Галас

"Мой голос был дан мне как инструмент вдохновения для моих друзей и инструмент пытки и разрушения для моих врагов. Инструмент правды". (Диаманда Галас)  

Автор: Алена Приказчикова

Статья: Инструмент правды.

Сайт: RussianWebGirls Женщинам нового тысячелетия


Диаманда Галас - гречанка по происхождению, родилась в Сан-Диего и воспитывалась очень ортодоксальными родителями, которые поощряли только ее игру на фортепиано, но не пение. На самом деле, из певцов, которые также родом из Греции, широко известен в России, пожалуй, только Джордж Майкл.


- К соотечественнику, Джорджу Майклу, я отношусь спокойно и считаю, что каждый должен занимать свою нишу.


Поклонников же Диаманды Галас в Москве наберется от силы на один столичный микрорайон.


- Это ваши проблемы.


Диаманда начала играть очень рано - исполняла Бетховена, Брамса, греческую и арабскую музыку.


- Мне кажется глупым, когда люди ограничивают себя одним видом музыки. Это говорит мне о том, что они не используют свои уши.


Галас изучала широкий диапазон музыкальных форм, а также прошла художественный курс в университете Калифорнии. Но в этот период в ее жизни были и не лучшие деньки - она перепробовала все виды кайфа, и даже была известна как мисс Зина - королева и продавец наркотиков. Она "работала" с шайкой таких же "королев" на улицах Окленда.


- Я бросила этим заниматься. Я поняла, что играть на фортепиано у меня получается лучше, и я не способна стать хорошим преступником.


В скором времени Диаманда Галас оказалась в Европе. Ее первое "живое" выступление прошло на Festival d'Avignon во Франции в 1979 году. После прослушивания пленки с ее записями, композитор Винко Глобокар пригласил Галас в Авиньон исполнять сольную партию в его опере, которая называлась "Un Jour Comme Un Autre". В основу этой оперы была положена история об аресте и пытках женщины-турчанки, обвиненной в государственной измене.


- Люди подумали, что я оперная певица, которая решила "двинуть в авангард". Но я изучала технику оперы с преподавателем. И это дало гигантский опыт для моей работы.


Из Авиньона Галас поехала в Париж по приглашению Рене Гонсалеса, директора театра "Theatre Gerard Phillippe Saint-Denis", где выступала с сольной программой "Wild Women With Steak Knives" и "Tragothia apo to Aima Exoun Fonos". Первое произведение рассказывает о сумасшедшей женщине на улицах американского гетто, чье умственное здоровье было разрушено физическими лишениями. Другое же является обращением и проклятием, направленным против военных чиновников, ответственных за хунту, которая управляла Грецией между 1967 и 1974 годами, и посвящено жертвам хунты. Позже Галас объездила всю Европу, выступая с сольными программами и участвуя во многих фестивалях. Первый альбом Диаманды Галас назывался "The Litanies Of Satan", в него также входили тексты на оригинальном французском языке.


- Французский язык очень важен для меня. Он позволяет мне передать звук, а не значение. Иностранные языки - это часть меня, тогда как английский язык, на котором я говорю, является просто средой обитания.


Уже в этой работе можно проследить тему надвигающейся гибели, которая полностью проявится в ее следующей работе, "Panoptikon". В ее основе лежит идея проекта Джереми Бентама, предложенного им в 1843 году с целью улучшить положение заключенных в тюрьмах. "Panoptikon" - рассказ о тюрьме глазами заключенного. Это и вопль ужаса в связи со скорейшей перспективой смерти, и просьба заключенного об избавлении. "Panoptikon" посвящен Джеку Генри Эбботу, человеку, который рассказывал Галас об аде тюремной жизни.

Трилогия альбомов "Masque Of The Red Death" начала развитие в Сан-Франциско в 1984 году.


- Когда я начала трилогию, большинство моих так называемых артистических и деловых партнеров пробовали возражать мне. Они говорили, что это неверно выбранное направление.


