Barudi

(2 февраля 1857 года - 6 декабря 1921) Настоящая фамилия Галиев. Выступал за реформу мусульманской школы; автор многих школьных учебников, учёный-богослов (сочинения многократно переиздавались). Возглавил ведомство (министерство) духовных дел Центрального национального управления тюрко-татарских мусульман Внутренней России и Сибири (Милли идарэ) [создано на Национальном парламенте мусульман.  

Автор: С.М. Исхаков.

Литература: Валидов Д., Очерк истории образованности и литературы татар (до революции 1917), М.-П., 1923; Давлет Н., Г. Баруди - просветитель и реформатор, "Татарстан", 1991, © 7.

Статья: Баруди Галимджан (Галимзян) Мухамметзянович

Сайт: РУБРИКОН

Баруди Галимджан (Галимзян) Мухамметзянович (аль-Баруди; настоящая фамилия Галиев) (2 февраля 1857, деревня Малые Ковали Ковалинской волости Казанского уезда Казанской губернии, - 6 декабря 1921, Москва). Из купеческой семьи. Образование получил в медресе в Казани и Бухаре. Под руководством Баруди (с 1881) медресе "Мухаммадия" в Казани стало известным и за пределами России.

Выступал за реформу мусульманской школы; автор многих школьных учебников, учёный-богослов (сочинения многократно переиздавались), имам одной из мечетей в Казани. Пользовался авторитетом среди мусульман. Стремился к модернизации ислама. На 3-м Всероссийском мусульманском съезде в Нижнем Новгороде (август 1906) избран членом президиума, председателем комиссии по реорганизации духовного управления мусульман, член ЦК партии "Иттифак-аль-муслимин" ("Союз мусульман"). Главный редактор журнала "Религия и Нравственность" (Казань, 1906 - 17, на татарском языке). В 1907 за противоправительственную деятельность и революционную пропаганду арестован, в 1908 выслан на два года в Вологодскую губернию После ссылки жил в Берлине, Стамбуле, Каире, Мекке и других городах, затем хатыб (проповедник) Соборной мечети в Казани.

После Февральской революции 1917 на 1-м Всероссийском съезде мусульман в Москве (май) избран муфтием, впервые в истории России победившим на свободных выборах (до революции муфтий назначался правительством). В связи с этим 19 мая "Уфимский Вестник" сообщил, что муфтием стал "известный мусульманский учёный и богослов, при царском строе пострадавший за свои политические убеждения...". Возглавил ведомство (министерство) духовных дел Центрального национального управления тюрко-татарских мусульман Внутренней России и Сибири (Милли идарэ) [создано на Национальном парламенте мусульман Внутренней России и Сибири (Милли меджлис) в Уфе 20 ноября 1917 - 11 января 1918]. Выступал за культурно-национальную автономию мусульман Внутренней России и Сибири, за отделение религии от государства.

По постановлению Народного комиссариата по делам национальностей РСФСР и Татаро-Башкирского комиссариата от 21 апреля 1918 Милли идарэ было ликвидировано, а Центральному духовному управлению мусульман Внутренней России и Сибири, при условии невмешательства в политические дела, предоставлялось право самостоятельного учреждения, ведающего религиозными делами. Духовное управление (во главе с Баруди) распространило 25 апреля прокламацию, подписанную Баруди и другими членами управления, с категорическим протестом против роспуска Милли идарэ. Баруди с некоторыми членами бывшего Милли идарэ выехал в Петропавловск (Акмолинская область). В марте 1919, когда Уфа была вновь занята белыми, вернулся в Уфу.

После прихода Красной Армии в июне был арестован, затем освобождён и продолжал выполнять обязанности муфтия. Находясь в Москве в связи с организацией помощи голодающим, заболел и вскоре умер.