Bajenov Vasiliy

( 12.03.1737 года )
Архитектор. Один из основоположников рус. классицизма. Грандиозный проект реконструкции Кремля (начат в 1773, не осуществлен), романтич. неоготич. дворцово-парковый ансамбль Царицыно, дом Пашкова (1784 - 86, ныне старое здание Рос. гос. б-ки в Москве), Михайловский замок в С.-Петербурге (в 1797 - 1800 строил В.Ф. Брена) отличаются смелостью композиции, творч. Использованием традиций мировой классич. и рус. архитектуры. 

Сайт: РУБРИКОН

Статья: Баженов Василий Иванович



Имя Баженова - одно из самых ярких в русской архитектуре благодаря размаху замыслов, свободе, силе и своеобразию его творческой фантазии.

Василий Иванович Баженов родился в феврале 1737 года в семье Ивана Баженова, служившего в селе Дольском Малоярославского уезда Калужской губернии.

В 1753 году Василия приняли в архитекторскую команду, руководимую Ухтомским.

С 1751 состоял художником при "архитектурной команде" Д. В. Ухтомского, участвовал в отделке Головинского дворца в Москве. В 1755 поступил в Московский университет, в 1756 перевёлся в петербургскую Академическую гимназию, одновременно начал учиться архитектуре у С. И. Чевакинского.

В 1758-1760 был среди первых слушателей петербургской Академии художеств, учился у А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен-Деламота. Первый пенсионер петербургской Академии, совершенствовался в парижской Академии (1760-1762) и в Италии (1762-1764), где получил известность как блестящий архитектурный рисовальщик и проектант.

Но полтора года в Италии нелегко достались нервному, впечатлительному Баженову. Не хватало денег, скупо и не в срок присылаемых из Петербурга, он был один, его обманывали, на него даже напали разбойники... С трудом добрался Баженов до Парижа и здесь оставался до тех пор, пока академия нс соизволила оплатить его долги и дорогу домой.

В 1765 вернулся в Санкт-Петербург, получил звание академика. Вскоре Баженов покинул Петербург и в начале 1767 года возвратился в родную Москву.

Баженов вскоре после приезда в Москву женился. Его супругой стала Аграфена Лукинична Красухина, дочь каширского дворянина, рано умершего.

В 1767-1792 работал в Москве, исполняя заказы императрицы Екатерины II и частных лиц. Составил полный перевод всех десяти книг архитектуры Витрувия (вышли в свет в 1790 - 1797). Один из основоположников классицизма в русском зодчестве. Широта архитектурных замыслов Баженова проявилась уже в проекте реконструкции Московского Кремля 1767-1775). Кремль должен был превратиться в общественный центр города с главной овальной площадью, к которой сходились бы основные радиальные магистрали Москвы. На линии кремлевских стен должен был располагаться классицистический дворец с мощным рустованным цоколем и торжественной колоннадой на фасаде.

Модель впечатляла всех, даже людей, которые к баженовскому проекту были настроены скептически или недоверчиво. Поражало многое. И техника изготовления, и сами размеры модели. Они были таковы, что во внутренних дворах могли разгуливать несколько человек. В своих пропорциях модель математически точно соответствовала размерам будущего дворца.

Однако весной 1771 года работу пришлось остановить: в Москву нагрянула эпидемия чумы. Жесткие, но мало действенные меры властей вызвали недовольство горожан. Вспыхнул бунт, был убит суровый московский архиепископ Амвросий, толпа громила его покои в Кремле, в двух шагах от Модельного дома. Баженов боялся за судьбу своей драгоценной, выстроенной из сухого дерева, модели. Но бунт в два дня подавили, модель уцелела, эпидемия же утихла лишь к зиме.

На следующее лето праздником начался новый этап работы - рыли котлован под дворцовый фундамент, который заложили год спустя в еще более торжественной обстановке. Но годы шли, а выше фундамента стройка не поднималась - недоставало средств.

В 1775 строительные работы были прерваны по распоряжению Екатерины II. Градостроительные замыслы Баженова отчасти осуществились в других его московских постройках: доме-дворце Пашкова на вершине холма напротив Боровицкой башни Кремля (1784-1786; ныне так называемое "старое здание" Российской государственной библиотеки), доме Юшкова на Мясницкой улице (1780-е гг.) и др. Другая линия творчества Баженова, в которой фантастически и символически перетолкованные элементы готической и древнерусской архитектуры своеобразно сочетались с классицистической ордерной системой (усадебная церковь в Быково под Москвой, 1782-1789), связана, видимо, с его масонскими увлечениями. Около 1779 Баженов стал членом масонской ложи, что оказалось одной из главных причин резкого охлаждения к архитектору его прежней покровительницы Екатерины II. По ее повелению Баженов был отстранен от осуществления еще одного крупнейшего проекта - застройки императорской усадьбы в Царицыно под Москвой (сохранились построенные в 1775-1785 и также насыщенные неоготическими деталями и масонской символикой Малый дворец, Оперный дом, Кавалерские корпуса, Хлебные ворота и другие постройки; Большой дворец, сооружавшийся с 1779, по личному приказу императрицы был снесён в 1786, с 1787 строился вновь по проекту М. Ф. Казакова).

С 1792 Баженов жил в Санкт-Петербурге, пользовался покровительством цесаревича Павла Петровича (будущего императора Павла I), участвовал в строительных работах в его загородных резиденциях Гатчине и Павловске.

В 1792-1796 создал проект Михайловского (Инженерного) замка в Санкт-Петербурге (в 1797-1800 осуществлён В. Ф. Бренной).

В конце июля, в одну из белых ночей, Василий Иванович попросил детей - Оленьку, Надежду, Веру, Владимира, Всеволода и старшего из сыновей, Константина, - собраться у его постели, чтобы держать прощальную речь. 13 августа великий архитектор скончался.