Диаманда хотела показать, что искусство уместно на любом уровне существования. Такая позиция и стремление выразить свои социальные чувства были более чем оправданы - ее следующая работа была посвящена главной проблеме человечества, проблеме СПИДа.

Первый альбом этой трилогии, дебютировавший в "Mute" в 1986 году, был "The Divine Punishment". В этот альбом Диаманда включила тексты из Библии - это были извлечения из Ветхого Завета.


- "The Divine Punishment" не совсем о СПИДе. Ведь СПИД - только проявление основной проблемы: потеря человеком энергии, положение изгоя. Мне интересна двойственность - тьма и свет. Важно показать не только тьму. "The Divine Punishment" слишком динамичен и агрессивен, чтобы быть несчастным. Я больше предпочитаю идею смерти живого, нежели жизнь мертвого в человеке.


За "The Divine Punishment" быстро последовал "Saint Of The Pit". В те три месяца, которые разделили их выпуск, у Диаманды случилась трагедия. Она узнала, что ее брат драматург и поэт Филипп Галас - заболел СПИДом. Он умер у нее на руках.


- Мой брат был одним из наиболее талантливых авторов, которых я когда-либо встречала в жизни. Было важно, чтобы трилогия альбомов "Masque Of The Red Death" не звучала патетически, а напротив, очень сильно и сардонически, подобно характеру человека, которого я потеряла.


В альбоме "Saint Of The Pit" голос Диаманды полон изнеможением и пыткой. Ад здесь показан, как момент чего-то неизбежного - то, через что человек проходит, когда умирает. А смерть - единственное избавление от боли, с которой мы сталкиваемся в повседневной жизни.

После завершения "Saint Of The Pit" Галас получила большую денежную субсидию и, как следствие, возможность поехать в Берлин, где была завершена последняя часть трилогии - альбом "You Must Be Certain Of The Devil". В этот раз для вдохновения Диаманда обратилась к евангелистской музыке.


- Парадокс! Евангелистская музыка была в свое время музыкой черных рабов и использовалась для молитв людьми, которым угрожала смерть. Получается, что это может выражать страдания жертв так же, как и язык Ветхого Завета, который я использовала ранее. Это не только инструмент фанатиков, но это и язык отчаяния.


Следующие перформансы Галас прошли в США, Швеции, Югославии, Голландии, Италии, Испании и Баварии, где Галас выступала в Католический День Покаяния. "Masque Of The Red Death" был официально представлен в день Нового Года (1989) в Queen Elizabeth Hall в Лондоне. В то же самое время, выходит тройной компакт-диск, также названный "Masque Of The Red Death". 10 декабря 1989 года Диаманда Галас была арестована за демонстрацию в Соборе Святого Патрика. Она была обвинена в нарушении общественного порядка и срыве религиозной службы, сопротивлении аресту и в преступном нарушении границ. В обращении к суду Галас заявила: "Этот "Дом Сострадания" препятствует работе людей, которые пытаются что-то сделать, чтобы прекратить эпидемию СПИДа, позволяют молиться нам словом и делом для сокрушения чумы". Часть этого обращения стала новым сегментом, который назывался "There No More Tickets To The Funeral" в реквиеме "Plague Mass".


- Центральным моментом в моей работе является образ человека измученного. Когда люди входят в церковь - они видят крест и представляют себе, что это такое, и говорят, что Иисус был хорошим человеком. Но я думаю, что эта позиция возникла в связи с тем, что Иисус был вне закона. Так думают все люди, которые заражены вирусом СПИДа. Они тоже вне закона и борются до тех пор, пока могут стоять на ногах".


В октябре 1990 года Галас представила пересмотренную и расширенную версию "Plague Mass" и спела "There No More Tickets To The Funeral" во втором по величине в мире Соборе Святого Божественного Джона в Нью-Йорке. Она также участвовала, как член Коалиции за Свободу Слова, в Олимпийском фестивале. А, выступив на фестивале "Delle Colline" в Италии, Диаманда была осуждена итальянским правительством за произнесение проклятия в адрес Римской Католической Церкви.


