Gautier Jahn-Poul

( 24.04.1952 года ) Как превратиться из робкого зануды во всеми любимого гения с потрясающим чувством юмора? Возьмите двадцать лет жизни, талант и увлеченность и поместите их в Париж второй половины XX века. 

Автор: Маша ФЕДОРЕНКО

Сайт: Аргументы И Факты

Статья: Жан-Поль Готье: История одного хулигана

Фото: Фото SIPA/Fotobank



Жан-Поль Готье — человек, который умеет внушать любовь с помощью ткани, ножниц и пары пуговиц. Люди, побывавшие на его показе, люди, примерявшие его вещи, люди, видевшие его интервью, — все они мгновенно попали под очарование его личности. Он наряжает Наоми Кэмпбелл в одну лишь юбку и называет это нарядом невесты. Он делает сумки из спасательных жилетов, брюки с отворотами до колена, босоножки для мужчин из драгоценных камней и самую сексуальную в мире военную одежду для женщин. «Меня всегда привлекала идея недошитой военной одежды, которая то и дело сваливается с плеч».

Даже простая матросская тельняшка в черно-белую полоску — любимая одежда, почти трейдмарк самого Готье, — кажется, стала символом чудесного парижского вечера в культовом кафе с запахом дорогих духов, прекрасной музыкой и непроходящим чувством влюбленности и атрибутом современной альтернативной моды.

ЖАН-ПОЛЬ Готье родился 24 апреля 1952 года. Вырос на окраине Парижа. Он не особенно увлекался игрой в казаки-разбойники и футболом. Ему было комфортнее в обществе девочек. Учителя не озолотились на мемуарах про маленького Жан-Поля — Готье редко появлялся в школе. Альбом и цветные карандаши были лучшими друзьями будущей звезды. Его воспитывала бабушка, умная женщина, известная хиромантка, знахарка и гадательница таро. «Она меня безумно любила и всегда говорила, раскладывая карты:»Я вижу, тебя ждет удача, все, что ты захочешь, сбудется». Она предсказывала мне только хорошее. Я всегда мог получить от нее поддержку».

Ученик Кардена

РОДИТЕЛИ Жана поддержали желание сына непременно заниматься модой. 24 апреля 1970 года, в 18 лет, он стал ассистентом дизайнера в Доме моды Пьера Кардена. «Когда я пересек порог этого модного дома с мамой, я страшно волновался. Карден предложил мне 500 франков в месяц. Конечно, я согласился.

Я многому научился. Мне поручили дизайн домашней утвари, я делал тарелки. Карден научил меня черпать вдохновение из всего, что нас окружает».

С этого момента до создания первой коллекции под своим именем проходит 6 лет. За это время Готье успевает покинуть Кардена, поработать с другими модными домами и дизайнерами, снова вернуться к Кардену. Но на этот раз Готье занимается не какими-то тарелками, а разрабатывает коллекции для США — причем на Филиппинах, в знойном городе Маниле.

Может быть, в этом диковатом городе с жуткими трущобами и болезненной роскошью и зарождается легендарный стиль Готье — пародия, смешение жанров, культур и традиций. Клиенты на Филиппинах очень высоко оценили его работу. Но вскоре умерла бабушка Готье, и ему пришлось вернуться в Париж — в июле 1975 года.

Готье не воспринимает серьезно индустрию моды, но это не мешает ему мечтать о создании собственной линии. В 74-м году он знакомится с Фрэнсисом Менуж, своим будущим партнером и любовником. С ним в 1976 году Готье делает коллекцию электронных украшений. Именно этот человек с незаурядными способностями менеджера вдохновлял и поддерживал Готье в трудные минуты его жизни, которых было немало: звезда «ужасного ребенка французской моды» взошла не сразу.

Прошло несколько лет, прежде чем он стал частью парижского истеблишмента. В 1978 году «Кашияма», японская модная компания, предложила ему работу. Финансовые вложения мгновенно улучшили дела Готье, и он наконец создал собственный Дом моды. Его пятый показ стал настоящей сенсацией.

Все были шокированы удивительной «нефранцузскостью» этой одежды. Готье совершил настоящую революцию в сознании людей. Готье одевал мужчин в платья, а женщин только в нижнее белье и корсеты. Это было не комильфо. Публика пребывала в шоке и восторге одновременно. А после того как Готье стал соведущим культовой английской передачи «Евротрэш», полной непристойностей и юмора, он вообще превратился во всеобщего любимца. Рок-звезды просили у него автограф, папарацци преследовали, поклонники дарили цветы и самодельные открытки.

Модельер Мадонны

1990 год был ознаменован двумя событиями. Готье разработал для Мадонны несколько уникальных костюмов, в том числе памятный бюстгальтер с двумя конусами. Кем была бы сейчас Мадонна без этого бюстгальтера? Да, наверное, пела бы на подпевках у Бритни Спирс.

В том же году умер от СПИДа партнер Готье Фрэнсис Менуж. До сих пор 49-летний модельер живет один, все время перемещаясь между своими фабриками в Италии и парижской штаб-квартирой.

Менуж заболел за год до своей смерти, и Готье с болью вспоминает этот жуткий год. «Это навсегда изменило меня, я никогда не смогу жить так же легко, как раньше. Когда на твоих глазах любимый человек, талантливый и молодой, день за днем буквально сходит в могилу, это убивает что-то и в тебе».

Готье был на грани отчаяния и даже собирался отойти от моды. «С Менужем я реализовал свою мечту. Мы не разбогатели, но все-таки занимались своим любимым делом. И без него из всего исчез смысл. Я хотел все бросить, потому что не представлял, зачем все это теперь нужно. Кончить жизнь самоубийством или нет — мне было все равно. Я ждал, что он подаст мне знак — «Не надо, продолжай жить», и я почувствовал, что он подал его. И что я умею делать, кроме одежды? Абсолютно ничего. И я вернулся к работе». Сегодня Жан-Поль Готье отдает часть своих доходов в научные фонды, разрабатывающие лекарство от СПИДа.

Известно, что среди модных дизайнеров очень мало людей с традиционной сексуальной ориентацией. «Может быть, дело в том, что застенчивому человеку очень трудно находиться среди женщин, которые им восхищаются. Трудно объяснить. Я был влюблен в женщину дважды. Один раз это была любовь, но скорее платоническая. Физически меня больше привлекают мужчины. Но с женщинами мне проще общаться, их я лучше понимаю. Я думаю, что женщины взрослеют гораздо раньше мужчин. Но одевать мне приятно и тех и других. Я не женоненавистник. Я никогда не пытался изменить женщину, заставить ее выглядеть более романтично, возвышенно или, наоборот, — слишком сексуально и агрессивно.

То же и с мужчинами. Дело не в том, чтобы быть мужественным или женственным. Настоящая красота — в умении быть собой. Людям нужно учиться принимать себя такими, какие они есть».