-то этим занимается?

- Мне нравится процесс приобретения и, как правило, я покупаю все сам: колбаску, фрукты... Тем более, серьезные вещи, бытовую технику, например. Покупая продукты, ориентируюсь на свои вкусы и желания применительно к тому, что в доме у меня едят в первую очередь. Для питания все должно быть сортом как можно выше, но цена при этом не всегда адекватна. Колбаса за 50 рублей может даже оказаться лучше, чем за 100, поэтому смотрю на качество. Еще очень важным является, кто производит данный продукт.

Я категорически не пользуюсь импортными продуктами питания, потому что наши, на мой взгляд, намного лучше и свежее. Короче, продукты таких производителей, как "Парнас", "Петмол", которые в моих глазах на деле подтвердили уровень их качества и вкусовые свойства, я и покупаю вне зависимости от того, сколько это стоит, потому что питание очень важно.

Что касается промышленных товаров, здесь пока приходится ориентироваться на импортную продукцию известных фирм, уже зарекомендовавших себя в каждой отрасли, будь то бытовая техника - пылесос, гриль или СВЧ-печь, или аппаратура, мебель и так далее. Мне кажется, что импортная продукция пока более надежна. Нашей я не очень доверяю, к сожалению. Одежду отечественного пошива, несмотря на возросшее ее качество, я вообще не покупаю, т.к. она мне абсолютно не нравится (не в обиду будет сказано нашим модельерам и швейникам). Имея возможность выезжать за рубеж, я себя одеваю за границей - от носков до костюма и пальто.

С другой стороны, я пользуюсь отечественным автомобилем только потому, что не могу купить дорогой импортный. В принципе "Жигули" -- неплохая машина для наших дорог, но у нее все время будет отваливаться что-то, коротить, дверь не будет закрываться, в общем то, чего не может быть у фирменной машины. Но я сознательно иду на это, ориентируясь на свои возможности.

- Тогда вопрос "на засыпку". Если во Франции где-нибудь, в бутике, приглянется костюм за $1000, -- возьмете?

- Вопрос серьезный. Да, я занимаюсь своим имиджем, у меня есть свой стиль, и я, подбирая себе сценическую одежду, захожу в такие магазины, но стараюсь все-таки придерживаться разумных пределов. Опять же, какой-то элитный, фирменный бутик не всегда фасонами соответствует моему вкусу, можно найти очень и очень хорошие, качественные вещи в других менее престижных магазинах, и это будет стоить вдвое дешевле. Но, когда что-то очень сильно понравилось, ну, вот глаз не оторвать -- выкладываю требуемую сумму. Хотя знаю, что в чем-то другом придется себе отказывать. Такие случаи несколько раз в жизни бывали.

- Ваше отношение к рекламе, становились ли вы ее жертвой?

- Скажу сразу, я ни в какую рекламу никогда не верил. Она меня всегда раздражала и раздражает, потому что, как правило, рекламируется то, что вообще этого не стоит на самом деле. Это всего лишь коммерческий прием для того, чтобы сбыть продукцию, создав вокруг нее какой-то ажиотаж, имидж и т.д. Я верю в такие вещи, в которых убежден на практике, на опыте и которые покупаю, исходя из их качества, дизайна, цены. Если мне будут по сто раз на дню втолковывать, что телевизор "Samsung" самый лучший в мире, я в это все равно не поверю, так как есть более подходящие для меня фирмы и модели. И в этом случае реклама не привлекает, а, наоборот, отталкивает: на рекламируемое я в итоге смотреть не могу и, подсознательно даже, покупаю другие вещи.

- Но ведь реклама - двигатель торговли?

- Это должно быть так. Но на деле выливается в бесцеремонное навязывание какого-то пива или резинки. Почему пиво "Бочкарев" самое правильное?

Для кого? А я люблю пиво "Балтика-медовое" и считаю его самым правильным.

Реклама - это профессия, наука целая, об этом много говорилось в свое время, а сейчас опять забылось. Такая оголтелая, ничем не ограниченная во времени, показательно-принудительная подача идет только во вред настоящим хорошим товарам и раздражает население. Рассчитана она на индивидуума, не способного самостоятельно сделать какой-то выбор, это - мое мнение. Я себя таковым не считаю и поэтому жертвой рекламных трюков никогда не был. На Западе качество продукции солидных, зарекомендовавших себя фирм, как правило, соответствует их рекламе, которая тщательно проработана, намного "легче", профессиональнее и в 2-3 раза слабее по давлению, чем у нас.

- Что является эталоном для определенного вида товаров, и должны ли Они соответствовать этому эталону?

- Мне кажется, никаких эталонов на саму продукцию в принципе не может быть. Товар должен быть качественным, а качество должно, в свою очередь, подтверждаться практикой. Другое дело, какие-то стандарты необходимы, конечно, при производстве, в первую очередь, продуктов питания.

