Грок

(10.01.1880 - 14.07.1959)   Грок по праву считался одним из лучших клоунов мира. Сейчас международный приз "Маска Грока" является высшим признанием мастерства клоуна. Последние выступления Грок дал в Гамбурге 31 декабря 1954 года в возрасте семидесяти четырех лет.  

  Если дата последнего выступления Грока известна точно, то о том, когда он дебютировал и как создавался его первый номер, историки цирка не имеют точных данных, несмотря на опубликованные "Мемуары" Грока (1931 г.). Сведения, которые сообщает его биограф У. Дишер о начальном периоде творческой деятельности Грока, расходятся с мемуарами самого клоуна. И все же историки признают неоспоримым факт, что Адриен Веттах, по прозвищу Грок, родился в Швейцарии и был внуком крестьянина. Все в роду Веттахов были крестьянами и пастухами. Но его мать умела играть на фортепиано, а отец помимо ухода за скотом чинил любые часы, был метким стрелком и преподавал гимнастику. Отца звали Адольф, в молодости он не раз присоединялся к бродячим циркам и выступал в труппе воздушных гимнастов на трапеции. Когда Адриен немного подрос, отец и его приохотил к цирку. Позже семейство Веттах покинуло родную ферму, переселилось в город Биль, отец приобрел там ресторан "Райский уголок". Грок в автобиографической книге "Невозможно" (Мюнхен, 1956 г.) вспоминает, что лучшие гимнасты были из города Биля. Гимнасты и клоуны устраивали в городке праздничные гулянья. Во время карнавала вся площадь была в красочных балаганах, Адриен старался не пропустить ни одного представления. И там он впервые увидел клоуна, игравшего на бутылках, наполненных водой до разного уровня. Юноша, придя домой, также наполнил бутылки и стал стучать по ним столовыми ложками. Отец, увидев его "концерт", не посмеялся над ним, а вырезал из дерева молоточки и подарил сыну. Со временем Адриен чередовал игру на скрипке с игрой на бутылках. Заметив успехи сына, отец стал покупать ему музыкальные инструменты в Берлине. Покупал не сразу, а по мере того, как юный музыкант осваивал предыдущий. Отец ставил одно условие - хорошо учиться в школе. За короткий срок Адриен овладел десятью музыкальными инструментами. Помимо этого он занимался акробатикой, увлекался и "каучуком", мог буквально завязать себя узлом, прекрасно исполнял стойки на руках. Много времени отдавал балансу, в результате чего отец купил настоящую цирковую проволоку и укрепил ее во дворе на высоте одного метра. Через месяц сын уже легко ходил по ней. А однажды прошел по канату, перекинутому через улицу на высоте третьего этажа... Но это не привело Адриена сразу на манеж. Он перепробовал множество профессий: учился на часового мастера, был официантом, настройщиком роялей, воспитателем детей, продавцом музыкального магазина в Будапеште. Там его присмотрел руководитель эстрадно-танцевального оркестра, которому нужен был исполнитель, умеющий менять инструменты по ходу действия.

  Однажды его увидел клоун Альфредо и предложил вступить в труппу бродячего цирка. Альфредианос, так называли партнеров на манеже, оставались в цирке около двух лет. Когда его коллега женился, Адриен еще дважды менял партнеров, после чего бросил работу в бродячем цирке и уехал во Францию. К этому моменту он умел жонглировать, ходил по канату, был неплохим акробатом, наездником, владел многими инструментами и был ангажирован в Национальный швейцарский цирк на... должность кассира. Он получал неплохое жалованье, но для этой должности необязательно было владеть таким количеством цирковых жанров, какие освоил Веттах. И все же они пригодились.

