Даль Олег

, актер

( 25.05.1941 года [Москва] - 03.03.1981 года [Киев])
Россия
Во всех ролях Даль был доверчив и распахнут, обладал особым, трагическим восприятием мира. О смерти начал думать очень рано, он как-будто предчувствовал ее. 

Автор: Анастасия Арефьева

Сайт: Энциклопедия РОЛ



Родился 25 мая 1941 в подмосковном Люблине в семье крупного железнодорожного инженера и учительницы. В 1959 поступил в Театральное училище им. М.Щепкина, став учеником Б.Бабочкина и Н.Анненкова.

Первая работа в кино – роль Алика Крамера в фильме режиссера А.Зархи Мой старший брат (1962) по повести Звездный билет В.Аксенова, где Даль сыграл героя 1960-х, юнца-интеллектуала из московской подворотни. Большинство героев Даля в ранний период творческой деятельности – его сверстники. Он присваивал им многие свои черты. Прежде всего, конечно, внешность худого, но очень изящного молодого человека, с ясными большими глазами, выразительной, своеобразной пластикой и удивительным, только ему присущим лукаво-нежным, немного грустным обаянием. В молодом Дале было и то, что никак не зависело от фактуры и внешних данных. Трепетность, поэтическая вдохновенность помогли актеру выразить время, проявляющееся в увлеченности искусством, тяготением к спорам и верой в жизнь.

В 1967 В.Мотыль предложил Далю роль Жени Колышкина в фильме Женя, Женечка и «катюша». «Это был тот редкостный случай, когда артист явился будто из воображения, уже сложившего персонаж в пластический набросок», – вспоминал позже режиссер киноленты. 21 августа 1967 состоялась премьера и вызвала большой интерес у зрителей. Тем не менее на широкий экран картина тогда не попала: было отпечатано минимальное количество копий, прокат был разрешен только в провинции.

Важный этап творческой судьбы О.Даля – исполнение роли Евгения Соболевского в фильме Н.Бирмана Хроника пикирующего бомбардировщика (1967). Благодаря созданному им образу умного и обаятельного парня, 27-летний Даль стал одним из самых популярных актеров советского кинематографа. Роль Кукольника и Солдата в Старой, старой сказке (реж. Н.Кошеверова, 1968) еще больше укрепила любовь зрителей. В том же году в театре «Современник» Даль играет Ваську Пепла (На дне М.Горького, реж. Г.Волчек), играет ярко и неожиданно. В воре Даль увидел человека. Васька Пепел в трактовке Даля – единый и стремительный порыв к счастью и красоте.

О.Даль продолжает работать в кинематографе. Он снимается в роли Шута в фильме Король Лир режиссера Г.Козинцева (1970). Этот персонаж был выстроен Далем из одних острых углов: голый череп, торчащие уши, ввалившиеся щеки. Трагические и мудрые глаза. Вместо шутовского наряда – ветхое рубище. Его задача не развлекать, а бередить раны.

В 1971 О.Даль снимается в картине режиссера Н.Кошеверовой Тень, исполняя сразу две роли: Ученого и его Тени. Ученый – добрый, милый неудачник в потертом бархатном костюмчике, вечный юноша, ждущий встречи со сказочно прекрасной любовью, с приключениями. Но вдруг приключение оборачивается раздвоением личности, и Тень-Даль мечется среди андресеновских декораций с длинными ломающимися пальцами, с лицом-маской, с дикими животными повадками. Партнерами О.Даля в этом фильме были А.Вертинская, Л.Гурченко, М.Неёлова, В.Этуш, Г.Вицин, А.Миронов.С 1974 в «Современнике» идут сразу четыре спектакля с участием О.Даля: Валентин и Валентина М.Рощина, Провинциальные анекдоты А.Вампилова, Из записок Лопатина К.Симонова, Принцесса и дровосек М.Микаэляна и Г.Волчек. С ним работают такие режиссеры как В.Фокин, И.Райхельгауз, Г.Волчек. А спектакль Принцесса и дровосек был первым опытом О.Даля-режиссера.

В 1975 А.Эфрос дает возможность осуществиться давней мечте Олега Даля, предлагая ему сняться в телеспектакле По страницам журнала Печорина. Еще будучи школьником, прочитав Героя нашего времени М.Лермонтова, Даль решил стать актером, чтобы когда-нибудь сыграть главного персонажа повести.

