Devyatov Vladimir

(15 марта ? года - ...) После окончания школы - Военная академия химической защиты, а за ней - служба по специальности химик-технолог в оборонном НИИ Москвы. Однако параллельно развивалась и другая линия - детская музыкальная школа по классу аккордеона, школьный вокально-инструментальный ансамбль с неизменными для 60-70 годов клише "Битлз" и "Роллинг стоунз", участие в музыкальной самодеятельности в годы студенчества и научной работы. Этот период в советской музыкальной эстраде - профессиональной и любительской - был отмечен появлением большого количества музыкальных групп, соединяющих в своей стилистике народную песню с современными ритмами и приемами исполнительства. Очевидно, на этой волне был услышан удивительно русский голос Владимира Девятова, что и привело его на факультет сольного народного пения Музыкально-педагогического института им.Гнесиных (ныне Российская Академия музыки).  

Статья: Владимир Сергеевич Девятов

Сайт: Международный Объединенный Биографический Центр


Владимир Девятов родился 15 марта в г.Москве в семье военнослужащего и по всем объективным фактам биографии должен был продолжить военную династию. После окончания школы - Военная академия химической защиты, а за ней - служба по специальности химик-технолог в оборонном НИИ Москвы. Однако параллельно развивалась и другая линия - детская музыкальная школа по классу аккордеона, школьный вокально-инструментальный ансамбль с неизменными для 60-70 годов клише "Битлз" и "Роллинг стоунз", участие в музыкальной самодеятельности в годы студенчества и научной работы. Этот период в советской музыкальной эстраде - профессиональной и любительской - был отмечен появлением большого количества музыкальных групп, соединяющих в своей стилистике народную песню с современными ритмами и приемами исполнительства. Очевидно, на этой волне был услышан удивительно русский голос Владимира Девятова, что и привело его на факультет сольного народного пения Музыкально-педагогического института им.Гнесиных (ныне Российская Академия музыки).

Отсюда начинается отсчет новой творческой артистической биографии Владимира Девятова. Прежде всего, в основе этой биографии - встреча с замечательным педагогом профессором Людмилой Васильевной Шаминой, которая открыла горизонты творческих возможностей молодого певца, сформировала профессиональные навыки и стала не только эталоном в профессии, но и старшим другом.

Очень скоро пришли успехи и признание. На втором курсе института в 1985 году Владимир Девятов создает ансамбль народных инструментов "Русские напевы" и в качестве солиста-вокалиста становится Лауреатом XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, Международного фестиваля в Тбилиси и III Всероссийского конкурса исполнителей народной песни в Краснодаре. Надо заметить, что победы на Всероссийских конкурсах исполнителей народной песни обычно достаются "слабой половине". Владимир Девятов - редкое исключение, и эта исключительность относится так же еще к одному успеху. Через десять лет, в 1995 году международное признание его таланта было отмечено званием "Почетный магистр искусств Международной академии наук Сан-Марино", и он единственный представитель русской народной певческой школы, удостоенный этого звания.

В том же 1995 году Владимиру Девятову присвоено звание "Заслуженный артист Российской Федерации", что явилось высокой государственной оценкой его творческой деятельности за десятилетие. А в это десятилетие вошла работа с ансамблем "Русские напевы" в системе МГКО "Москонцерт" (он художественный руководитель коллектива и солист): гастроли по России, сольные программы в Москве в ГЦКЗ "Россия", в Государственном Театре Эстрады, участие в самых престижных концертных программах в Колонном зале и др. В это десятилетие русские народные песни и романсы в исполнении Владимира Девятова покоряют слушателей в Германии, Бельгии, Дании, Австралии, Австрии, Израиле, Таиланде. Его концертные программы и фильмы-концерты отсняты и показаны по ведущим телеканалам России - ОРТ, РТР, НТВ, его голос хорошо знаком слушателям "Радио России", "Маяк", "Юность", "Москва", "Эхо Москвы", "Радио Надежда"и других радиостанций, российская пресса отмечает его своим благосклонным вниманием. В этот период Владимир Девятов и ансамбль "Русские напевы" выпускают пластинку-гигант "Вдоль по улице молодчик идет" и компакт-диск "Русские песни и романсы".

