Derzhavin Mihail

( 15.06.1927 года )
Россия
Наверное, всякий, кто имел возможность общаться с Михаилом Державиным, с готовностью подтвердит, что беседа с ним - одно удовольствие. Человек он во всех отношениях приятный, добродушный и на редкость располагающий к себе. С экрана и со сцены он столь щедро источает благожелательную энергию, что положительный заряд его таланта делает симпатичным в его исполнении любого героя. Ссориться Державин категорически не умеет.  

Автор: Валентина Серикова

Сайт: People's History

Статья: "У меня счастливое число "13". Если кошка перебегает дорогу, это к счастью"



Наверное, всякий, кто имел возможность общаться с Михаилом Державиным, с готовностью подтвердит, что беседа с ним - одно удовольствие. Человек он во всех отношениях приятный, добродушный и на редкость располагающий к себе. С экрана и со сцены он столь щедро источает благожелательную энергию, что положительный заряд его таланта делает симпатичным в его исполнении любого героя. Ссориться Державин категорически не умеет. Даже расставшись с двумя женами, он сумел сохранить с ними дружеские отношения. Да что с женами, со своими именитыми тестями Аркадием Райкиным и Семеном Буденным он тоже ладил на редкость легко. Эти замечательные качества Михаила Михайловича восхвалялись в поздравительных речах и тостах на юбилейных торжествах 15 июня, когда народный артист России отмечал свое 65-летие. В том, что застолье получилось на славу, не последнюю роль сыграл лучший друг юбиляра - главный тамада артистической среды, ныне еще и художественный руководитель Театра сатиры Александр Ширвиндт.

"Наше знакомство с Ширвиндтом началось с Собачьей площадки"

- Михаил Михайлович, вы с Ширвиндтом десятки лет вместе, другой пример такого долгосрочного тандема на современной сцене и не сыскать...

- А мне еще недавно такой вопрос задали: "Почему он ведущий, а я ведомый всю жизнь?" Я ответил, что уважаю возраст - Шура на два года старше меня. И он всегда вел себя как старший, я всю жизнь с ним советовался.

- Вас сцена свела?

- Нет, все началось с места, где мы жили, со знаменитой Собачьей площадки, которая сейчас уже не существует. Это была маленькая площадь в центре Москвы, рядом с Арбатом. В центре площадки находился маленький фонтан, который называли памятником собаке, хотя на самом деле это были барельефы львов. А вокруг стояли изумительные двух-, трехэтажные особнячки, построен-ные после войны и пожара 1812 года. Наш дом - это второй кооперативный дом артистов Театра имени Вахтангова. Сестра моя тоже тут живет, наши квартиры одна над другой находятся. И вот к чему этот длинный рассказ - семья Шуры тоже жила рядом. Его папа был скрипачом, а мама - редактором московской филармонии. Она делала все сборные концерты, которых раньше было великое множество, в них вместе участвовали Изабелла Юрьева, Галина Уланова, Василий Качалов, выступал чтец сатирического направления, известный в то время Эммануил Каминко. Наши родители были знакомы. Шурина семья дружила с семьей Журавлевых, у которых росли две дочки, Маша и Наташа. Наташа сей-час уже народная артистка, работает в "Табакерке". И вот Шура одиннадцати-летним мальчиком приходил к ним в гости. Он был старше нас на два года, а это тогда казалось пропастью. Я учился в третьем классе, а он в пятом, ему уже по-зволялось выпить шампанского, а мы еще пили лимонад, который тогда был очень вкусный.

- Теперь "этимология" ваших отношений с Александром Анатольевичем по-нятна. Вы, кстати, уже и "золотую свадьбу" своей дружбы могли бы отметить...

- Да, мы знаем друг друга больше полувека. После школы мы оба поступили в Щукинское училище, и опять Шура раньше учился. Зато я с его женой раньше познакомился. Когда умер мой папа, Наталья Николаевна, в то время просто Наташенька Белоусова, жила на даче в Истре под Москвой, где находился посе-лок деятелей искусств, который сокращенно назывался НИЛ - наука, искусство, литература - тогда такие аббревиатуры были в моде. Шура приезжал туда к Журавлевым в гости к девочкам, и я со своими сестрами туда тоже ездил. Там еще располагался лагерь Большого театра, и Шура вечно играл в волейбол с балеринами. А мне очень нравилась Наташа Белоусова, с которой я уже был знаком, она моя ровесница, тоже на два года младше Шуры. Он тогда снисходи-тельно к нам относился. Такая вот история. А потом, после Театрального училища имени Щукина, мы поступили в Театр имени Ленинского комсомола. И снова, он уже два года работал, а я только пришел. Единственное, в чем я его опередил, так это в том, что ушел из Театра на Малой Бронной в Театр сатиры раньше Шуры на два года. Так что я тут больше Шурки, уже тридцать четвер-тый год служу.