- Это событие действительно имело огромный резонанс. Мы смогли вернуться в Италию только через несколько лет. Глава моей записывающей компании порекомендовал мне нанять телохранителя, потому что в национальных новостях нам посвятили 40 скандальных страниц. Отношения с католической церковью теперь у меня формальные - каждый остался в конечном итоге при своем мнении.


В феврале 1992 года состоялась мировая премьера альбома "Vena Cava" в нью-йоркском "Kitchen". Этот альбом посвящен исследованиям о необратимых изменениях в клетках мозга, вызванных недомоганием, клинической депрессией и ослаблением функций мозга у больных СПИДом. "Vena Cava" явился продолжением "Plague Mass". За эту работу Галас была награждена фондом Генри Форда. В то же самое время она записывает альбом "The Singer" в другом ключе, где можно услышать элементы спиричуэлз, блюза и джаза. В этой работе ее собственные произведения перемежаются известными композициями, такими как: "Where You There When They Crucified The Lord", "Gloomy Sunday" и "I Put A Spell On You" Джо Хокинса, которая впоследствии будет включена в фильм Оливера Стоуна "Natural Born Killers".


- Это был материал, на котором я выросла. С 13 лет я играла в оркестре моего отца "New Orleans-style band" - исполняла партии фортепиано с черным евангелистским хором. Я работала над этим альбомом очень долго. Но не могла записать его прежде, чем закончу "Plague Mass". Этот материал дорог мне, но совершенно по-другому, чем "Plague Mass". Здесь главной является тема изоляции, одиночества, чрезвычайной эмоциональности человека. Это то, с чем я столкнулась в жизни сама.


Видеоклип "Gugement Day" - живое представление песен с альбома "The Singer" - был выпущен в сентябре 1993 года. В то же время Галас открыла в 1993 году "Serious Fun Festival" в "Lincoln Center" мировой премьерой "Insekta" - электроакустической монодрамой. Это экзистенциальная история о тщетных попытках выбраться из некоего замкнутого пространства. В 1993 году Галас также концертировала в Европе и США. Тексты "Vena Cava" основаны на работах Филиппа Галас. Этот альбом более личный, более спокойный и содержательный, но все еще очень болезненный.


- Я не могу это спокойно "переварить" в себе. Потому что СПИД - это не просто кошмар, это кошмар, сотворенный плотью. Это кошмар, о котором должны узнать все. Это кошмар, с мыслью о котором люди должны просыпаться каждое утро.


В феврале 1994 года Диаманда отправилась в Bath, чтобы начать сотрудничество с бывшим басистом "Led Zeppelin" Джоном Полом Джонсом и барабанщиком "Attractions" Питом Томасом. Джонс был очарован Галас с тех пор, как услышал "Wild Women With Steak Knives" приблизительно 12 лет назад. Но то, что он увидел в "Queen Elizabeth Hall", еще более усилило его давнее желание работать с ней. Результатом этого союза явился альбом "The Sporting Life", выпущенный в 1994 году.


- Когда я говорила с Джонсом об этой работе, я объяснила, что давно хотела сделать такого рода вещь, где буду представлены смертоносные и психоделические любовные песни.


Название альбома напрямую связано с реалиями преступного мира.


- В 70-е годы, когда я жила и работала в Окленде, термин "sporting life" означал жизнь вне регулярной, нормальной жизни. Жизнь, где нет места обычным людям - есть только наркоманы и проститутки.


В этой работе Джонс и Томас обеспечили совершенную оболочку для обычной иносказательной манеры Диаманды. Стиль определить сложновато: от греческого мелодраматизма с оттенком творчества "Led Zeppelin" до фанки. Эту работу также отличает великолепная партия органа Хаммонда, прекрасная обработка "Dark End Of The Street" Пирса Следжа и блюзовый "Last Man Down".


- Мне нужно было записать альбом с такими людьми, которые знали бы все стили и направления в музыке без исключения. С этими людьми мы обсуждали музыку, не останавливаясь.


