Dzumahmatov

(16 июня 1923 года - ...) Народный артист СССР. За успешное проведение декады и большой вклад в развитие советского кыргызского искусства Президиум Верховного Совета СССР наградил Асанхана Джумахматова орденом Трудового Красного Знамени. Затем ему было присвоено Почетное звание "Заслуженный деятель искусств Киргизской ССР" (1958 г.). Творческий путь дирижера в течение более полувека связан с оперным театром.  

Сайт: 55 летию Победы посвящается

Статья: Джумахматов Асанхан



Родился 16 июня 1923 года в небольшом селе Иссык-Ата Чуйского района, возле курортного местечка "Арашан" Кыргызской Республики. Отец - Чалов Джумахмат (1888 г. рожд.). Мать - Чалова Артык (1893 г. рожд.). Супруга - Сатаева Гульхан (1933 г. рожд.). Сыновья: Джумахматов Эрмек (1959 г. рожд.), Джумахматов Эрик (1963 г. рожд.).

С самого детства Асанхан испытывает трудности. Его отец - Джумахмат Чалов, был в то время образованным и достаточно зажиточным человеком. В 1926 году отца арестовали с конфискацией всего имущества, включая дом и скот, и отправили в ссылку в Сибирь. А когда Асанхану исполнилось 6 лет, его с матерью и старшим братом Муратханом (также с конфискацией имущества) ссылают на Украину. Тяжелое детство, ссылка на Украину безусловно оказали влияние на мироощущение Асанхана. Именно на Украине Асанхан Джумахматов серьезно начал заниматься музыкой. Живя в селе Чалбассы Скадовского района Одесской области, он играет на гитаре в самодеятельном оркестре, а позже - на ударных инструментах.

В 1938 году, прожив почти восемь лет на Украине, Асанхан Джумахматов возвращается на родину и поступает учиться на подготовительное отделение педагогического техникума, параллельно работает артистом оркестра первого кыргызского музыкально-драматического театра, впоследствии академического театра оперы и балета имени Абдыласа Малдыбаева. Одаренный музыкант был включен в состав делегации мастеров искусств республики на первой декаде кыргызского искусства в Москве, прошедшей с успехом в 1939 году. Поездка в Москву, общение с крупнейшими музыкантами того времени стали для Асанхана Джумахматова одним из поворотных моментов в его жизни.

В сентябре 1941 года Государственный симфонический оркестр Союза ССР был эвакуирован в город Фрунзе (ныне Бишкек). Главным дирижером был выдающийся музыкант Натан Рахлин. Оркестр продолжал работать и вести интенсивную концертную деятельность. Асанхан Джумахматов был зачислен в его состав и играл на ударных инструментах.

В конце 1941 года Асанхан Джумахматов был призван в ряды Красной Армии и сражался на фронтах Великой Отечественной войны. Он был тяжело ранен и контужен. Имеет боевые награды: орден Отечественной войны I степени, орден Красной Звезды, медаль "За победу над Германией", медаль "За оборону Сталинграда" и другие награды.

В 1944 году, после увольнения из армии, Джумахматов становится артистом оркестра Кыргызского театра оперы и балета. После окончания войны с сентября 1945 года Джумахматов учится на национальном отделении при Московской консерватории имени П. И. Чайковского на дирижерском факультете. Еще будучи студентом Московской консерватории, Джумахматов дирижирует студенческим оркестром.

После успешного окончания национального отделения в июле 1948 года его назначают главным дирижером Кыргызского театра оперы и балета. Молодой дирижер свой талант направляет на постановку спектаклей, которые способствовали бы творческому росту художественного коллектива и широкому знакомству зрителей с мировой, русской классикой и спектаклями кыргызских авторов. Под его управлением впервые в республике были поставлены сложнейшие спектакли - "Кармен" Ж.Бизе (1949 г.), "Пиковая дама" П. И. Чайковского (1950 г.), "Русалка" М. А. Дргомыжского (1951 г.), сочинения кыргызских авторов - Абдраева-Аманбаева "Ким-кантти" (1948 г.), Раухвергера "Кокуль" (1949 г.), Власова-Фаре "Алтын кыз" (1949 г.), "На берегах Иссык-Куля" (1951 г.).