Должны быть определены критерии, исходя из соображений медицины, безопасности для здоровья потребителя. То же и для промышленных товаров - технические параметры, гарантирующие надежность и безопасность изделия. В том и другом случае стандарт необходим для того, чтобы промышленники не могли подсунуть, не думая о последствиях, опасный для здоровья, некачественный товар. А в целом, повторяю, сколько производителей, столько и эталонов. Это уже нам решать, что принимать за эталон. Все остальное пережитки нашего прошлого. Может быть эталон метра, но не может быть эталона костюма или пылесоса.

- Стремитесь ли вы покупать товары только высшего качества? Были какие-то очень серьезные покупки, которыми можно похвастаться?

- Высшее качество всегда стоит очень дорого, но по мере своих возможностей, стараюсь приобретать именно такие товары.

Купил звуковую систему американской фирмы "BOSE", вещь достаточно дорогая, (стоит около 1000 долларов), но потрясающая. Я ее выбрал сам, слушаю музыку в том звучании, которое мне по душе, которое нравится, и очень доволен.

Обычно я уже целенаправленно иду покупать что-то, например, кровать определенной фирмы и модели, у меня есть конкретная задача, и это значительно сокращает время, затрачиваемое на приобретение вещи.

С другой стороны, я, как правило, произвожу своеобразный "маркетинг".

Дело в том, что на нашем рынке все очень расплывчато, и одну и ту же вещь можно купить с большой разницей в цене. На Западе нет такого разрыва, там цены лежат в каких-то пределах на определенный класс товаров. Здесь же надо "держать ухо востро", это - особенности национальной торговли. Приходится заходить еще в 3-4 магазина, и выясняется, что то же самое можно купить значительно дешевле. Только недалекий, ленивый или очень богатый человек в наших условиях может увидеть нужную вещь в первом попавшемся магазине и тут же ее приобрести.

В некоторых случаях, когда сам не очень компетентен, советуюсь не только с друзьями, которым доверяю, но и со знакомыми специалистами, обладающими определенными познаниями в данной области.

Например, я хочу купить автомашину и понимаю, что располагаю суммой, которой хватит лишь на "Жигуленка", а не на "BMW" или "AUDI". Вопрос в том, какую модель можно конкретно и с максимальной отдачей купить за имеющуюся в наличии сумму. И вот люди помогают, делятся познаниями с пользой для тебя. Я никогда не подойду к продавцу за советом, потому что, как правило, (и я с этим сталкивался), продавцы не умеют ни объяснить, ни заинтересовать: они либо ничего не знают, либо советуют предвзято. Несколько лет назад я покупал газовую плиту, и ни реклама, которой, буквально, все бесплатные газеты забиты, ни продавцы не дали мне никакой полезной информации, а только запутали вконец. Пришлось опрашивать друзей в поисках того, кто уже приобрел новую плиту.

Наконец, нашлись 2-3 человека, которые все подробно мне объяснили.

И мой выбор был сделан удачно. Советы друзей очень помогают, и сам я всегда охотно подсказываю всем, кто ко мне обратиться за помощью, в тех вопросах, в которых разбираюсь, например, в бытовой звуковой аппаратуре.

- Какие-то крупные затраты пришлось пережить в недавнем времени?

- Ремонт сделал в квартире. Она была в жутком уже состоянии, а мне приходится принимать достаточно известных людей время от времени. Так что пришлось поднапрячься и сделать все, как положено, "на полную катушку". Нет, не евроремонт, я это слово ненавижу, потому что оно подразумевает стандарт. А я - человек консервативный и нестандартный: пофантазировал немного и сделал все, как мне нравится.

- Вы прибегаете к каким-то платным услугам, типа "Сервис по телефону" или "Телемагазин"?

- Пользуюсь только привычными услугами, как-то прачечная или автосервис. Согласен и с такой услугой, как доставка железнодорожных или авиабилетов на работу для тех людей, которым время действительно дорого.

Или доставка обедов в офис, предположим, в напряженные дни, когда некогда покушать. Это нормальный сервис. Все остальное - извращение новорусской системы для тех, кому деньги некуда девать. Возьмем доставку "элитных" концертных билетов. Билет на "звезду" за 2500 рублей вам привезут домой и возьмут еще 250 рублей за доставку. Вот на Западе люди привыкли считать свои деньги, там достаточно позвонить, и тебе оставят те же билеты в кассе на твою фамилию.

Про "Телемагазин" и не говорите, в нормальном-то магазине купишь что-нибудь, а потом, бывает, концов не найдешь, а у них, думаю, покупают те, кому деньги легко даются. В общем, услуги, конечно, должны быть и в разумных пределах даже необходимы. Если какой-то сервис необычный существует, значит он все-таки кому-то нужен в итоге. А нужен ли такой сервис конкретно вам - это уже другой вопрос.