Долина

( 10 сентября 1954 года ) Ее более чем двадцатилетняя сценическая жизнь увенчана всевозможными наградами - "Лучшая рок-певица", "Лучшая джазовая певица" и четыре "Овации". В начале июля 2002года Владимир Путин назначил Ларису Долину своим советником по культуре и искусству.  

Автор: Алексей КОМАРОВ

Статья: "ГРУСТИТЬ НАДО ПОД ХОРОШУЮ МУЗЫКУ"

Сайт: Известия.РУ



ЛАРИСА ДОЛИНА: "ГРУСТИТЬ НАДО ПОД ХОРОШУЮ МУЗЫКУ"

В нашей гостиной - звезда российской эстрады, фантастический трудоголик и самая доброжелательная в нашей стране знаменитость. Родилась в Баку, выросла в Одессе. Воспитанница лучших мастеров советского джаза. Более чем двадцатилетняя сценическая жизнь. Увенчана всевозможными наградами - "Лучшая рок-певица", "Лучшая джазовая певица" и четыре "Овации". В начале июля Владимир Путин назначил Ларису Долину своим советником по культуре и искусству. В таком шаге президентского окружения нет ничего неожиданного. Человек самобытного таланта, Долина - тот самый "битый" и в музыке, и в опасной игре шоу-бизнеса, за которого "двух небитых дают", и правильно делают. С певицей беседует корреспондент "Недели" Алексей КОМАРОВ.

- Вы недавно вернулись с фестиваля "Славянский базар", имеющего репутацию гостеприимного и неформального праздника поп-звезд. И выступали там с биг-бэндом Игоря Бутмана...

- Хотите, чтобы я рассказала об этом? Когда-то я приезжала на самый первый "Базар", и все было именно так, как вы говорите. Но с каждым годом это ощущение только уходило, и репутация становилась все менее и менее благостной. Вернувшись оттуда в этом году, я могу сказать совершенно точно: я туда больше не поеду. Как выступит артист, во многом зависит от того, как его выступление подготовлено. Не хочу показаться капризной, но люди из фестивального штаба, которые вроде бы должны хоть что-то делать для решения твоих проблем, спокойно сидят, пьют чай и не утруждают себя подойти к звонящему телефону - это уж слишком! А в остальном... Витебск славится гостеприимством и люди там очень благодарные. Но из-за плохой организации концерт задержался на целый час, и большое спасибо публике, которая терпеливо нас дожидалась. Так поступать нельзя ни с публикой, ни с артистами. Не только я, но и многие больше туда не поедут.

- Это был один из первых ваших выездов с новой, джазовой программой. Многие уже стали говорить, что "Долина возвращается к истокам..." Как публика реагировала на такую резкую смену амплуа - из поп-музыки в джаз?

- Зал был набит до отказа, люди стояли в проходах.

- Вы снова джазовая певица?

- Я всегда была ею. Все годы, которые занималась популярной музыкой, я получала электронные письма, и на каждом концерте - записки: Лариса, вспомните хоть что-нибудь из своего джазового репертуара. Результатом стало джазовое шоу, которое мы показывали в конце апреля в концертном зале "Россия". Мне хотелось не просто напомнить, что я из джаза - хотелось сделать зрелище не только для джазменов, а для всех. А джаз я исполняла всегда, и сейчас это просто попытка успеть реализовать в жизни все, к чему лежит душа. Из того, что я многое умею, еще не следует, что я откуда-то ухожу, с чем-то порываю раз и навсегда. У нас, если хотите знать, в этом году выходят сразу три альбома: джазовый с оркестром Игоря Бутмана, альбом русской этнической музыки (в современных обработках) и новый поп-альбом.

- Про русский альбом можно поподробнее?

- Это будут довольно известные народные песни в современной трактовке, а не фольклорные изыскания (как вы, наверное, подумали). Есть мысль привлечь нескольких профессиональных фольклористов вроде ансамбля Покровского. Хочется еще и классический проект закончить, который мы задумали еще с Евгением Светлановым, и мюзикл...

- Раз уж речь зашла о будущих дисках, я вам скажу: весь Интернет забит файлами с вашими песнями. Сейчас то и дело слышишь об очередных антипиратских мероприятиях. Для вас пираты - серьезная угроза?

- А то! Сейчас, кстати, разработана технология, которая, кроме музыкантов, ограбит еще и кинематографистов: наряду с аудиофайлами можно будет скачивать и кинофильмы. В нашей стране устройство шоу-бизнеса находится на пещерном уровне. Во всем мире музыкант получает деньги в основном с пластинок, которые он записывает и выпускает на фирмах грамзаписи и в поддержку которых потом ездит по городам и странам. У нас все с ног на голову - запись альбома остается областью добровольного (и, как правило, дорогостоящего) творческого эксперимента "для себя", основной тираж все равно печатают пираты, а свои деньги артист все равно зарабатывает на концертах. И я, кажется, уже не доживу до того момента, когда у нас все будет как у людей.