Работая главным дирижером оперного театра, Джумахматов понимал, что образования, которое он получил на национальном отделении, недостаточно для того, чтобы достигнуть подлинного мастерства дирижера. Так в 1952 году он решается вновь поступить на факультет оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории имени П. И. Чайковского. Ему посчастливилось учиться у выдающегося советского дирижера Бориса Хайкина. Именно учеба у Хайкина позволила раскрыться подлинному таланту дирижера-профессионала Джумахматова. Под руководством своего педагога он в совершенстве овладевает сложнейшим комплексом качеств настоящего большого дирижера. Большую формирующую роль в дальнейшем развитии кыргызского дирижера сыграли наравне с Хайкиным профессора Гинзбург, Евсеев, Василенко, Хортуканов и другие. Сама атмосфера студенческой жизни, работа на должности музыкального руководителя и главного дирижера Московского театра имени Моссовета, где главным режиссером был Народный артист СССР Юрий Завадский, а актеры - Р. Плятт, В. Марецкая, Ф. Раневская, Л. Орлова, не могла не отразиться на его эстетическом формировании. В годы учебы Джумахматов активно занимался и общественной деятельностью, оставаясь бессменным секретарем комсомольской организации Московской консерватории.

После успешного завершения учебы в 1957 году он возвращается на родину и вновь в качестве главного дирижера возглавляет Кыргызский театр оперы и балета. В этот период в республике идет подготовка ко второй декаде Кыргызского искусства в Москве. Руководство республики поручает Асанхану Джумахматову ее проведение и назначает его музыкальным руководителем декады. В течение двух недель, 14-26 октября 1958, года москвичи имели удовольствие познакомиться с интересным и самобытным искусством кыргызского народа. Композиторы Т. Н. Хренников, Д. Кабалевский, музыканты В. Виноградов и Мартынов дали высокую оценку исполнительскому мастерству солистов и актеров.

За успешное проведение декады и большой вклад в развитие советского кыргызского искусства Президиум Верховного Совета СССР наградил Асанхана Джумахматова орденом Трудового Красного Знамени. Затем ему было присвоено Почетное звание "Заслуженный деятель искусств Киргизской ССР" (1958 г.). В 1962 году Асанхана Джумахматова назначают художественным руководителем и главным дирижером Государственного Академического оркестра кыргызских народных инструментов имени Карамолдо Орозова. Опыт предшествующей работы помог дирижеру создать в народном оркестре свой исполнительский стиль, давший толчок к дальнейшему развитию оркестра. Обработки народных песен вызывали массу откликов. Привычные на слух, они стали звучать мощно, с новыми красками.

За 10 лет работы в оркестре он поднял профессиональный уровень коллектива на качественно новую ступень. С коллективом Джумахматов побывал во всех уголках Советского Союза. Итог работы дирижера - это присвоение коллективу звания лауреата Всесоюзного конкурса профессиональных коллективов. Обработки классических и народных инструментальных произведений для комуза и кыяка выдающихся кыргызских народных музыкантов Орозова, Мураталы, Ниязалы, Шеркулова, Туманова и других (свыше 50 кюу), а также обработки знаменитых мелодий-песен выдающихся кыргызских народных мелодистов Атая, Мусы, Эгинчиева, Абдыкадырова, Тагаева и других (свыше 100 мелодий) до сих пор составляют основной репертуар Госоркестра народных инструментов Кыргызстана и систематически исполняются в концертах симфоническим, народным и эстрадным коллективами.

С 1972 по 1983 год Асахан Джумахматов возглавлял Кыргызский театр оперы и балета, а с 1970 года по сей день он является художественным руководителем и главным дирижером Академического симфонического оркестра Кыргызской телерадиокомпании. С коллективом оркестра выступали выдающиеся дирижеры: Б. Хайкин, Р. Вигнер, Г. Рождественский, Е. Светланов, В. Чернушенко, А. Дмитриев, Ю. Симонов и многие другие. Солистами оркестра выступали выдающиеся инструменталисты: М. Ростропович, Е. Малинин, С. Доренский, В. Крайнев, В. Гудникова, солисты-вокалисты мирового класса: Е. Образцова, И. Архипова, А. Соловьяненко, Б. Минжилкиев, А. Днишев, И. Богачева и другие. В репертуаре оркестра, основными являются симфонии Гайдна, Моцарта, Бетховена, Баха, Малера, Брукнера, Чайковского, Рахманинова, Скрябина, Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна и других.

