Druzhnina Svetlana

( 16.12.1936 года )
Россия
Первая роль актрисы в кино - Соня Божко в фильме "За витриной универмага". Известность ей принесла роли Ларисы в драме "Дело было в Пенькове" (1958) Станислава Ростоцкого и Анфисы в лирической комедии "Девчата" (1962) Юрия Чулюкина. Как режиссер Светлана Дружинина дебютировала в 1974 году фильмом "Исполнение желаний". Из ее режиссерских работ успехом пользовались картины "Дульсинея Тобосская" и "Принцесса цирка". Огромный зрительский успех выпал на долю историко-приключенческого фильма Светланы Дружининой "Гардемарины, вперед!", вышедшем на экраны страны в 1987 году. Популярность "Гардемаринов" была столь велика, что вскоре режиссер сняла два продолжения. Стоит отметить, что Дружинина часто выступает и как автор и соавтор сценариев своих фильмов.  

Автор: Геннадий Сухин

Сайт: Алфавит (газета)

Статья: Многоликая



Кинорежиссер, сценарист и глава кинофирмы Светлана Дружинина в недавнем прошлом была актрисой. Среди самых известных ее ролей - нелюбимые красавицы. Лариса, "жена" Вячеслава Тихонова в фильме "Дело было в Пенькове", и "звезда" женского общежития Анфиса в "Девчатах". Но до актерского факультета ВГИКа Светлана Сергеевна успела окончить хореографическое училище при Большом театре. Поэтому на вопросы журналистов: "Как ей удается оставаться столь эффектной, изысканной и элегантной?" - Дружинина отвечает: "А десять лет балета?" Со Светланой Дружининой беседует Геннадий Сухин.

- Вы хотя бы изредка вспоминаете, что едва не стала балериной?

- Вспоминаю. Когда в фильме нужно поставить танцевальный номер. Если не справляюсь, призываю на помощь друзей по хореографическому училищу.

- Какое-то балетное амплуа успели обрести?

- Лет до пятнадцати мы всяких блошек-мошек-таракашек в спектаклях Большого изображали. А последние три года мы с моими одноклассниками Марисом Лиепой и Наташей Касаткиной танцевали в операх дивертисменты. В каком-то спектакле увидела меня руководитель ансамбля "Березка" Надежда Надеждина и принялась активно сватать в свой коллектив. Но тут я на репетиции "Щелкунчика" разбила локоть о металлическое крепление станка, и рука у меня повисла - гематома образовалась. Но, к счастью, в моей жизни возник кинематограф.

До кино у Светланы Дружининой уже был бурный роман с телевидением: с детишками общалась, концерты вела. И режиссер Самсон Самсонов, приступавший к съемкам фильма "За витриной универмага", увидев ее в роли ведущей какой-то ритуально-праздничной передачи, озадачил своих ассистентов: "Разыщите!"

Разыскали. "Почитай нам что-нибудь", - попросил режиссер, присматриваясь к статной ясноглазой кандидатке на роль. "Ой, не умею: Лучше я вам станцую!" И "выдала" свой дипломный испанский танец.

По съемочной площадке ее героиня, продавщица посудного отдела универмага Соня Божко, до тех пор ходила "балетным шагом", пока кто-то из съемочной группы не огрел ее палкой по ногам: "Ходи нормально!" Потом были роли в фильмах "Дело было в Пенькове", "Девчата": Дружинина стала кинозвездой. Картины с ее участием регулярно появляются на телеэкранах.

- Считаю себя коренной москвичкой - родилась в Марьиной Роще. Отец, шофер, погиб под Смоленском, мама работала воспитательницей детского сада. Жили мы в коммуналке, возле нашего дома были три кладбища, на них мы и играли в "казаков-разбойников": Чтобы мы не завшивели, брили нас наголо. И носились мы, абсолютно лысые мальчишки и девчонки, стаями по этим кладбищам.

После третьего класса случайно увидела объявление о наборе в цирковое училище, подговорила свою компанию, и отправились мы "поступать". Поскольку была я "девочка-каучук", меня приняли сразу. Проучилась год. Но мама испугалась, что я останусь без образования, и забрала меня из училища. Перевелась в хореографическое при ГАБТе. Потом кино началось, ВГИК: Защищала диплом пятью киноролями. Через пять лет снова поступила во ВГИК, уже на режиссерский.

- Что заставило изменить профессии? Перестали приглашать на роли?

- Да нет, приглашали. О некоторых несостоявшихся до сих пор жалею. Михалков звал в "Неоконченную пьесу для механического пианино" на роль, которую потом Антонина Шуранова сыграла. Иногда графики съемок не совпадали с моими планами, иногда: В годы актерской популярности я оказалась в "черных списках": родители мужа, кинооператора Анатолия Мукасея, работали в разведке. После замужества меня автоматически перестали включать в зарубежные делегации, опасались на роли приглашать - мое присутствие в картине могло сделать ее "невыездной". А еще: я всегда хотела иметь ДОМ и чтобы в нем блинами и капустой квашеной пахло, чтобы дети и родственники знали, здесь они всегда найдут приют и тепло.

