Bekket Samuel

( 13 апреля 1906 года - 22 декабря 1989 года ) Ирландский писатель и нобелевский лауреат (1969) писал в своих полных пессимизма, пронизанных темами распада и смерти произведениях о безнадежных попытках человека постичь смысл собственных действий.  

Беккет родился в Дублине. Он был сыном предпринимателя. После трехлетнего пребывания в интернате маленького городка Эннискиллена Беккет с 1923 по 1927 год изучал в дублинском колледже святой Троицы новейшую литературу, французский и итальянский языки, был страстным спортсменом. Он начал трудиться учителем в Белфасте, а затем в Париже, где помогал своему полуслепому земляку Джеймсу Джойсу в работе над романом Поминки по Финнегану. В возрасте 24 лет он вернулся в колледж святой Троицы преподавателем и в 1931 году получил ученую степень.

1930-1940-е: Время кризиса. Несмотря на то что Беккет начиная с 1930 года публиковал свои первые стихи и эссе - например, о Марселе Прусте,- ему не удалось сразу завоевать репутацию одаренного писателя. Сэмюэлу в 30-х годах приходилось остерегаться срывов психики, он много путешествовал. В 1934 году молодой писатель опубликовал сборник рассказов Больше кнутов, чем пряников ("More Pricks than Kicks"), a четырьмя годами позже - роман Мерфи ("Murphy").

В 1937 году Беккет обосновался в Париже, где год спустя был тяжело ранен ножом. Он познакомился с будущей подругой жизни пианисткой Сюзанн Дюмесни, а во время немецкой оккупации присоединился к Сопротивлению.

В 1942 году он вместе со своей подругой бежал от гестапо в южнофранцузскую деревню Руссийон, где, трудясь земельным рабочим, написал малоизвестный роман Уотт ("Watt", опубликован в 1953 году).

1952: Успех в качестве драматурга. Беккет во время второй мировой войны успел стать добровольцем ирландского Красного Креста (1945). Долгожданного внимания у публики он добился своей написанной по-французски пьесой В ожидании Годо ("En attendant Godot", премьера в 1953 году). Двое бродяг, ожидая на дороге человека по фамилии Годо, ведут бессмысленные разговоры. "Действие" время от времени прерывается выходом на сцену некоего господина со своим слугой и в конце каждого из двух актов - появлением мальчика, который сообщает, что Годо не придет. Вместе с этим совершенно новым видом драмы - лишенной смысла, с абсурдным действием - Беккет вывел на театральную сцену экзистенциализм и вызвал острое раздражение и публики, и критики. Теперь и за романами Беккета внимательно следили.

Трилогию - Моллой ("Molloy", 1951), Малон умирает ("Malone meurt", 1951) и Невыразимый ("L'innommable", 1953) - Беккет написал по-французски, а затем перевел на английский. В трилогии он вновь экспериментирует с языком, чтобы показать искания своих, на первый взгляд не имеющих цели, персонажей. Эта тематика - бесцельности существования - пронизывала все его дальнейшее творчество, в котором со временем появились радиопьесы, телепостановки.

1957: "Конец игры". В его второй, пользовавшейся широким успехом драме Конец игры ("Fin de partie") показано, как безнадежный инвалид Хамм и его слуга Клов - коих связывают узы любви-ненависти - тяготятся своим существованием и желали бы его окончить. Однако они цепляются за малейшую иллюзию лучшего будущего, чем обрекают себя на дальнейшее прозябание.

Восемь лет спустя появляется последний роман Беккета Как это ("Comment c'est"), и шестидесятитрехлетний автор награждается Нобелевской премией по литературе (1969). Попытки Беккета свести до минимума речь и действие, а также закрепить другие новые формы отражения действительности видны и в его поздних вещах. В 80-е годы он публикует произведения, в которых люди с раздвоенным "я" говорят сами с собой - например, в Рокаби ("Rockaby", 1981) и в Огайской импровизации ("Ohio Impromptu", 1981).

Живший последние годы отшельником, Беккет умер в Париже в возрасте 83 лет.

Другие драматургические произведения.

1958: "Последняя запись Крэппа" ("Krapp's Last Tape"). Старый человек устанавливает посредством прослушивания магнитофонной записи собственного голоса, что он стал чужд самому себе и больше не понимает своего прежнего "я".

1961: "Счастливые дни" ("Happy Days"). Погребенная в земле женщина находит надежду в маленьких повседневных вещах, пришедших на память в монологе, который она мысленно ведет со своим мужем.

1963: "Игра" ("Play"). Три персонажа (Ф1, Ф2 и М), находясь в больших урнах, без всякого выражения смотрят в одном направлении и временами побуждаются к произнесению отдельных монологов падающим на них лучом прожектора.

1966: "Приход и уход" ("Come and Go"). Короткая пьеса, в которой действует группа людей, разыгрывая пантомиму и произнося бессодержательные тексты.

1973: "Не я" ("Not I"). Огромный, беспрестанно говорящий, освещенный рот рассказывает историю старой дамы, которая молча стоит на сцене.

Источник: 100 Писателей XX века

перевод с немецкого: А. Верникова