Можно сказать, что к 1995-96 гг. Заслуженный артист России Владимир Девятов сформировался и получил широкое признание как обладатель блистательного русского тенора, как классический исполнитель русской народной песни и старинного русского романса. У него прочное "свое" место на российской музыкальной сцене и, можно сказать, отсутствие "конкуренции". Однако певцу "тесно" в уже завоеванной артистической "нише" и он раздвигает ее рамки в самых, казалось бы, противоположных направлениях. В 1997 году Девятов и "Русские напевы" выпускают два новых компакт-диска русских народных песен и романсов. Один из них - "На последнюю пятерку" как бы подтверждает верность традиционному исполнительскому стилю, а вот другой - "Авось" - представляет другого, незнакомого Владимира Девятова. Русские песни и романсы аранжированы в популярных стилях с использованием современных средств звукозаписи и исполнены певцом в эстрадной, даже "попсовой" манере. Что это - дань конъюнктуре музыкального "рынка", желание более широкого охвата современного слушателя или просто "веселая ностальгия" по музыкальной юности? А может быть, все это вместе... Во всяком случае, последовало подтверждение успеха и этого направления. Весной и летом 1998 года шлягером многих радиостанций России стала исполненная Владимиром Девятовым песня Олега Молчанова "Реченька-речушка" - заглавная песня музыкального альбома, записанного певцом вместе с группой "Русские напевы". Новый альбом "Реченька-речушка" выпущен фирмой "Союз" в марте 1999 г.

Серьезный, осознанный творческий шаг Девятов делает в противоположную сторону. Он готовит концертную программу классической музыки - романсы и даже оперные арии. С конца 1996 года в музыкальных салонах, гостиных и клубах Москвы любители классической музыки познакомились с камерным певцом Владимиром Девятовым - исполнителем романсов Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова. А в 1997-1998 гг. с большим успехом прошли его концерты в Центральном Доме работников искусств, в Государственном Музее музыкальной культуры им.Глинки, в Музее А.С.Пушкина, в Центральном Доме ученых, в Политехническом музее и др. Как оказалось, голос, его технические возможности и необыкновенное богатство тембра позволяют Девятову петь практически все, что дано петь тенору. Однако русская вокальная школа, которую представляет Девятов, отличается от общепринятой системы профессиональной подготовки певцов академического направления. Считается вполне естественным, когда оперные певцы поют народную песню, но вот наоборот - это, пожалуй, эксперимент. На этом творческом направлении у Владимира Девятова все еще впереди. Хочется верить, что это будет новый, большой успех. Но, возможно, будут и споры специалистов. Уже сейчас искушенные слушатели отмечают, что известные произведения русской вокальной классики звучат в исполнении Владимира Девятова очень ярко и убедительно, но отлично от общепринятых канонов. Тем более интересным и значительным явилось предложение театра "Новая опера" (художественный руководитель - Евгений Колобов). В сентябре 1998 г. Девятов впервые вышел на оперную сцену - в премьерном спектакле "Борис Годунов" М.Мусоргского он исполнил партию Шуйского. В марте 1999 г. певец принял участие в постановке оперы А.Рубинштейна "Демон", где ему поручена лирическая партия князя Синодала. Сейчас В.Девятов продолжает работу над сольными партиями в русском репертуаре театра "Новая опера".

Последние несколько лет Владимир Девятов уделяет много времени и сил общественной работе. В 1995 году он создал Центр русской культуры и искусства. Его инициатива была поддержана Правительством Москвы, некоторые творческие проекты включены в Федеральную программу "Сохранение и развитие культуры и искусства" Министерства Культуры России. Основная идеология Центра, зафиксированная в самом его названии, выражается в конкретных, "негромких" делах. Это работа по созданию Детской школы народного пения, организация концертов, конкурсов, фестивалей и художественных выставок, поддержка молодых музыкантов - в частности, учреждена стипендия Владимира Девятова для наиболее перспективных студентов Российской Академии музыки им.Гнесиных по классу сольного народного пения.

Признанием творческой и общественной деятельности В.Девятова можно считать внесение его имени в энциклопедию "Современная политическая история России 1985-1997 гг." (том 2, "Лица России", Москва, 1998 г.). Этапным стал и сольный концерт Девятова в ГЦКЗ "Россия" весной 1999 г., вызвавший восторг зрителей и широкий резонанс в средствах массовой информации. Представленная певцом Сольная программа "Русский каприз в Английском клубе" впервые сочетала его успехи в качестве артиста оперного театра, "звезды" народной песни и романса и попсового исполнителя.

Заслуженный артист России Владимир Девятов сегодня находится на таком этапе жизни и творчества, когда можно сказать, что он сформировавшийся мастер, и, в то же время, есть повод предположить, что главные успехи еще впереди, в XXI веке.

Живет и работает в г.Москве.