Ван Клиф Ли

, актер

( 09.01.1925 года - 14.12.1989 года )
США
Это была однако не та роль, которую Крамер предложил ему первоначально. Сначала он хотел дать ему роль Харвея Пелла и спросил Ли, сможет ли он войти в роль персонажа. В свойственной Ли Ван Клифу манере, он сказал ему по телефону, куда "ему можно пойти" и Ли подумал, что это конец.  

Автор: Татьяна Косарева

Сайт: Фильмы "Вестерн"

Статья: Ли Ван Клиф



Он родился 9 января 1925 года. В семье голландского происхождения и вырос на замечательной ферме в Соммервиле, Нью-Джерси. Достигнув совершеннолетия ко времени второй мировой войны, он служил в военно-морских силах США на подводной лодке в Карибском, Чёрном и Китайских морях. Женившись в 1943 году, на Пэтси Руф, Ли обзавёлся семьёй после войны. У них было трое детей, девочка и два мальчика. Он не стал актёром, что бы содержать семью, а работал на фермах и занимался другой работой на открытом воздухе, а потом и на заводе, где был аналитиком способов хронометража, т.к. любил заниматься расчётами. Ему часто говорили, что с его исключительными внешними данными ему стоило бы попытаться заняться актёрским ремеслом, поэтому он и присоединился к местной театральной труппе в Клинтоне, Нью-Джерси. "Как то ночью, по приглашению друзей я пошёл и прошёл пробы - чёрт бы меня побрал, если бы я это не сделал". В гастролирующей труппе "Мистер Робертс" прошла его первая крупная проба. Об этой Нью-йоркской пробе Ли сказал: "Режиссёр попросил меня снять мой жакет, потом мою рубашку, а после и брюки. И ходить с важным видом по сцене, хотя рядом с ним сидела женщина," - жаловался Ли и сделал то, что он считал ужасной показухой. Но сильный, мускулистый молодой человек видимо обладал тем, что они искали и они его взяли. Будучи принятым на работу, добросовестный Ван Клиф не мог остаться там, не доработав две недели на том заводе, где он работал. Казалось, что такое промедление было невозможно для режиссёра, поэтому он отказался от роли. Когда он вернулся на старую работу, его босс сразу же уволил его. Он спросил Ли: "Ты хочешь заниматься этим - не так ли?". На что Ли ответил: "Да, хочу!". "Хорошо, тогда ты уволен!". Его выступление на пробах у "Мистера Робертса" было замечено Стэнли Крамером, который дал ему роль Джека Колби, в классическом фильме "В самый полдень" (1952г.). Это была однако не та роль, которую Крамер предложил ему первоначально. Сначала он хотел дать ему роль Харвея Пелла и спросил Ли, сможет ли он войти в роль персонажа. В свойственной Ли Ван Клифу манере, он сказал ему по телефону, куда "ему можно пойти" и Ли подумал, что это конец. Но на следующий же день Крамер сам перезвонил ему, предлагая роль посложнее - роль Колби. И хотя у него фактически не было диалогов, благодаря этому фильму его заметили, его жребий был брошен. В течение нескольких последующих лет он играл главным образом второстепенные роли негодяев или нахальных молодых парней. В 1959 году в результате тяжёлой автомобильной аварии из-за алкоголя, едва не стоившей ему карьеры, у него было ранено колено. Врачи говорили ему, что он никогда больше не сможет ездить верхом на лошади. Это ранение беспокоило его до конца жизни, причиняя ему большую боль. Выздоровление было долгим и трудным и заставило его на некоторое время отложить свою актёрскую работу. Он развёлся со своей первой женой и заново женился в 1960 году. Во время своего отдаления от актёрской жизни, Ли начал вместе со своей женой Джоани заниматься бизнесом в качестве декоратора внутренних помещений, применяя здесь свой талант рисования моря и ландшафтов. Во время строительства студии в его доме в Гранаде, Ли отрезал кончик пальца на правой руке. Позже это сослужило ему плохую службу. Время отлучения от актёрской работы он описывает, как нездоровое время трезвости. Казалось, что его актёрская карьера завершилась вместе с многочисленными выступлениями по телевиденью. Но был шанс, ожидавший его в будущем, который изменил всю его жизнь. В 1965 году, смелый молодой итальянский режиссёр Серджио Леоне, собирался снять свой второй, так называемый, "спагетти-вестерн", после успеха его первого фильма в этом жанре "За пригоршню долларов", где главную роль сыграл Клинт Иствуд. Свой второй фильм он назвал "На несколько долларов больше" и искал актёра на главную роль в паре с Иствудом. Это была роль искушённого в житейских делах настоящего полковника Дугласа Мортимера. Леоне хотел сначала взять Ли Марвина, который был отмечен в фильме "Кэт Бэллоу". Таким образом Леоне приехал в Лос Анджелес, что бы найти другого актёра.

