Carpenter

(16 января 1948 года - ...) В качестве учебной работы снял короткометражку "Воскресение Скакуна Билли", привлекшую внимание специалистов и завоевавшую "Оскара ". Еще в процессе обучения в USL начал снимать фильм "Темная звезда". Этот, снятый всего за $60 000 фильм можно рассматривать как иронический ответ "2001 - Космической Одиссее" (1968) Стенли Кубрика с его "замороченным" технологией человеком в космосе. А следующий фильм Карпентера - "Нападение на 13-й полицейский участок" (1976), в котором прослеживаются влияние Говарда Хоукса ("Рио Браво") с одной стороны, и классического ужастика Джорджа Ромеро "Ночь живых мертвецов" (Night of the Living Dead) с другой, заставил часть критиков заговорить о нем, как о режиссере авторского кинематографа.  

Фотография: Джон Карпентер

Статья: Джон Карпентер

Сайт: Развлечения из Азейбарджана


Учился в Западном Университете Кентукки (Western Kentucky University) Окончил кинофакультет Университета Южной Калифорнии. (USL). Для большинства своих фильмов сам пишет музыку (по преимуществу эффектный электронный фанк). Принял решение стать режиссером после просмотра классических фантастических фильмов с "вкраплениями" ужасов - "Оно пришло из другого мира" (IT CAME FROM OUTER SPACE (1953) и "Запрещенная планета" (FORBIDDEN PLANET (1956) - и надо сказать, что с тех пор жанр этих фильмов стал "его" жанром.

В качестве учебной работы снял короткометражку "Воскресение Скакуна Билли", привлекшую внимание специалистов и завоевавшую "Оскара ". Еще в процессе обучения в USL начал снимать фильм "Темная звезда". Этот, снятый всего за $60 000 фильм можно рассматривать как иронический ответ "2001 - Космической Одиссее" (1968) Стенли Кубрика с его "замороченным" технологией человеком в космосе. А следующий фильм Карпентера - "Нападение на 13-й полицейский участок" (1976), в котором прослеживаются влияние Говарда Хоукса ("Рио Браво") с одной стороны, и классического ужастика Джорджа Ромеро "Ночь живых мертвецов" (Night of the Living Dead) с другой, заставил часть критиков заговорить о нем, как о режиссере авторского кинематографа.

Однако известность у широкого зрителя и финансовый успех Карпентер получил только после "Хэллоуина " (1978) - "авторского" фильма ужасов, ставшего самым кассовым американским фильмом, сделанным независимой компанией. (И положившего начало карьеры Джеми Ли Кертис - знаменитой дочери Джанет Ли и Тони Кертиса). Фильм стал заглавным в серии сиквелов, которые делали уже другие режиссеры и открыл Карпентеру дорогу в "большой мейнстрим".

Стиль Карпентера коренится в классическом кинематографе Джона Форда и Говарда Хоукса. С учетом, естественно, современных ( или "постсовременных") реалий. В своих фильмах он как бы пересматривает - и снова использует - ценности периода золотого века Голливуда (1925-1960). И главной из этих ценностей для него является, конечно "action" - сквозное действие, "проламывающее" всю структуру фильма. Характерными примерами являются знаменитая первая сцена "Хэллоуина" - снятая как бы с точки зрения преступника, или погоня астронавта за инопланетянином в шахте лифта космического корабля в фильме "Темная звезда". Безукоризненно смонтированные в жестком, нарастающем темпе, подкрепленные частоколом колючих электронных аккордов оригинальной музыки режиссера, эти сцены можно назвать классикой кинематографа действия.

С другой стороны, в его фильмах отчетливо проходит тема экзистенциального одиночества и потери коммуникабельности. В этом плане показателен финал "Нечто" (1982), - где два единственно выживших героя обессилено сидят в ледяной пещере, настороженно приглядываясь друг к другу - "тварь" может быть в любом из них. Впрочем, любовь и взаимопонимание иногда могут преодолеть отчуждение - даже между земной женщиной (Карен Аллен) и инопланетянином (оскаровская номинация Джеффа Бриджеса), как это происходит в "Звездном человеке" (1984) - совершенно очевидном реверансе в сторону" E. T. " Стивена Спилберга.

Как это всегда случается, адаптация Карпентера Голливудом в значительной мере "усекла" "авторский момент" в его творчестве. Уже в "Твари" самодостаточные спецэффекты в значительной степени заслоняют интересный изначальный замысел.

В "Побеге из Нью-Йорка" (1981) очень интересная задумка тоже постепенно теряется в стандартном "триллеровском" материале.

В" Кристине " (1983) происходит впечатляющая игра с фундаментальным американским киномифом - автомобилем, который в этом фильме выступает как одушевленное лицо. Однако и тут в конце концов все сводится к "спецэффектным" метаморфозам автомобильного дизайна.

После пародии (на увлечение востоком) - триллера "Большие неприятности в маленьком Китае" (1986) Карпентер несколько сбавил темп. Его стиль настолько изменился, что создается впечатление, что ряд его фильмов конца 80-х снял кто-то другой. В фильме " Они живут " (1988) Карпентер попытался совместить научно-фантастичекий жанр с сатирой на средства массовой информации, но не получилась ни сатира, ни фантастика. После финансового провала крупнобюджетного фильма "Мемуары человека-невидимки" (1992) c Чуви Чейзом, Дэррил Ханной и Сэмом Нейлом в главных ролях (критики опять отметили только спецэффекты), Карпентер решил "возвратиться к истокам" и снял пару "независимых" фильмов - вне системы больших студий для кабельного телевидения.

В удачном сиквеле "Побега из Нью-Йорка"(1981 - "Побеге из Лос-Анджелеса"(1996) с тем же Куртом Расселом в той же роли "Снейка" Плискена), Карпентер полностью восстановил свою способность создавать "большое мейнстримовское кино". Это подтвердил и фильм 1998 года "Вампиры" с Джеймсом Вудсом, Шерил Ли и Максимиллианом Шеллом в главных ролях.