  Адриен в этом цирке сблизился с молодым музыкальным эксцентриком, выступавшим под именем Брик вместе с партнером Броком. Брик показался Адриену тонким и умным человеком, и он предложил ему заменить его прежнего партнера. После того как молодые люди договорились о совместной работе, Брик оставил себе свой псевдоним, Адриен же взял имя Грок. Под этим именем он впервые вышел на манеж 1 октября 1903 г. Дебют состоялся в Национальном швейцарском цирке в Ниме. В декабре Брик и Грок выступали в знаменитом цирке Медрано. Брик появлялся гладко выбритым, в том гриме, какой впоследствии будет у Грока в сольном номере. А сам Грок в этом дуэте носил густую рыжую бородку. Партнеры облачались в яркие клетчатые панталоны и широкие рубахи. Брик был худым и на манеже подчеркивал это, а Грок по контрасту подшивал на животе толщинку, чтобы казаться солиднее. Артисты играли на многих музыкальных инструментах, но публика равнодушно воспринимала их номер. За три года работы они побывали во Франции, Бельгии, Испании. И наконец, отправились на гастроли в Южную Америку. После окончания этих гастролей Грок встретился на пароходе с известным клоуном Антонэ, чьим партнером тогда был Маленький Уолтер, но они давно хотели расстаться и только ожидали, когда окончится срок их совместного контракта. Морское путешествие было достаточно долгим, и за это время Антонэ убедился в больших музыкальных способностях Грока. Через некоторое время родился дуэт Антонэ и Грока! Позже Грок вспоминал, что Антонэ был его идеалом циркового артиста: он обладал умом, обаянием и фантастической трудоспособностью. Они прерывали свои тренировки только для того, чтобы поесть. Антонэ объяснял партнеру, что чуть заметный жест рукой, еле уловимый нюанс в мимике в нужный момент и в нужном месте дают гораздо больший эффект, чем броская жестикуляция или формирование звука. Антонэ никогда не полагался на случай, он всегда все отрабатывал до мельчайшей детали.

  Содружество Антонэ и Грока началось с демонстрации пародии "Кубелик и Рубинштейн". Антонэ не любил перемен, и его вполне устраивало, что Грок выходил в образе Маленького Уолтера. Мастерство Грока быстро росло, в исполнении пародий он вскоре превзошел Уолтера. В дальнейшем этот большой артист никогда не упоминал о влиянии маски Уолтера на его образ.

  Антона и Грок работали в цирке Медрано три года подряд (1908-1910), в 1911 году в Берлинском мюзик-холле показали антре "Фортепьяно" (переделано из сценки "Кубелик и Рубинштейн") и, к сожалению, не имели успеха. Клоунада не может быть перенесена с манежа на сцену без изменений. Грок понял это и начал менять свою манеру игры, Антона сопротивлялся этому, между ними возник конфликт, партнеры расстались. Грок пригласил в свой номер Гео Лоле, его сменил Макс Эмден, в последние годы Грок работал без постоянного партнера. После Антона партнеры Грока не были Белыми клоунами, клоун уступил место партнеру во фраке, который своим видом еще больше оттенял добродушно-ребячливого, неуклюже-гротескового, несуразного Грока в огромном лысом парике. Но при этом партнеру Грока не становилось легче, так как от него требовались серьезное мастерство и недюжинные музыкальные способности. Антре Грока шло на сцене больше часа, здесь значительную роль играла музыка, а также имелись трюки акробатики, жонглирования, и все это было отрепетировано и выверено до мельчайших деталей.

  Уже с Гео Лолем Грок успел добиться успеха, у них было много ангажементов, в 1914 году они выступали в России. Война, начавшаяся в том году, прервала их гастроли, они вернулись во Францию. Грок нес службу на границе своей родины - в Швейцарии. После войны продолжились его успешные гастроли в Париже в зале Олимпия, затем - в зале Альгамбра. Успех у Грока был триумфальный, его называли интеллектуальным клоуном, клоуном-философом, клоуном шекспировского толка. Начались гастрольные поездки по всем странам Европы. Между поездками он обязательно приезжал в Париж. "Словно для того, чтобы пополнить там запас уверенности в себе. Он снова закалялся в жаркой температуре успеха, в котором ему по-прежнему не отказывали верные почитатели его таланта", - писал Т. Реми в книге "Клоуны".

  В 1924 году, после двадцати лет работы на сценах мюзик-холлов, Грок - король буффонады принял предложение от цирка Медрано. После сцены опять выйти на круглый манеж! Завоюет ли Грок цирковую публику, установит ли тот живительный контакт с ней, который он считал главным в клоунском искусстве. Сомнения были напрасны. Игра Грока привела цирковую публику в восторг, она устроила ему овацию.

