Beckmann Max

( 2 февраля 1884 года - 27 декабря 1950 года) Немецкий художник и график, не принадлежащий ни к одному из стилистических направлений, в своих картинах-притчах изображал одиноких, покорных судьбе людей. В бесчисленных автопортретах отражены его собственные душевные состояния и взгляды на искусство.  

Бекман родился в Лейпциге в семье мельника. После того как в 1894 умер его отец, Макс с матерью переехали в Брауншвейг Уже в 1897 он написал свой первый автопортрет, а тремя годами позже начал учиться в художественной школе в Веймаре (до 1903). Во время пребывания на море в 1904 появились первые ландшафты морского побережья, а также изображения самого моря. В дальнейшем морская тема будет проходить через все его творчество.

1905: Ранние импрессионистские работы. С картины "Молодые люди у моря" (1905) началось признание Бекмана как художника. Через несколько лет он женился на художнице и певице Минне Тубе (брак до 1925, один ребенок; после развода женитьба на Матильде "Кваппи" фон Каульбах). Смерть матери в 1906 нашла отражение в многочисленных картинах того же года, в том числе в "Большой сцене смерти". Подобно ранним ландшафтам художника, эта картина носит следы влияния таких немецких импрессионистов, как Ловиса Коринфа и Макса Либермана.

В 1909 тематика работ Бекмана претерпела изменения: тема катастроф в его картинах символизировала беспомощность человека перед судьбой и обличала самодовольство буржуазии. Эта тема стала характерной для его творчества. Он также обращался и к традиционным сюжетам, например к изображению действительных событий, имевших место в прошлом ("Мессинское землетрясение", 1909; "Тонущий "Титаник", 1912).

1914: Обращение к экспрессионизму. С началом войны Бекман добровольно ушел на фронт солдатом санитарной службы и служил в Восточной Пруссии, Фландрии и Страсбурге. Фронтовая жизнь привела его в 1915 к полному крушению личности. Бекман поселился во Франкфурте-на-Майне, где под влиянием военных впечатлений его творчество претерпело очередной стилистический переворот: в его работах прослеживались параллели с экспрессионизмом, отражались общественные деформации и незащищенность человека.

1918: Мир как театр. В 1916 Бекман создал "Лица", положив начало своим многочисленным графическим работам. В литографической серии "Ад" (1919) он попытался отобразить насилие, а также социальные бедствия революционного послевоенного года. В том же 1919 он закончил картину "Ночь". В 20-е годы во многих своих картинах Бекман изображал жизнь большого города. Особенно его привлекал мир цирка и варьете, который в его живописи стал воплощением аллегории "весь мир - театр". С этой целью он использовал до крайности сокращенную перспективу и, сочетая ее с размещением под острым углом композиции самой картины, создавал тем самым атмосферу стесненности. Очерчивая общие контуры черным цветом (например, "Перед балом-маскарадом", 1922), он добивался эффекта монументальности.

1933: Новое открытие мифологии. В 20-е годы Бекман стал профессором Государственной Школы искусств во Франкфурте-на-Майне. Он интенсивно занимался теософией, а также изучением тайн человечества, и на этой основе разработал герметический язык картин, который позволяет легко узнать его работы 30-х годов. В 1932/33 появился "Отъезд", положивший начало серии фантастических триптихов, отличающихся сложной символикой. Основные темы работ этого периода - судьба человечества и противостояние нацистской реальности.

С приходом к власти нацистов Бекман оставил свой пост, а его работы были заклеймены как "вырожденческое искусство". Художник переехал в Берлин, а в 1937 покинул Германию и нашел убежище в Амстердаме. Лишенное родных корней искусство Бекмана 40-х было обращено к мифологии и общечеловеческой проблематике (например, "Персей", 1941; "Одиссей и Калипсо", 1943).

1947: Эмиграция в США. Несмотря на многочисленные предложения, по окончании войны Бекман не вернулся в Германию. В 1947 он согласился занять профессорскую должность в Школе искусств при Вашингтонском университете (Сент-Луис) и годом позже эмигрировал в США. В 1949 он сменил место работы, перейдя в Школу искусств при Бруклинском музее в Нью-Йорке. В Соединенных Штатах он написал множество портретов и натюрмортов. В картине "Падающий в пропасть" (1950) человек во всей своей "мифологической" наготе падает в пространстве между стенами двух домов. К концу жизни Бекман завершил триптих "Аргонавты", темой которого является искусство как таковое. В 1950 художник умер в Нью-Йорке, возвращаясь домой из музея; ему было тогда 66 лет.

Источник: 100 Художников XX века

перевод с немецкого: Е. Мусихина