Buzoni Ferucco

(1 апреля 1866 года - 27 июля 1924) Творения итальянского композитора охватывают широкий спектр музыкального языка. Многие из 303 композиций Бузони написаны под влиянием таких непохожих друг на друга композиторов, как Иоганн Себастьян Бах, Вольфганг Амадей Моцарт, Ференц Лист или Арнольд Шёнберг.  

Феруччо Данте Микельанджело Бенвенуто Бузони родился в Эмполи близ Флоренции в семье кларнетиста-виртуоза Фердинандо Бузони. Мальчик обучался игре на фортепиано и в восьмилетнем возрасте дал свой первый концерт в Триесте. Двумя годами позже "вундеркинд" выступил в Вене с собственными сочинениями. В 12 лет Бузони исполнил свое новое произведение - "Stabat mater" в Граце, где недавно поселилась его семья. В 1881 году 15-летний юноша стал членом Филармонической академии в Болонье, которой он в 1883 году представил ораторию "II sabato del villaggio". По рекомендации Иоганнеса Брамса в 1886 году Бузони продолжил образование у Карла Райнеке в Лейпциге, с которым он интенсивно занимался музыкой Баха.

С 1889: Педагогическая деятельность.

Впоследствии виртуоза часто приглашали на преподавательскую работу вначале в Хельсинки, где среди его учеников был Ян Сибелиус, а в 1890 году - в Московскую консерваторию. Там Бузони женился на шведке Герде Шёстранд. Представив в том же году концертную пьесу, опус 31 а, Бузони победил в конкурсе имени Рубинштейна в Санкт-Петербурге. Это сочинение стало перелом ным в творчестве художника, впоследствии он более заботился о расширении тембральных и пианистических средств художественной выразительности. Уже в 1891 году он оставил работу в Москве и уехал в Бостон, в музыкальную консерваторию Новой Англии.

С 1894: Жизнь в Берлине.

Часто меняя место работы, композитор преподавал то в Европе, то в США. В 1894 году Бузони наконец поселяется в Берлине. Ситуация в этом городе словно была создана для него: здесь ему виделась возможность для реализации идеи новой "молодой классичности". В программе Берлинских концертов, которые он организовывал начиная с 1902 года на базе филармонического оркестра, стояло много новых, еще никому не известных сочинений разных авторов, в том числе Белы Бар-тока, Сибелиуса и Шёнберга. Дальнейший поиск новых формальных средств и новых форм выразительности проявился в фортепианном концерте с финальным хором (1906), однако еще отчетливее - в сонате для фортепиано (1910), где границы тональной музыки разрушены. А атональная "Вторая сонатина" (1912) кажется вдохновленной непосредственно Шёнбергом.

1907: "Конспект новой музыкальной эстетики".

Жажда новой классичности совмещалась с поиском оригинальных закономерностей современной музыки. Свои идеи, предусматривающие расширение форм и музыкального материала, Бузони изложил в 1907 году в "Конспекте новой музыкальной эстетики", который посвятил поэту Райнеру Мария Рильке. Эта работа вызвала ожесточенные споры. Так, склонный к консерватизму композитор Ганс Пфитцнер предупреждал о грозящей "опасности футуризма". Сам Бузони считал, что в элегии для фортепиано (1907) он достиг нового творческого уровня, однако ему никогда не удавалось последовательно претворять свои теоретические постулаты, в реальности он воплощал их в старых, классицистских композициях. Три года спустя была написана фортепианная пьеса "Fantasia contrappuntistica" и музыкальная поэма "Вегceuse elegiaque", реализовавшая новые возможности оркестровки.

1912: Оперы.

Для оперного творчества Бузони характерно отделение музыки от действия. В музыке автор стремится выразить душевное состояние действующих лиц. "Выбор невесты" (1912) по произведению Э.Т.А. Гофмана - первая попытка реализовать эту концепцию. Более удачна в этом отношении одноактная опера "Арлекино" (1917). Здесь вполне традиционные элементы стиля итальянской комедии дель арте слились с новым музыкальным языком. Другие крупные произведения этого времени - "Симфонический ноктюрн" (1912) и "Индейская фантазия" (1915) для фортепиано и оркестра. В 1913 году Бузони взял на себя руководство музыкальным лицеем в Болонье. Год спустя он начал подготовительные работы к новой опере: композитор задумал озвучить материал "Доктора Фауста".

Разразилась первая мировая война, и в 1915-м Бузони переехал в Цюрих. Там из музыки для спектакля, написанной раньше, родилась двухактная опера "Турандот" (1917). Тремя годами позже Бузони вернулся в Берлин, где вел мастеркласс по композиции в Берлинской академии искусств. Среди его учеников был, в частности, Курт Вайль. Однако завершить оперный проект "Доктор Фауст" Бузони не смог: в 1924 году он умер в Берлине в возрасте 58 лет. Год спустя его ученик Филипп Ярнах воплотил замысел этого оперного спектакля.


Источник: "100 Композиторов ХХ века", издательство "Урал LTD", 1999