Chernov Yuriy

( .... )
Россия
Много лет прошло с тех пор, как фильм «Доживем до понедельника» вышел на экраны, но одного из его героев продолжают цитировать. Помните: «А Сыромятников чужое счастье списывает»? Исполнитель этой роли — Юрий Чернов — заслуженный артист России, человек-оркестр, играющий практически на всех музыкальных инструментах. Кинозрители знают его и по многим другим картинам: «Маяковский смеется», «Из жизни начальника уголовного розыска», «Там, на неведомых дорожках», «Великий самоед», «Гражданин Лешка», «Юность Петра», «Приключения Электроника»…  

Автор: Леонид Гуревич

Сайт: Аргументы И Факты

Статья: Юрий Чернов: Петруха - неспетая песня



— Юрий Николаевич, вашей визитной карточкой в кино является фильм «Доживем до понедельника», где вы сыграли этакого классного шута. Это был ваш дебют в кино?

— Я действительно дебютировал в этой картине. Только не могу согласиться с вашим определением. Мой Сыромятников вовсе не шут, просто он двоечник, хотя и очень симпатичный. Конечно, приятно, что эта картина стала классикой нашего кинематографа, а фразы моего героя — крылатыми. Сколько раз я слышал вслед: «России после Петра I на царей не везло», «А мне мама говорила, что птичек убивать нехорошо»…

— Вы были похожи на своего героя?

— Нет, в школе я учился как раз хорошо, никогда не списывал, у меня всегда было такое чувство, что в жизни следует всегда рассчитывать только на себя. Хотя в школе мне говорили: «Зачем тебе учиться, ты же прирожденный артист!». С детства меня тянуло что-то показывать, представлять.

— Почему вы выбрали Эстрадно-цирковое училище, а не театральное или ВГИК?

— С пятого класса я твердо решил стать артистом и обязательно учиться только в Москве. После школы приехал в столицу и подал документы, куда только можно. И везде — провал. Приятель, с которым я тогда жил в общежитии ГИТИСа, попросил пойти с ним на экзамен в Эстрадно-цирковое училище, подыграть на гитаре. Я согласился, и так случилось, что на меня там обратили внимание. Почему-то решили, что я очень похож на знаменитого клоуна Олега Попова. Так я стал студентом. И нисколько об этом не жалею. Здесь научился игре на различных музыкальных инструментах, многие цирковые навыки пригодились в дальнейшем в моей концертной деятельности. У нас был замечательный курс, к нам на занятия по фехтованию, пластике, езде верхом на лошади приходили актеры из разных театральных училищ, в том числе и Костя Райкин.

— Какие дороги привели вас в ГИТИС?

— К тому времени я уже пять лет отработал в филармонии. Так получилось, что режиссер Сергей Юткевич пригласил меня на главную роль в фильм «Маяковский смеется». Именно этот фильм стал поворотным моментом в моей судьбе. Тогда я окончательно решил уйти из филармонии. Мой товарищ, Леша Баскин, с которым мы вместе учились в Цирковом училище, пригласил меня в Театр миниатюр, где он в то время работал. Он тогда собирался уезжать в США, и нужен был актер на его роли. Главный режиссер театра Рудольф Рудин (помните, пана Гималайского из «Кабачка «13 стульев»»?) в срочном порядке ввел меня в спектакли «Хочу в артисты», «Скрытой камерой» и другие. Работая в театре, решил учиться в ГИТИСе, потому что уже самому захотелось попробовать себя в качестве режиссера. В институте учился на отделении режиссуры эстрады и массовых представлений.

— Почему вы не сыграли Петруху в «Белом солнце пустыни»? Ведь режиссер Владимир Мотыль увидел именно вас в этой роли и вы были уже утверждены.

— Это тоже моя неспетая песня. Но об этом я не жалею, значит, на то была воля Божья. После успешного дебюта в картине «Доживем до понедельника» мне действительно звонили, слали телеграммы с приглашением в картину с рабочим названием «Спасите гарем», говорили, что это своего рода первый советский вестерн. Тогда я был студентом Циркового училища, и нас не отпускали ни на какие съемки. Мне заявили: «Выбирай: или ты снимаешься в кино, или учишься в училище».

— А как же тогда съемки в фильме «Доживем до понедельника»?

— В той картине я снимался тайком, во время каникул, да и сами съемки шли в Москве, никуда не надо было уезжать. Конечно, приходилось пропускать занятия, но все неприятности, с ними связанные, удалось преодолеть.

— Продолжаете ли работать в театре?

— Пять лет я проработал в «Театре Луны» под руководством Сергея Проханова. Играл в детском спектакле «Мечты маленького Робинзона», а также в спектакле «Ночь нежна». Потом так получилось, что у меня стало очень много антрепризных спектаклей, и я ушел из театра. Тем не менее, продолжаю с ним сотрудничать, играя в спектакле «Ночь нежна».

— Что связывает вас с фондом «Филантроп»?

— Видите ли, в моей жизни произошла одна встреча, за которую я благодарен судьбе. Несколько лет назад на фестивале «Киношок» я познакомился с президентом фонда «Филантроп» Геннадием Аничкиным. Эта организация активно работает уже больше десяти лет и занимается организацией фестивалей творчества инвалидов. Вместе с коллегами-актерами мы часто ездим по стране и не только даем концерты для инвалидов, но и вместе с представителями фонда «Филантроп» ищем таланты среди людей, которые волею судьбы стали инвалидами.

— Я слышал, что у вас счастливая семья. А как встретились два любящих сердца?

— Хороший вопрос. Мы встретились в стенах ГИТИСа. Она работала на кафедре зарубежного театра; у нас с ней двое детей.

— Подождите, я читал, что вы — отец троих детей.

— Есть старшая дочка Аня от первого моего брака, кстати, от нее у меня растет девятилетний внук Алеша. А со своей второй женой Валентиной, с которой мы скоро отметим серебряную свадьбу, вырастили Максима и Ярославу.