Встреча с А.Эфросом вновь вернула О.Даля в лоно театра. Он пришел в «Театр на Малой Бронной», где сыграл разные роли, в том числе Алексея Николаевича Беляева (Месяц в деревне И.Тургенева), который, словно ветер, врывался в неподвижность и томительность дома Ислаевых. В 1977 О.Даль снимается у А.Эфроса в фильме В четверг и больше никогда в роли Сергея. Последней их совместной работой стала картина Острова в океане (1978). «Он был душевно очень высокий человек. Очень жесткий, а за этой жесткостью – чрезвычайная тонкость и хрупкость», – говорил об актере А. Эфрос.

Выход на экран Отпуска в сентябре (по пьесе А.Вампилова Утиная охота, реж. В.Мельников, 1979) стал значительным событием в творчестве Даля. На Зилове-Дале лежала печать высокой одаренности. Он мог бы писать чудесные стихи, сочинять песни. Но с первых секунд появления на экране он знал, что погибнет. В самом ритуале утиной охоты, в ее ожидании улавливалось что-то судорожное, нелепое, как нелеп этот отсчет уже не дней, не часов, – минут.

11 ноября 1980 Даль был зачислен в труппу «Малого театра», где ему лишь единожды (31 декабря 1980) довелось сыграть роль Алекса (Берег Ю.Бондарева, реж. В.Андреев). Последней работой в кино стала роль Виктора Свиридова в фильме Незваный друг режиссера Л.Марягина (1981).

Олег Даль обычно сам продумывал задачу роли, ее рисунок, фантазировал, импровизировал. К репетициям, а особенно к спектаклям Даль готовился как хирург, от которого зависел исход сложнейшей операции. С ним любили работать актеры и режиссеры. Его душевный, психофизический аппарат при создании образов был тонким, ювелирным инструментом. Чрезвычайно пластичный и внутренне очень подвижный, Даль мог в одном спектакле или фильме играть в абсолютно разных ритмах.

Обычное состояние почти всех героев Даля – неприкаянность. Они не могут найти себя в окружающем мире, а главное, найти себя в себе. Им свойственно созерцание и самоуглубление.

Во всех ролях Даль был доверчив и распахнут, обладал особым, трагическим восприятием мира. О смерти начал думать очень рано, он как-будто предчувствовал ее. Уход из жизни во многом определял саму его жизнь. Из дневника: «Изо всех оставшихся сил стараться сказать все, о чем думал и думаю. Главное – сделать!!!». Он боялся не успеть сказать, сделать… Всегда находился в поиске.

Даль замечательно читал стихи, чуть «оттягивая» звук, вдумчиво проживая, а не декламируя его. В Олеге Дале угадывалась и затаенная нежность, и недовольство собой, и душевная незащищенность. Он знал, что такое глубокая печаль и глубокий звук. Он падал в них как в глубокий колодец. Отсюда его неповторимость и единственность.

Он не имел званий и наград. Не был лауреатом. Он был Артистом.

Олег Даль умер 3 марта 1981 в Киеве.

Литературное наследие О.Даля: Письма. М.: Вагант, 1991;

Воспоминания. Материалы из архива. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1992;

Дневники. Письма. Воспоминания. М.: Центр-полиграф, 1998;

Говорю то, что думаю… М.: Вагант, 2001.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

Мой младший брат (1962); Человек, который сомневается (1963); Первый троллейбус (1963); От семи до двенадцати (1965); Строится мост (1965), Женя, Женечка и «Катюша»(1967); Хроника пикирующего бомбардировщика (1967); Старая, старая сказка (1968); Король Лир (1970); Тень (1971); Земля Санникова (1972); Плохой хороший человек (1973); Пожар во флигеле (1973); Чацкий – это я! (1974), Звезда пленительного счастья (1975); Не может быть! (1975); Горожане (1975); Вариант «Омега» (1975); Обыкновенная Арктика (1976); Как Иванушка-дурачок за чудом ходил (1977); В четверг и больше никогда (1977); Личное счастье (1977); Золотая мина (1978); Расписание на послезавтра (1978); Отпуск в сентябре (1979); Клуб самоубийц, или приключения титулованной особы (Приключения принца Флоризеля) (1979); Мы смерти смотрели в лицо (1980); Незваный друг (1981).