Он посмотрел картину с Ли и пригласил его агента, который не знал, чем занимается Ван Клиф в данный момент с тех пор, как он ушёл из этого бизнеса. Он связался с Ли и тот пришёл на интервью. Но теперь он уже знал, как преподнести себя. Он одел чёрное пальто и ботинки и когда Леоне бросил взгляд на силуэт Ван Клифа, когда тот находился ещё в дверях, он знал, что нашёл того, кого нужно. Ли прямо сразу предложили роль с гонораром в 17 000$. И опять совестливый Ван Клиф не смог согласиться на это предложение, пока его теперешний клиент, дизайнером чьего дома он был в текущий момент, не получит назад свои деньги. Поэтому Леоне предложил плюс к этому ещё пять тысяч долларов, что бы покрыть его дом. Ли направлялся к месту расположения съёмочной площадки, совершив при этом почти полукругосветное путешествие в Алмерию, в Испании. Испанская деревня и окружающая её местность имели жуткое сходство с Техасом и маленьким Мексиканским городком на границе. Как это и свойственно всем мужчинам, между Иствудом и Ван Клифом разразился спор, о том, кто быстрее сможет достать из кобуры свой револьвер. Ли выиграл этот спор, т.к. был ограничен во времени уже по сюжету самой картины. В 1966 году Ли опять оказался на одной съёмочной площадке вместе с Иствудом "Злой, Хороший, Плохой". Эта роль совершенно отличалась от роли хорошего парня - полковника Мортимера. Это является большим преимуществом Ван Клифа - его актёрской особенностью, т.к. иногда сложно поверить, что обе эти роли были сыграны одним и тем же человеком. При съёмках этого фильма именно Иствуд дал ему прозвище "Ангельские глазки". В историю кинематографа эти роли вошли, как самые подлые. Ли Ван Клиф продолжал играть главные роли с гонорарами, соответствующими большинству евро-вестернов в конце 60-х - начале 70-х годов, когда этот жанр начал постепенно исчезать. За это время он вошёл в десятку самых кассовых актёров в Европе. Он приобрёл дом в Риме и дал одно из своих многочисленных интервью для испанского телевидения, после приобретения ранчо со множеством скота в этой стране. Дни спагетти-вестернов могли тогда быть на исходе, но только не карьера Ли. Этот жанр получил странное дальнейшее развитие в середине 70-х, сочетаясь вместе с развивающимся новым жанром - боевиком с элементами восточных единоборств. Ли появился в 1974 году в одном из таких фильмов "Незнакомец и стрелок". Так начался новый период в его жизни. Он женился в третий раз на Барбаре Хавелин и перебрался в Окснер, в Калифорнию. Он сыграл во многих остросюжетных и приключенческих фильмах, таких как "The Octagon" и "Escape From New York". В 1984 году он сыграл главную роль в коротком сериале "The Master", это была роль американского нидзя, который в США искал свою давно потерянную дочь. Ли Ван Клиф работал до тех пор, пока его подорваное здоровье не привело его к смерти 14 декабря 1989 года в возрасте 64-х лет. Дома с ним случился сердечный приступ. Его жена Барбара вызвала медиков, но они были уже бессильны вернуть его к жизни. Он был захоронен на кладбище Forest Lawn, на Голивудских холмах. После такой карьеры, которая продолжалась в течение четырёх десятилетий, Ли Ван Клиф оставил после себя огромное количество картин, благодаря которым мы его помним. Он был для многих героем, косвенно позволяя им жить благодаря ему, т.к. его спокойная и хладнокровная манера поведения излучала силу с экрана. Он притягивал к себе той капелькой нахальства, имеющейся у каждого из нас. Однажды его спросили, нравиться ли ему играть плохих парней и ли ответил: "Конечно, эти герои имеют большую силу". Его могли бы пригласить играть из-за его впечатляющих глаз и резких черт лица, но он оттачивал своё мастерство, чтобы оно соответствовало требованием искусства.