Гернет Евгений

, герой войн, полярник, автор книги "Ледяные лишаи"

( 31.10.1882 года - 08.08.1943 года )
Россия
Военспец объяснялся на трех европейских языках, да еще и на японском. Командовал кораблями. Был дипломатом, выдвинул новую ледниковую теорию. Его позабыли - и то слава Богу. Могли бы расстрелять как японского шпиона. 

Автор: Виталий Гузанов

Сайт: People's History

Статья: "Гипотеза капитана Гернета", еженедельник "Алфавит" No.23, 2000.



"Однажды я был у Алексея Максимовича в его загородном доме в Горках, - писал Константин Паустовский в книге воспоминаний. - Тогда я только что прочел очень редкую книгу одного нашего моряка, капитана Гернета. Называлась она "Ледяные лишаи". Я рассказал Горькому о теории Гернета. Он барабанил пальцами по столу, и мне показалось, что он слушает меня только из вежливости. Но оказалось, что он был захвачен этой теорией, ее стройной неопровержимостью и даже какой-то торжественностью.

Он долго обсуждал ее, все больше оживляясь, и попросил прислать ему эту книгу, чтобы переиздать ее большим тиражом в России. И долго говорил о том, сколько умных и хороших неожиданностей подкарауливают нас на каждом шагу".

Горький и впрямь увлекся теорией Гернета. Даже своему французскому другу, писателю Ромену Роллану, написал: "Познакомился с книгой человека, который предлагает уничтожить полярные льды и возвратить Сибирь и Канаду в "райские условия" миоценового периода. Эта фантазия говорит о возбуждении творческой мысли, направленной к цели действительного "изменения мира".

Но тогда - во всяком случае, в СССР - изменение мира происходило по-другому. Горькому оставалось жить два года, аресты еще шли по-тихому, но чертежи для многолюдных лагерей в Сибири уже были готовы. Книгу Гернета издали в Японии - на русском языке.

Кто же он такой, капитан Гернет?

ЕВГЕНИЙ СЕРГЕЕВИЧ ГЕРНЕТ родился 31 октября 1882 г. в Кронштадте; происходил он из старинного дворянского рода. В семье чтили Петра Первого и восхищались благородством офицеров-декабристов. С юных лет мечтал о море. После окончания Морского кадетского корпуса в Санкт-Петербурге был назначен младшим штурманом на броненосец "Победа", входивший в состав Порт-артурской эскадры. В канун Русско-японской войны переведен на канонерскую лодку "Отважный". Хроника боев за Порт-Артур свидетельствует: канлодки "Бобр" и "Отважный" несли сторожевую службу на внешнем рейде, встречая артиллерийским огнем вражеские миноносцы. За отвагу и мужество мичман Гернет был награжден первым боевым орденом - Св. Анны 4-й степени.

Приказом адмирала С.О. Макарова Евгений Гернет назначен вахтенным начальником самого быстроходного миноносца артурской эскадры "Лейтенант Бураков". Экипажу этого корабля не раз приходилось прорывать японскую блокаду, совершать дерзкие рейсы между Порт-Артуром и Инкоу, доставляя оперативные донесения. Из Инкоу до Порт-Артура 8 часов ходу при скорости в 28 узлов. Японская разведка всегда знала о выходе русского миноносца и пыталась загнать корабль в ловушку. Однако миноносец был неуловим. В июне 1904 г. мичман получил вторую награду - орден Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом.

После гибели С.О. Макарова командовать флотом стал контр-адмирал В.К. Витгефт. Формально. Фактически добро на выход эскадры в море он должен получать от генерал-адъютанта Е.И. Алексеева, наместника Его Императорского Величества на Дальнем Востоке. Штаб-квартира Алексеева находилась в Мукдене. Два офицера связи по пути в Мукден с секретными поручениями угодили в плен. Мичман Гернет предложил контр-адмиралу Витгефту свой план. Отказавшись от китайцев-проводников, Евгений Гернет один ушел в море на парусной джонке, добрался до материка, передал курьеру из Мукдена донесение и ночью вернулся в Порт-Артур. Контр-адмирал Витгефт не поскупился на награду: орден Св. Владимира 4-й степени украсил грудь мичмана.

Потом была капитуляция Порт-Артура. Плен. Находясь в лагере Мацуяма, Гернет узнал, что он произведен в лейтенанты российского флота.

ДАЛЬНЕЙШАЯ СЛУЖБА кавалера трех орденов не сложилась. Да, после войны он успешно закончил штурманский курс в академии, плавал в Средиземном море на "Цесаревиче", участвовал в 1908 г. в спасении жителей Мессины во время извержения вулкана Этна. Но слишком уж настойчиво молодой офицер осаждал морское ведомство своими предложениями реформы флота. В конце концов Гернет вынужден был подать в отставку. Но море его не отпустило: он стал капитаном Добровольного флота. До Первой мировой войны. В 1914-м капитан 2 ранга Гернет получил под свое командование эсминец Черноморского флота "Калиакрия". Эсминец оказался везучим, его командир - строгим, но справедливым. К царским наградам и итальянской медали за спасение жителей Мессины добавилась еще одна - ее он сохранил до самой кончины: серебряный портсигар, подарок экипажа эсминца ко дню рождения, с необычной надписью: "Командиру - Человеку".