"Schrei X Live/Schrei 27" был выпущен 23 сентября 1996 года. Этот альбом основан на радиовыступлении Галас в 1994 году "Schrei 27", которое состояло из нескольких небольших частей по 27 минут каждая. Это театральная постановка. Выступление проходит в полнейшей темноте. Основа - чередование абсолютной тишины и непрерывного потока слов и звуков, извлекаемых в полной темноте. В этой работе использованы тексты самой Галас, а также Джоба и Томаса Аквинаса. Действие - признания, которые могут быть извлечены из человеческого мозга химическими или механическими манипуляциями.

Наконец, осенью 1996 года издательство "Serpent's Tail" опубликовало первую книгу Диаманды "The Shit Of God". Это литературная хроника ее работы за последние 10 лет - Диаманда Галас собирается продолжать бороться против СПИДа.


- Я буду заниматься этим до конца своей жизни. Я не собираюсь читать вам тут лекций о ситуации в России и, в частности, в Москве. Проблема СПИДа существует везде. Я приехала рассказать об этом посредством своего творчества.


Перед приездом в Москву, Диаманда прислала рекламное видео, где она постоянно размахивает пистолетом (между прочим, его можно увидеть во многих ее клипах). Что для нее пистолет - символ, божество, некий жезл? Все гораздо проще.


- Пистолет - метафора моей готовности к чрезвычайным ситуациям.


На вопрос, не думала ли она об изменении стиля своей музыки, Диаманда ответила:


- Я, конечно, люблю "хэви" - "Motor Head", "AC/DC" и "Black Sabbath", но "AC/DC" - есть "AC/DC", а Диаманда - это Диаманда. Нет, я ни за что не изменю свой стиль.


Многие отмечают, что так называемая ведьмовская аура Диаманды действительно существует - она прямо-таки исходит от ее песен.


- Это ведь не имеет отношения к внешнему облику. Это только перформанс, шоу. Просто энергия - такая же, как и у мужчин. Только женщину при этом называют ведьмой и еще одним нехорошим словом.


По ходу беседы выяснилось, что Диаманда Галас сама достаточно серьезно больна. У нее гепатит формы С. 80 % больных СПИДом также имеют этот вирус. А еще у Диаманды Галас на пальцах левой руки есть татуировка следующего содержания: "We Are All Hiv Positive - WAAHP" - "У Нас У Всех Положительная Реакция На СПИД" или "Мы Все Инфицированы".

Кстати, ничто человеческое Диаманде не чуждо, как выяснилось. Она даже призналась в том, что очень любит мороженое.

Как это было

Она не очень эмоциональна на сцене. За время концерта Диаманда не произносит ни слова, будь то приветствие или подбадривающий крик. Может, это объясняется серьезностью тематики самих песен. А, может, это особенность ее характера. Тем не менее, зрители обычно сидят на своих местах как завороженные, не смея пошевелиться. Смерть - превалирующая тематика песен Галас. Если смерть равнозначна тишине, то Галас скорее "живее все живых", поскольку голос ее слышно громко и далеко.

искография

"The Litanies Of Satan" (Mute)
"Diamanda Galas" (Metalanguage Records)
"The Divine Punishment" (Mute)
"Saint Of the Pit" (Mute)
"You Must Be Certain Of The Devil" (Mute)
"Masque Of The Red Death" (Mute)
"Plague Mass" (Mute)
"The Singer" (Mute)
"Vena Cava" (Mute)
"The Sporting Life" (Mute)
"Schrei X" (Mute)
"Malediction & Prayer" (Mute/Asphodel)

Кинематограф

Диаманда Галас участвовала в создании музыки к фильму английского режиссера Дерека Джармана "Last of England" и к фильму Уэса Крейвена "The Serpent and the Rainbow". Ее можно увидеть в эпизоде фильма немецкого режиссера Розы Ван Праунхейм "Positive Positive". Также она участвовала в создании саундтрека к фильму Розы Ван Праунхейм "Silence Death". Ее голос можно услышать в "Dracula" Френсиса Форда Копполы и на саундтреках к фильмам "Lord of Illusions" Клайва Баркера, известного нам по "Hellraiser", и "Natural Born Killers" Оливера Стоуна.