  В антре "Скрипка" партнер Грока выходил на арену и играл на скрипке сложную пьесу. Потом на манеже появлялся Грок в широком пиджаке и пузырящихся панталонах с огромным чемоданом в руке, он открывал его и вынимал крошечную скрипку. Извлекать из такого карликового инструмента нормальные звуки совсем не просто, а Грок исполнял такую сложную вещь, как увертюру к "Травиате". Между Гроком и партнером возникал нелепый и очень смешной диалог. У Грока был певучий и жалобный голос, и вдруг он резко бросал: "Без шуток!". Или вопрошал: "Почему?". Его интонации настолько покоряли публику, что с уст парижан целый сезон не сходили слова - "Без шуток!" и "Почему?".


  Грок понимал, что и виртуозных трюков, и даже ума недостаточно, чтобы покорить публику. Нужно добиться контакта с ней. Вот что он сам писал по этому поводу: "Моим соавтором, как правило, была публика. Именно по ее реакции я определял - это удалось, а то - нет. И можете мне поверить, что настоящее мастерство артиста состоит из двух половин: из того, что ты даешь публике, и того, что публика дает тебе. Горе артисту, который в своем высокомерии, упоенный успехом, забывает это правило. В тот момент, когда он теряет живительные контакты со своей второй половиной - публикой, он обрекает себя на бесплодность, на творческую катастрофу. Эту простую истину я никогда и нигде не забывал".


  Грок-клоун умел безраздельно владеть аудиторией. Ни до него, ни после не было клоуна, который мог бы оставаться наедине с публикой 70 минут. Грок исполнял музыку, полную философского звучания, и тут же доводил публику до хохота сценкой, в которой упорно двигал рояль к стулу, а не наоборот. Крышка рояля била его по пальцам один раз, другой. Но клоун научился "обманывать" зловредную крышку - он играет, еле прикасаясь пальцами к клавишам, и успевает в последнее мгновение отдернуть руку. И необычайно доволен, что победил коварную крышку. Перед тем как начать играть дальше, снимает крышку с рояля, прислоняет к инструменту. Его шляпа скатывается по наклонной крышке. Грок одним прыжком оказывается на фортепиано и скатывается вслед за шляпой по крышке, как по горке, на пол. Кладет шляпу и перчатки на фортепиано, играет, видит, что перчатки вот-вот скатятся вниз, он одной рукой хватает шляпу, ловит в нее перчатки, продолжая музицировать другой рукой.

  Неповторим его трюк со стулом, когда он, ломая сиденье, проваливается в него, оказавшись в немыслимой позе, согнутый пополам, вдруг выскакивает из стула и садится на спинку, по-турецки поджав ноги. И какая радость по поводу удавшегося трюка! В финале сценки Грок выходит поблагодарить зрителей. У него под мышкой скрипка, он пытается жонглировать смычком, тот описывает в воздухе несколько кругов и падает на пол. Музыкант заходит за ширму, репетирует там трюк, он отлично получается - зрители видят взлетающий смычок, значит, клоун ловит его и снова подбрасывает. Выходит из-за ширмы, повторяет трюк и... снова роняет смычок. Так повторяется второй раз и третий. Наконец клоун отказывается повторить злосчастный трюк с жонглированием. Он играет на скрипке, играет вдохновенно, между делом подбрасывает смычок вверх, ловит и снова играет, не замечая, что ему удался трюк, которого он прежде так добивался. И как озарение - получилось, вышло! И характерная улыбка во все лицо... В антре "Фортепьяно" проявились безудержная фантазия Грока и его великое дарование клоуна.

  Грок оставил нам свои воспоминания. В 1931 году он создал фильм, не принесший ему доходов. После войны создает два новых фильма, в которые включил лучшие свои номера. В 50-х годах открыл собственный цирк-мюзик-холл. Прежде чем удалиться от дел, устроил серию прощальных выступлений на сцене и на манеже. Умер он в возрасте 79 лет в своем роскошном мраморном дворце в Италии.

  Грок всю жизнь бесконечно много трудился. У Т. Реми в "Клоунах" читаем: "Грок, быть может, сам того не подозревая, великолепно иллюстрирует положение о том, что гений - это терпение".



Исходный текст: Энциклопедия "Мир цирка", том первый "Клоуны", с.464-468.