Гюго Виктор

, французский писатель, поэт и драматург

(26 февраля 1802 - 22 мая 1885) Великий французский писатель, вождь и теоретик французского романтизма. Первые стихи, написанные Гюго в 1812-1819 гг., созданы по правилам классицизма. Эти ранние оды отмечены блеском таланта молодого поэта. Он получает похвальный отзыв Французской Академии на свою оду "О пользе наук во всех положениях жизни". Первый поэтический сборник Гюго "Оды и различные стихотворения" (1822) был отмечен литературной премией Людовика XVIII. В 1826 г. он издает сборник "Оды и баллады", что свидетельствовало об интересе автора к истории своей страны и традициям фольклора.  

Автор: Андрей Кротков

Статья: Грехи гения

Сайт: Газета:"Алфавит"



- Мадам, у нас с вами одинаковые взгляды на прогресс человечества! Давайте соединим наши руки, сердца и жизни!

- Граф, для единства действий мужчины и женщины в области мысли им не обязательно быть мужем и женой!

По преданию, этот обмен репликами состоялся двести лет назад между мыслителем Клодом Анри де Сен-Симоном и писательницей Луизой Жерменой де Сталь. Прозвучавшая в нём великая сермяжная правда до сих пор актуальна.

26 февраля 1802 года в Безансоне у супругов Леопольда Гюго и Софи Гюго (в девичестве Требюше) родился третий сын. Крёстными родителями ребёнка стали генерал Виктор Лагори и госпожа Мари Дезирье. В их честь мальчика назвали Виктор-Мари.

Его старшие братья, Абель и Эжен, росли румяными резвыми крепышами. Виктор долго оставался слабеньким, большеголовым, грустноглазым. Какие черти затаились в тихих омутах его глазёнок - никто и предположить не мог.

Майор (впоследствии генерал) Леопольд Гюго был человек пылкий и страстный, мужчина того типа, который у итальянцев называется "Messer Sempre Pronto" - "Господин Всегда Готов". Он был влюблён в жену и, пользуясь законным правом, так часто пытался склонить её к исполнению супружеских обязанностей, что в скором времени это привело к размолвкам и тяжким скандалам. Госпожа Гюго резонно не желала всё время пребывать в счастливом ожидании прибавления семейства, а оптимистичный супруг в этом вопросе придерживался мнения "чем больше, тем лучше".

Эту черту характера Виктор Гюго от отца унаследовал полностью.

В жилах семейства Гюго не текло ни капли дворянской крови. Все они были выходцы из буржуазного сословия, исповедовали культ благопристойности, семейного порядка и уюта, экономии с некоторой долей скаредности. К примеру, Виктор Гюго до конца дней сохранил привычку записывать ежедневные расходы вплоть до мельчайших ("яблоко - 1 су"). Но буйный темперамент отца-вояки у младшего сына усилился природной склонностью к романтическому видению человеческих отношений. Романтический пафос вознёс Виктора Гюго на вершину славы, и он же то и дело погружал его в пучины выдуманных и невыдуманных страстей и страданий.

Пламенный Леопольд Гюго, не выдержав поста, завёл любовницу. Супруги вынужденно разъехались. Софи, женщина с сильным бретонским характером, не пожелала терпеть обычное для того времени "раздвоение" мужа и выговорила детей себе. Виктор страдал - и получал уроки, пошедшие не впрок.

Литераторы-романтики, питомцы муз и пленники вдохновенья, о частной жизни и семье мечтали, как обыкновенные люди. Однако в своих избранницах они упорно хотели видеть неземные создания, единомышленниц и античных богинь - и романтически страдали, обнаруживая в них всего лишь женщин. Гюго не был исключением.

С подростковых лет он по уши влюбился в соседскую дочку, Адель Фуше - столь же буржуазную и благопристойную девицу из весьма состоятельного семейства. Роман, отразившийся эпистолярно в нескольких чемоданах длиннейших писем, главным образом Виктора к Адели, переваливший через имущественно-денежные преграды, завершился счастливой свадьбой. Адель Гюго-Фуше стала первой и последней, единственной законной супругой будущего великого поэта, достоверной матерью его детей. И - жертвой своего гениального мужа.

Начав зарабатывать пером, Гюго вышел из материальной зависимости от отца, стал бывать в свете. Почти сразу он получил у современников кличку "Фавн".