- Вас недавно назначили советником Путина по культуре и искусству. Каковы ваши должностные обязанности? И чем вы прежде всего займетесь на этом посту?

- Есть огромное желание изменить направление развития нашей эстрады. Легче, конечно, ничего не делать, но ведь мы дошли до того, что включать телевизор уже не смешно, а страшно. Мы, думаю, какие-то выходы из этой ситуации найдем. Советник будет советовать (смеется). Необходимо хотя бы пытаться делать русскую эстраду фактом мировой культуры.

- Может ли русская музыка сейчас выйти на мировой рынок? Ведь уже давно повелось, что территория русской эстрады ограничивается странами СНГ. В чем здесь дело - в нашем менталитете, частью которого является российская эстрадная культура, или просто в качестве? Почему мы в музыкальном смысле заперты внутри своей страны?

- Русская песня замешена на двух традициях. Во-первых, в ней первостепенную роль играет текст, а не музыка. Во-вторых, едва ли не главной эмоцией в русской песне является плач, и поэтому у нас так популярны грустные песни - он меня бросил, родила семерых, сижу одна... Поэтому нашу музыку не воспринимают серьезно, а только как экзотику. Обратите внимание, какой популярностью пользуется во всем мире латиноамериканская музыка - настоящий бум! А все потому, что там текст не давит на мелодику, и мелодический колорит проявляется свободно - ритм, энергетика выражаются не в тексте, а в самой музыке. Конкурировать можно, только доведя качество музыки до высочайшего уровня. Пока что она слишком проста. На Западе очень серьезный подход к делу - над созданием поп-продукта трудятся целые цепочки специалистов. У нас такой школы просто нет.

- А как же успех Алсу?

- При всем уважении к победам и сочувствии к провалам русских исполнителей скажу: Евровидение не считается показателем успеха и не является важным событием в шоу-бизнесе. Причем довольно давно. Вокруг него просто поднимают очень много шума. Есть "Золотой Орфей", фестиваль в "Сопоте" - они были настоящими месторождениями талантов. Кроме Алсу, я не припомню ни одного призера Евровидения, добившегося хотя бы последнего места в мировой двадцатке.

- В вашем ведении как "советника по эстраде" окажется не только поп- , но и рок-музыка, расцветающая сейчас пышным цветом?

- Вы полагаете, у нас есть или была рок-музыка? Русский рок, по-моему, к року как таковому вообще отношения не имел. Выросший из бардовской песни, он либо ею и оставался, либо превращался в социальную песню, завоевывающую популярность у молодежи доступностью языка и чрезмерной обнаженностью чувств. Рок-музыка для меня - это Led Zeppelin и Rolling Stones. Если говорить о нашей стране, то можно назвать, скажем, "Арию" или "Парк Горького" (которого давно нет). А современные "рокеры" не заботятся ни о качестве музыки, ни о качестве текста. Пока у нас есть только Земфира - единственный профессионал в роке, которая сама пишет действительно блестящую музыку и тексты. Цой и Бутусов в свое время делали интересные вещи, сейчас эталоном в этом стиле может быть одна Земфира.

- Мы живем в эпоху, когда масс-медиа принадлежит едва ли не больше власти, чем чиновникам. И от благосклонности электронных СМИ зависит успех того или иного артиста. Как складываются сейчас ваши отношения с тем же ТВ и радио?

- Честно говоря, я никогда не делала акцента на том, слышно меня по радио или нет; никогда и ничего под "формат" не делаю. Крутите - спасибо. Не ставите моих песен в эфир - переживем. Для меня главное - визуальный и энергетический контакт со зрителем. Качественный концерт, хорошее шоу. Это нелегко, на это уходит много сил, но это - счастье. Я бесконечно люблю играть концерты, ездить на гастроли - для меня это значит находиться в центре жизни! Мы (вместе с Ильей, мужем и продюсером), бывает, маемся без дела, если случаются выходные на день или два. "Как, - говорю я, - у нас сегодня ничего нет, ни студии, ни репетиции? И ехать никуда не надо?" Вот сейчас, если время останется, поедем немножко поработаем...

- А вы не устаете от бесконечной концертной жизни, не ощущаете себя пленницей графика, попавшей в жерло гигантской машины шоу-биза, которая может вас перемолоть?

- Это не я попала, это жерлу со мной не повезло. Я навязываю этой машине свой ритм и темп, а не она мне. И если мне что-нибудь надо, я заставлю ее сделать то, что мне нужно.