После Октября офицерский состав российского флота сильно поредел. Одних подняли на штыки или выбросили за борт озверелые матросы, другие покинули Россию. Гернет остался. Вчерашние сигнальщики, мичманы, лейтенанты занимали важные штабные посты. Командующим Морскими силами Республики назначен Василий Альтфатер, однокашник Гернета по Морскому кадетскому корпусу.

Новый командующий сыграл определенную роль в судьбе Евгения Сергеевича. В послужном списке Гернета появились такие должности: начальник Волжской военной флотилии (1918), начальник дивизиона сторожевых кораблей Балтфлота (1919), командующий Азовской военной флотилией (1920), главный командир портов Черного и Азовского морей, начальник Новороссийского района обороны Кавказского побережья (1920-1921). Но после окончания Гражданской войны, отказавшись от всех предлагаемых ему должностей в Реввоенсовете Республики, Гернет отправился на Дальний Восток, поступил в Совторгфлот и сразу же был назначен капитаном парохода "Индигирка": возил соль, рыбу, ходил на Чукотку и Камчатку, в японские порты Цуруга и Нагасаки.

В МОСКВЕ не могли не знать, что, отпуская военмора Гернета на Дальний Восток, Реввоенсовет Республики лишался, как говорится, ценного кадра. Его знания и умения не исчерпывались тем, что он мог командовать кораблем и целой флотилией. Евгений Сергеевич свободно говорил на трех европейских языках, мог объясниться по-японски. С капитанским мостиком "Индигирки" пришлось расстаться. Гернет был командирован в Китай в распоряжение В.К. Блюхера в качестве военно-морского советника, а спустя год, в 1927 г., его направляют в советское полпредство в Токио.

Советско-японская Конвенция об основных принципах взаимоотношений от 25 января 1925 г. зафиксировала согласие сторон развивать торговлю, рыболовство, открытие концессий, угольных и нефтяных, на Сахалине. Конвенция стала рабочей инструкцией для Гернета. С Дальнего Востока в Японию вывозились лес, рыбопродукция, уголь и сельскохозяйственная продукция, осуществлялся транзит из северо-восточных провинций Китая в Японию через Владивосток. Гернет был обязан все грузовые перевозки обеспечить, фрахтуя для этих целей транспортные суда.

СТРАННО, НО ИМЕННО В ЭТО ВРЕМЯ, когда у него, казалось бы, не было ни одной свободной минуты, Гернет начинает работать над книгой "Ледяные лишаи". Опытный капитан, он не раз встречался в Северной Атлантике и в полярных морях с айсбергами, задумался над их природой. И выдвинул гипотезу изменения климата. Капитан настроен решительно: "Человечество стоит перед выбором - погибнуть от новой ледниковой эпохи или вернуться в рай миоцена. Первое неизбежно, для второго нужны некоторые усилия". Гернет убежден: задача технически выполнима, а ее решение сделает Сибирь и Канаду главными житницами Земли; значительно сократятся и мировые торговые пути - кратчайший путь из Токио в Лондон лежит через Берингов пролив.

Книга Евгения Гернета "Ледяные лишаи" вышла в Токио в 1.930 г. За 70 лет до немецких и американских ученых моряк-профессионал и гляциолог-любитель предсказал, что смещение географических полюсов можно объяснить только таянием льдов: идет непрерывное оседание льда, который относительно полюса расположен несимметрично - соответственно несимметрично действует вращение Земли, смещая полярные области к экватору. Сегодня уже существуют расчеты геофизиков Франкфуртского и Гарвардского университетов: Северный географический полюс перемещается в сторону Японии со скоростью 6 см в год.

Четверть века спустя, в 1955 г., появилась статья американского геолога Стокса. Независимо от Гернета он высказал ту же гипотезу. Еще через год была опубликована статья в журнале "Сайенс", взгляды ее авторов М. Юинга и В. Данна совпадали с гипотезой русского капитана дальнего плавания. Теорию ледниковых периодов стали называть именами М. Юинга и В. Данна. Лишь через 10 лет, в 1965 г., французский ученый Л. Либурти в двухтомном "Курсе гляциологии" восстановил справедливость: новую гипотезу следует именовать гипотезой Гернета-Стокса.

БЫТЬ МОЖЕТ, к лучшему, что пожелание Горького не успели осуществить - книгу Евгения Сергеевича в СССР не издали. Тогда бы он уж точно засветился и, чего доброго, при проверке в НКВД был бы объявлен "японским шпионом". Когда начались аресты и стали исчезать друзья, Гернет на всякий случай запасся сидором с чистым бельем, мылом, зубным порошком и щеткой. Но смиренно ждать своей участи не стал - подался на Север, в Мурманск и Архангельск, устроился в научную экспедицию и до конца навигации не покидал ледокольных судов "Садко", "Сибиряков" и шхуны "Полярная звезда".

Выкраивая свободное от вахты время, создавал "Близмеридиальные таблицы", необходимые в мореплавании. Впоследствии они вошли во все учебники по мореходной астрономии. Гернету принадлежит также разработка нового типа морских и авиационных карт для полярных широт.

Евгений Сергеевич Гернет умер в блокадном Ленинграде 8 августа 1943 г. Наверное, лучше всех о нем сказал Горький в одном из писем незадолго до своей кончины: "Он из тех людей, которым человечество скажет спасибо за то, что они жили на свете".