В юности он, монархист и добрый католик, писал друзьям и невесте огромные письма-трактаты, исполненные величавых рассуждений о добродетели и нравственности. Театрально-литературная атмосфера, множество красивых и вполне доступных дам быстро изменили его взгляды. Тем более что любимая супруга довольно скоро обнаружила свою умеренность и ограниченность в страстях. Подобно свекрови, Адель Гюго обоснованно не хотела погрязать в семейных хлопотах и падать лицом в пелёнки. У неё было собственное представление о достойной жизни и "высоких отношениях", в то время как муж то и дело норовил затащить её в спальню. Ему это часто удавалось - в короткое время супруги Гюго обзавелись четырьмя детьми.

Как это обычно бывает, на сцену явился друг семьи, литератор Сент-Бёв. Именно в нём Адель Гюго увидела свой идеал мужчины, поклонника-вздыхателя и единомышленника. Сент-Бёв тихо исходил более земными желаниями, но до поры до времени держался скромно. А Виктор Гюго, всё видя и понимая, раздираясь то гневом, то благородством по отношению к другу, не стал монашествовать и обзавёлся любовницей - Жюльеттой Друэ.

Жюльетта, в прошлом натурщица смелых поз и посредственная актриса, была женщиной очень красивой и чувственной. Молодой "Фавн", к тому времени прославленный поэт, автор драмы "Эрнани" и романа "Собор Парижской Богоматери", сходил с ума от того, что они с Жюльеттой вытворяли наедине. Боязливая покорность и нескрываемое равнодушие супруги к "радостям любви" не выдерживали сравнения с весёлой вседозволенностью.

Гюго тиранически приватизировал любовницу. Снимал для неё жильё, оплачивал расходы, требовал послушания. Жюльетта не имела права появляться где-либо одна, ей запрещалось даже выходить на улицу подышать. Любовник, ввиду большой занятости, не мог посещать её каждый день, иногда отделывался записками и письмами. По мере привыкания его отлучки становились всё длительней.

Надо всё же отдать должное любовникам - они оставались вместе всю жизнь. Жюльетта сопровождала Гюго в дальних поездках, последовала за ним в политическое изгнание на остров Гернси. Она не требовала от него брака, зная, что Гюго никогда не согласится развестись с женой, не требовала устроить жизнь её единственной дочери Клер (отцом которой Гюго не был), в добровольном затворничестве по прихоти любовника провела десятилетия, сносила его выходки и терпела его охлаждения. Она стерпела даже его "параллельное" увлечение особой по имени Леони д'Онэ, из-за которой поэт едва не влип в пренеприятнейшую историю... Со своей стороны Гюго, часто выглядевший весьма некрасиво по отношению к Жюльетте, никогда не намеревался с ней порвать, всегда возвращался под привычный кров её "одиночного монастыря". Он был гений, ему было можно так поступать.

А.С. Пушкин знал стихи молодого Гюго и сдержанно называл их "гремушками младенчества". Гюго Пушкина не читал - и соответственно не знал, что гений и злодейство - две вещи несовместные. Впрочем, "Гюго и злодейство" - тема мнимая. Великий поэт, "наиболее француз из всех французов", щедрый и скаредный, верный и ветреный, милосердный и гневный, никогда не был замечен в грехе преднамеренного злодеяния. Прожив жизнь святого грешника, он расплатился за свои пылания, метания, измены и раскаяния полной мерой. Судьба метко наносила удары по дорогим ему людям.

Старшая дочь Гюго погибла в кораблекрушении. Младшая дочь, не сумевшая выйти замуж, на этой почве тихо помешалась. От сердечной болезни в 1868 г. умерла жена. Жюльетта Друэ скончалась в 1883-м - ей было 77 лет, её красота и память их счастливых дней казались ей никогда не бывшей сказкой. Смерть унесла и обоих сыновей Гюго. На старости лет он остался одиноким дедом двоих внуков - Жоржа и Жанны.

В свой последний земной год, 1885-й, старец Гюго не только целовал ручки и отвешивал дамам комплименты, но и ещё вполне мог показать через окно спальни "небо в звёздах" - тому есть свидетельницы.

Вечное упокоение Виктор Гюго обрёл в Пантеоне, рядом с великими. Это место он заслужил по праву.