Творческий путь дирижера в течение более полувека связан с оперным театром. За этот период им поставлены более 50 опер и балетов мировой, русской, кыргызской и советской классики. Среди них: балет "Ромео и Джульетта" С.Прокофьева (1962), оперы "Аида" Верди (1960), "Борис Годунов" Мусоргского (1960), "Тоска" Пуччини (1962), "Мефистофель" Бойто (1978 - впервые в СССР), "Дон Карлос" Верди (1979), "Дитя и волшебство" Равеля (1982), "Служанка и госпожа" Перголези (1982), "Паяцы" Леонкавалло (1982), "Петрушка" Стравинского (1983), "Ак Шумкар" Ряузова (1957), "Токтогул" Власова, Малдыбаева и Фаре (1958), "Мурат" Книппера (1959), "Жамиля" Раухвергера (1961), "Июльская ночь" Хаджиева (1975), "Зори здесь тихие" Молчанова (1974), "Петр I" Петрова (1976), "Проделки Майсары" Юдакова (1960), "Запорожец за Дунаем" Артемуского (1961) и другие.

Известные оперные певцы, Народные артисты СССР Сайра Кийизбаева, Хусейин Мухтаров, Болот Минжилкиев, Артык Мырзабаев, Народные артисты республики Чодронов, Дарика Жалгасынова начинали изучать оперные партии под руководством Джумахматова. Практически все оперные и балетные спектакли, поставленные в оперном театре начиная с 1974 года, были осуществлены дирижером Джумахматовым. Огромный вклад внес дирижер в развитие национального оперного и балетного искусства. Под его руководством были поставлены основные оперные и балетные спектакли, составляющие ныне репертуар Кыргызского академического театра оперы и балета.

Глубокий след в творчестве Джумахматова оставляли выступление на сцене Кыргызского академического театра под руководством Асанхана Джумахматова всемирно известных вокалистов - И. Архиповой, Е. Образцовой, Н. Шемчук, М. Биешу, В. Полько, З. Бибай, Ю. Мазурка, А. Соловьяненко, М. Калининой, Е. Серкеваевой, Б. Тулегеновой и многих других. В 1989 году Асанхан Джумахматов приходит главным дирижером в государственный камерный оркестр "Насыйкат", где оркестр открывает новые просторы для маэстро - это народная музыка. Она в исполнении оркестра получает новое звучание. Камерный оркестр "Насыйкат" неоднократно представлял советское и кыргызское искусство на международных фестивалях и перед высокими зарубежными гостями республики. Асанхан Джумахматов ведет огромную общественную работу, он является президентом Союза музыкальных деятелей Кыргызской Республики, вице-президентом Международного Союза музыкальных деятелей, президентом Кыргызского отделения Международной академии творчества. С 1995 года он профессор Кыргызской консерватории. За многолетнюю творческую деятельность он воспитал многих профессиональных музыкантов-оркестрантов. Свой опыт дирижера он передал второму дирижеру симфонического оркестра Гостелерадио республики И.А.Машкеевичу.

За огромный вклад в развитие мирового, советского и кыргызского искусства Асанхан Джумахматов был удостоен званий Народного артиста Киргизской ССР (1971 г.), Народного артиста СССР (1976 г.), Государственной премии Киргизской ССР имени Токтогула (1972 г.), Международной премии имени Ч. Айтматова (1999 г.). Он награжден также орденом Дружбы, национальным кыргызским Орденом Манаса III степени, медалью Жукова, медалью имени С. Рахманинова, многими другими наградами.

Все свое свободное время Асанхан Джумахматов отдает собиранию, обработке, аранжировке и исполнению в концертах, а также записи на радио и телевидении народных мелодий и произведений народных музыкантов.

Спортом не занимается, но распорядок дня Асанхана Джумахматова поистине спартанский: и зимой, и летом спит на полу при открытом балконе, встает в 5.30 утра, занимается дирижерской гимнастикой, принимает горячий и холодный душ, на работу и с работы ходит только пешком. Любит ходить на овощной базар, покупать зелень, фрукты, кефир и творог. За всю жизнь не отдыхал ни на одном курорте, в санатории или в домах отдыха. Во время отпуска уезжает в родной аил, ходит по горам пешком. Владеет кыргызским, русским и украинским языками.

Живет и работает в городе Бишкеке.