Dulatov

(25 ноября 1885 года - 5 октября 1935 года)   Выдающийся поэт, писатель, публицист, просветитель-педагог, один из лидеров партии "Алаш-орда".  

Источник информации: Мир-Якуб (Миржакип) Дулатов

  Дулатов Миржакып (Мир-Якуб) - поэт, писатель, публицист, просветитель-педагог, вошел вместе с Букейхановым и Байтурсыновым в ту тройку, которая обозначила веху возрождения национального самосознания казахов в XX в.

  Он родился 25 ноября 1885 года в селе Сарыкопа Кустанайской области. В своем кратком описании детства писал: "Происхожу из Средней Орды, рода Аргын, 2-х лет от роду лишился матери, 12 лет - отца. Когда мне исполнилось 8 лет, отец отдал меня на обучение аульному мулле, человеку крайне невежественному. Не помню, сколько времени учился у него, знаю только то, что кроме заучивания арабских молитв ничему не научился". Затем он два года учится в сельской школе на русском и казахском языках, еще два года - в русско-казахском училище и получает звание учителя сельской школы. Первый стихотворный опыт был напечатан в первом номере казахской газеты "Серке" (вышло всего два номера) в Петербурге. Первое собрание стихов "Оян, казах" вышло в 1909 году, сразу разошлось и было переиздано в 1911 году. Заголовок книги послужил манифестом, призывом к народу того поколения интеллигентов начала XX в., одним из ведущих вдохновителей которого Миржакып Дулатов считается по праву. "В 1911 году сборник "Оян, казак" был конфискован, как отметил сам автор, главным управлением по делам печати. Смагул Садвокасов в предисловии в книге "Молодой Казахстан" (1928) писал: "В начале этого столетия появляются первые последователи Абая. К ним можно причислить ныне живущих А.Байтурсынова, М.Дулатова, М.Джумабаева. Первый роман на казахском языке под названием "Бакытсыз Жамал" ("Несчастная Жамал") вышел в 1910 году. Автором его является вышеупомянутый М.Дулатов. Роман описывает жизнь угнетенной казахской женщины, продаваемой, как вещь, за калым и имел огромный успех, доставив автору небывалую славу".

  В 1914 году по инициативе тюрколога В.В.Гордлевского в качестве видных представителей казахской литературы были введены в оборот имена Абая и Миржакыпа в "Восточный сборник в честь А.И. Веселовского". Второй сборник стихов Дулатова под названием "Азамат" выходит в 1913 году в Оренбурге, в нем были помещено несколько переводов из русских поэтов. Как бы эпиграфом к нему было несколько строк, вынесенных на обложку книги:

В разных местах я незавидное дерево
Нет на нем роскошных плодов.
Но целиком и от корня я здешний.
Алаш! (Земляк мой!).
Плоды мои - твои.

  Большое значение придавал Дулатов газете "Казах", выполнявшей роль общественно-политического издания и просуществовавшей до октября 1918 года. Жизни и творчеству Байтурсынова он посвящает позднее (1922) очерк. Активно сотрудничал в 1911 году Миржакып и в первом казахском журнале, где появились его рассказы и стихи. В 1915 году выходит сборник стихов под общим названием "Терме". После революции Дулатов работает в различных редакциях, продолжает писать, задумывает труд по истории казахского народа. В 1928 году он был арестован, сидел в тюрьме два года, затем был сослан в Соловецкий лагерь, где и умер 5 октября 1935 года. Живы четверо внуков (Динар, Нурдан, Жаннат, Ерлан), дети его дочери Гульнар, врача по профессии.

  Жизнь и творчество Миржакыпа Дулатова тесно связаны с партией "Алаш" и правительством Алаш Орды. Мыслящие люди, и их в числе прежде всего Миржакып, не могли остаться в стороне от процесса колонизации, когда в край нахлынуло но воле царской администрации более 1,5 млн. переселенцев, которым были переданы лучшие земли. Для выхода из создавшейся ситуации они считали необходимым избавиться от бескультурья, невежества, самоуспокоенности и покорности, пробудить в народе стремление к просвещению, науке, предприимчивости. Здесь они были продолжателями просветителей XIX в.

Спит казах беспробудно.
Сгорим ведь в огне, если не проявим прыти,
Все народы двинулись вперед,
Лишь наш народ катится назад,
Стараясь не сделать хотя бы шаг вперед.

  Этими стихами предварил Миржакып свой сборник "Оян, казак". "Казахский народ попал целиком в зависимость от России, он совершенно бесправен. Поборы и налоги, собираемые с него, не идут на его нужды. Царское правительство готово было подвергнуть казахов геноциду, - пишет Дулатов - как потомков Чингис-хана и Тамерлана".

  Решением от 3 июля 1907 года казахи были лишены права участия в Государственной Думе, чем в корне подрывалась самая возможность самоуправления. В статье "Закон от 3 июля и казахи" Дулатов подверг критике это решение как несправедливое. Если при решении казахских вопросов не будут участвовать депутаты от казахов, то как бы ни были эрудированы и красноречивы депутаты, выступающие по этим делам, никакого компетентного решения быть не может. Опыт двух Дум доказал несостоятельность доводов, что казахи "темные", поскольку казахские депутаты в них показали свою образованность, хорошее знание нужд народа. Не издевательством ли над здравым смыслом является ситуация, когда по делам казахского народа выступают те, говорит Дулатов, которые ненавидят или презирают казахов. Но и сами казахи разрознены, подводят себя раздорами, и из-за этого подчиняются всяким влияниям извне, пресмыкаются перед любым русским мелким чиновником и урядником, привыкают к подхалимству, взяточничеству. А царское правительство не только не думает о просвещении народа, пробуждении его разума, а наоборот, тех, кто на собственные средства стремится открыть школы, преследуют, сажают в тюрьмы. В стесненных условиях сокращения пастбищных угодий казахам, говорит Миржакып, не остается ничего другого, как взяться за земледелие.

  В 1916 году он, а также А.Байтурсынов и А.Букейханов выступили против царского указа о призыве казахов на фронтовые работы, которое, по их мысли может довести народ, находящийся и без того на грани вымирания, до самого настоящего голода, так как он лишится самой производительной части общества. Миржакип был создателем первого в истории народа фонда в помощь голодающим.

  Дулатов участвовал в разработке программных документов партии "Алаш" и правительства Алаш Орды" совместно с А.Байтурсыновым, в которых, по сути дела, отправляясь от основоположений гуманизма и демократии, они разработали принципы правового государства: равенство всех граждан независимо от вероисповедания, крови, пола перед законом, судебное разбирательство всех спорных дел. Общее политическое устройство реформированной России мыслилось в виде демократической федеративной республики во главе с выбираемым Думой президентом.

  Находясь в тюрьме на допросе в 1929 г. в ответ на обвинение в "национализме", он пояснил: "Мы хотим, чтобы наше отчество принадлежало нам". Миржакып резко выступил против реформирования арабского алфавита, считая языковую реформу средством разорвать связи народа с письменной историей народа, которая положит начало потере родного языка, отчуждению народа от собственной истории. Он остро почувствовал лицемерие тогдашних деклараций о якобы "государственном статусе" казахского языка и всячески старался отстоять права казахского языка и религии.

  Даже перед неправедным судом он не склонил головы и заявил в последнем своем официальном слове: "Ради будущего своего народа я обязан делать все возможное. Если я заблуждаюсь, то вместе с народом. Рано или поздно, истина восторжествует".