"Спектакль "Счастливцев-Несчастливцев" мы обдумывали на рыбалке"

- А с чего вы начинали в Театре сатиры?

- Со спектакля "Банкет". Я в нем играл главную роль - директора дворца бра-косочетаний Елисеева, в учреждении которого ничего не делали, а только бан-кетировали. Но поскольку спектакль вышел в годовщину советской власти, кто-то усмотрел в нем намек на этот юбилей. Поэтому он прошел всего несколько раз, потом его сняли, хотя это была очень интересная постановка, там играли блестящие артисты - Анатолий Папанов, Георгий Менглет, Спартак Мишулин. Ну а постановщиком был наш общий друг, в то время режиссер нашего театра, молодой Марк Захаров. Представляете, какая была атмосфера, когда мы репетировали?

- Ну, помимо главных ролей, у вас же с Ширвиндтом есть еще и такая роскошь, как "именная" пьеса "Счастливцев - Несчастливцев", которая персонально для вас писалась...

- Эта идея во время рыбалки в Финляндии возникла. Мы все трое рыбаки: и я, и Шура Ширвиндт, и Гриша Горин. Шуру, кстати, я приобщил к этому делу. Я рыбак, двигающийся по берегу, Шура - спящий на берегу, а Гриша был рыбак обстоятельный. Мы целые дни проводили на рыбалке, и там Гриша обдумывал пьесу, за основу которой мы сразу договорились взять репетицию пьесы Ост-ровского "Лес". В нашей бухточке стояли богатые яхты финских миллионеров, и каждые выходные они приезжали туда, чтобы поплавать по озеру. Потом вла-дельцы этих яхт нас катали, узнав, что мы артисты. Один из них был когда-то в плену в России, в Ленинграде, и с той поры помнил наши матерные слова. Особенно когда мы к нему приходили с бутылкой, все вспоминал. А мы тогда с серьезным запасом спиртного приехали.

- Как же вам это удалось, ведь через границу много не провезешь...

- Совершенно верно: каждому разрешается взять только два литра алкоголя. Но мудрый Шура Ширвиндт сказал старушкам из ВТО, ехавшим с нами в автобусе: "Вы должны сейчас купить водку!" Они тонкими голосами возразили: "Мы не пьющие". "Нет, вы пьющие", - сказал Ширвиндт, выдал каждой деньги, и все наши актрисы и работницы Дома актера пошли в перевалочный пограничный магазинчик и взяли по большой бутылке водки. Потом, конечно, переехав гра-ницу, мы эту водку сложили в мешок, ну а какая рыбалка без алкоголя? В об-щем, мы никуда больше из пансионата не отъезжали, а сидели в бухточке, ловили плотву и думали над спектаклем про Михал Михалыча и Александра Анатольевича. Ну, а назвали этих героев, чтоб не называть уж так буквально наши-ми именами, Счастливцев и Несчастливцев.

"Моя жена, Роксана Бабаян, сейчас заканчивает диссертацию на тему "Психология телевидения"

- Да, в скромности вас не упрекнешь... Ну, вы, помимо этой добродетели, из-вестны еще своими розыгрышами. Скажите, Ширвиндта вам тоже удавалось "разводить", или он не поддается?

- Шура как-то приехал к нам на дачу, и я рассказал ему, что накануне здесь ви-дели НЛО. А и в самом деле что-то летало, есть даже кадры, снятые на видео, которые потом показывали по телевидению в какой-то специальной передаче. Неизвестно, что это было на самом деле, недалеко от нас находился синхрофа-зотрон, возможно, эти явления с ним были связаны, а может, и действительно тарелка крутилась. В общем, вечером мы только о мистике и говорили. А утром я взял коврик в виде человеческой ступни, которые раньше поляки выпускали, и проложил к его машине огромные следы по земле, по мокрой траве. И пока Шу-ра их не обнаружил, напоминал ему о вчерашнем разговоре. Он совсем обалдел, когда эти следы увидел. Говорит: "Ну и участочек вам под дачу достался!"

- А как вы сами к необъяснимому относитесь?

- Я не раз был свидетелем таких случаев. Однажды, помню, пришел страхов-щик из Госстраха, это давно было, еще в Театре Ленинского комсомола. И предлагает: "Давайте я вас застрахую от несчастных случаев". Я отвечаю: "Знаете, на сцене нельзя этим делом заниматься, это дурная примета", -- и отка-зался. А знаменитый Леонид Харитонов, прекрасный мхатовский артист, кото-рый играл Бровкина в спектакле "Бровкин на целине" и потом одно время рабо-тал у Эфроса, поддался чарам этого страховщика. Засмеялся так и говорит мне: "Приметливый". "Да, -- согласился я, -- это у меня есть". И вот едва страховщик ушел, как тут же на сцене Харитонов сломал палец. Вообще, у меня все наобо-рот с приметами. У меня счастливое число "13", я люблю число "7", если кошка перебегает дорогу, особенно черная -- это к счастью. Потом, я даже в какой-то книге прочитал, что если кошка в столице перебегает дорогу, -- значит, повезет. Именно в столице. Ну, а поскольку у нас каждый городок - столица округа или района, значит, счастье везде. И эти приметы сбываются. А когда три совпаде-ния насчитаешь, начинаешь верить.