Но, что кривить душой, я почти в каждом собственном фильме себе любимой роль присматривала! В первых "Гардемаринах" уж совсем было решила, что напомню о себе ролью Анны Бестужевой. Костюмы и парики на меня сшили. Приезжаем мы на объект, где героиню казнить должны: А я люблю в глазок камеры посмотреть, по съемочной площадке побегать, чтобы обжить ее. И вот представила себе, как меня в парчовом платье гвардейцы будут в карету запихивать, как "потекут" ресницы наклеенные: А я при этом с умным видом стану еще и распоряжаться, руководить! Вокруг, разумеется, толпа ротозеев. И решила больше на "подиум" не возвращаться. Тем более что режиссура мне гораздо интереснее, чем актерство: это - МОЕ. Я и раб, и властелин этой профессии.

- Почти все ваши картины телевизионные: "Сватовство гусара", "Дульсинея Тобосская", "Принцесса цирка", "Гардемарины"...

- Это сегодня все каналы укомплектованы мексиканско-американским "мылом", а десять лет тому назад телевидение испытывало голод в фильмах подобного рода и часто просто заказывало мне такие картины для новогодних программ - с 25 по 15 января. А я как раз работаю в жанре, подходящем для "новогодних каникул".

При всем моем уважении к фильмам, подобным, например, "Маленькой Вере", "густо замешенных" на реалиях, я бы никогда не смогла сделать похожую картину: такой беспросветностью, такой безнадегой веет с экрана. Мое кино тоже густо замешено, но оно дает людям надежду, оставляет желание жить, творить, поддерживать друг друга. Я все еще не отчаялась снять продолжение "Гардемаринов". Последний фильм, если вы помните, заканчивается многоточием...

Не спрашивайте, над чем я сейчас работаю, лучше спросите, чем я занимаюсь. Отвечаю: ищу деньги. Мы задумали большой исторический сериал "Тайны дворцовых переворотов", объединенный темой "женщина и власть", - о женщинах, волею судеб оказавшихся на российском престоле. Увы, работа над сериалом то останавливается из-за отсутствия денег, то лихорадочно возобновляется. И хотя шесть первых серий мы все-таки сняли, но сегодня я не знаю, чем закончится наша затея. Поэтому нынче приходится совмещать обязанности режиссера, продюсера и даже предполагаемого прокатчика. Мой муж, я, наш директор создали фирму "Саггитариус" (Стрелец - мой знак зодиака) при фонде Ролана Быкова. Снимаем рекламу, музыкальные видеоклипы, прокатываем мексиканские сериалы. Клипы в основном снимает наш сын Михаил Мукасей - он оператор, клипмейкер. Я же продюсер поневоле и ужасно от этого дела устаю.

- С Анатолием Михайловичем вы вместе более сорока лет...

- Муж мне послан Богом. Познакомились мы, когда он учился на втором курсе операторского факультета, а я уже была восходящей кинозвездой. К тому же - капитаном женской сборной ВГИКа по волейболу. Надеваю как-то в спортзале туфли, а к моим ногам подкатывает мяч: Поднимаю голову и вижу прекрасные добрые глаза: Анатолий тоже был капитаном институтской сборной по волейболу. Долгое время нас так и звали - два капитана. С тех пор мы вместе. Между прочим, мы даже в любви друг другу не объяснялись. Случилось так, что я сказала ему о своей любви: на госэкзамене на режиссерском факультете ВГИКа. У нас тогда уже дети были. Борис Андреевич Бабочкин дал мне задание объясниться в любви ко всему человечеству. Попыталась отвертеться: "Да я мужу своему ни разу в любви не объяснялась. Могу сейчас ему об этом сказать". - "Что, прилюдно? Ну, пожалуйста". Я и говорю: "Толя, я тебя люблю". А Толя встал, поклонился и сказал: "Я тебя тоже".

Вообще, любовь для меня - это не слова, а дела. У нас в семье никто не претендует на первенство, иначе мы бы не прожили вместе столько лет. Семья для меня, может быть, самое важное в жизни. А главными в семье стали наши внуки: Данила и Максим.

- Верите в судьбу?

- Да. Есть библейская истина: ни один волос не упадет с твоей головы, на все воля Божья. И крест дается по силам. Однажды я поняла, что если не научусь управлять собственным энергетическим запасом, то мне придется уйти из кинорежиссуры - эта профессия невероятно тяжела по психологическим и физическим нагрузкам. Пытаюсь распределять силы: например, отдыхать на съемочной площадке, отключаться минут на сорок. Обедаю не позднее девяти часов вечера и, какая ни была бы погода, обязательно принимаю контрастный душ. И сегодня я могу то, что не делают уже в моем возрасте: сесть на шпагат, в "лотос" - во мне пока еще живы те самые десять лет балета!

- С какими людьми режиссер Дружинина не стала бы работать?

- Не люблю тупых, ленивых и душевно сытых.

- Вы счастливы?

- Счастье - ощущение неуловимое. Сегодня ты королева, а завтра у тебя ну ни-че-го не получается! Жизнь, в том числе и моя, далека от совершенства. Но я всегда и всего добивалась сама, никогда не зависела от обстоятельств. Поэтому, несмотря ни на что, считаю себя счастливой.