- Ну, это еще от человека зависит, от его восприимчивости.

- Может, актеры и в самом деле такие натуры, которые сами выискивают в своих образах что-то необычное. Мы же исследователи своих ролей. Ты дума-ешь, почему человек здесь поступает так, а не иначе и почему так случается? Вот вы заметили, как американские картины делаются? Если оператор показал какой-то предмет, то он потом обязательно сработает. Когда я стал дома внима-тельно смотреть на видео их фильмы (это давно было, тогда еще не у многих советских людей имелись видеомагнитофоны, а Роксана "видик" привезла из Америки), вдруг понял, что главное в американских фильмах - это оператор-ская работа, монтаж. Разумеется, это не без режиссерского участия сделано. Ес-ли ты обращаешь внимание на какой-то предмет, значит, это для чего-то нужно, у них никогда ничего лишнего нет. Потом в определенный момент ты вспоми-наешь: вот эта папка, которая взорвалась в конце, она же лежала в начале на столе! После я смотрел картины и отгадывал, что будет дальше, и почти нико-гда не ошибался.

- А кто сейчас больше ездит - вы или Роксана?

- Мы сейчас часто гастролируем, но и Роксана тоже очень много ездит. Она ве-дет передачу "Мужской разговор" на ТВ-6, заканчивает диссертацию на тему "Психология телевидения". У жены три высших образования -- диплом Таш-кентского института инженеров железнодорожного транспорта, факультета управления ГИТИСа (она может даже театром руководить), а несколько лет на-зад закончила Московский педагогический университет. Кроме того, у нее мас-са всяких проектов, в том числе и телевизионных. Полтора года она вела утрен-нюю передачу "Завтраки с Роксаной". Но потом ей это надоело, и сейчас она придумывает новое.

- Она хочет полностью уйти на ТВ?

- Нет-нет, она все делает параллельно. Роксана такой активный человек, что она и домом успевает заниматься, и концерты дает, и диск записывает. Но она, конечно, понимает, что с возрастом исполнитель уходит с эстрады, тем более, что сейчас ее заполонили "белки-стрелки", дискотечная музыка. При этом она и с внуками моими дружит. Старшему уже десять лет, младшему три года.

- А готовить она при таком режиме успевает?

- Я не капризный человек в еде. Люблю всякие каши, меня дома даже кашкоедом называют. С удовольствием ем мясо, но терпеть не могу всякую "слякоть" -- разные подливы, соусы. Так же, как Шура ненавидит холодцы и дрожащие желе -- ему от одного их вида плохо становится. А я наоборот очень люблю студень и обожаю холодец. Ну и само собой как рыбак очень люблю рыбу.

- И где ловится самая вкусная рыба?

- Шура нас как-то возил на блатной пруд в районе его дачи в Завидово, где никому не разрешается удить. Там еще со времен Хрущева президентская рези-денция. Так вот, в этой запретной зоне есть еще более запретный пруд, специ-альное карповое хозяйство. И там есть удивительная дама Александра Андреев-на, обожающая Шуру. Она нам разрешала ловить на пруду, на котором даже членам правительства и президентского аппарата не позволяла с удочкой си-деть. Обычно к тому времени, пока я разберу свою амуницию, Шура уже спит в раскладном кресле, которое ему подарил лидер немецких коммунистов Эрих Хоннекер. Благодаря своим алюминиевым полозьям оно не уходит в зыбкий грунт, хотя иногда опускается, и только когда вода подмачивает Шурин зад, он просыпается, а так все время спит. И вот в тот раз я наловил полную сетку замечательных карпов.

- Внук ваше увлечение разделяет?

- Во всяком случае, я ему уже дарил рыбацкие принадлежности. Причем это происходило на сцене. Накануне 75-летнего юбилея Театра сатиры мне позво-нил Гриша Горин и попросил, чтобы я приготовил рыбацкие вещи в подарок моему же внуку. А дальше он сделал грандиозный трюк на вечере. Вышел на сцену и спросил: "Есть ли в зале кто-нибудь по имени Шура Ширвиндт?" И вышла внучка Ширвиндта, Шура. "А есть ли тут кто-нибудь по фамилии Дер-жавин?" И вышел мой внук Петр. Потом он сказал: "Может быть, в зале найдет-ся и Андрей Миронов?" И вышел внук Андрея Миронова -- Андрюша. Он поса-дил этих троих ребят в надувную лодку, сфотографировал, а потом им вручили подарки. Кепку одного дедушки, ракетку второго дедушки, удочки третьего де-душки. Это был невероятно трогательный момент для всех нас.