Бутман

  Бутман - человек невероятного тщеславия и большой охотник потрудиться. Арт-директор джазового места - Le Club. В недавнем прошлом атакующий защитник фан-клуба нью-йоркских рейнджеров. А еще - ухватистый предприниматель, чьи должники не верят, что он может разговаривать по-человечески. Как выяснилось, вполне может. А может и Тайсону ухо откусить, если нужда будет.  

Источник информации: Евгений Натаров, фото Владимир Карчин, журнал "PLAYBOY", апрель 2000.

  Тебя уволили из первого джазового оркестра страны только из-за отсутствия московской прописки?

  Я был очень молод и задирист, со всеми ругался, боролся за чистый джаз. В оркестре был сильный возрастной разрыв между мною и другими музыкантами. Может, они считали меня выскочкой. Между нами все время существовал конфликт. Не со всем оркестром, но со многими музыкантами, кроме самых опытных. С выходом указа меня и еще одного моего товарища из Питера уволили первыми. Но как только я женился на девушке из Москвы, у которой была прописка...

  Хотел получить прописку?

  Мы знали друг друга два года. Это не из-за прописки, но прописка имела какое-то значение. Не было так, что мы фиктивно женились, а потом разошлись. Так вот, на следующий день после свадьбы мне позвонил мой друг, главный аранжировщик оркестра Лундстрема, Виталий Долгов, и сказал, что если ты получил прописку, то давай к нам в оркестр. Я ответил, что если я женился и получил прописку, то в оркестр Лундстрема больше не пойду.

  Обиделся?

  Нет, просто я очень хотел попасть в группу "Аллегро", и после прослушивания я попал в ансамбль, на котором рос и воспитывался.

  Часто тебя так щелкали по носу?

  Самый большой щелчок я сам себе дал по носу, когда поехал на конкурс саксофонистов Телониуса Манка. Вместо того чтобы готовиться, я считал, что забросают шапками. Конкурс начинался в 12 дня. Я должен был играть первым из 25 финалистов. Конкурс проходил в Вашингтоне, я выехал в 2 часа ночи, сам за рулем. В 8 приезжаю, 3 часа сплю и выхожу на самый престижный в мире конкурс саксофонистов. Ну не идиот?

  Что же тебя задержало?

  Хозяин ресторана, где я играл, Андрей Федоров, сказал: "Игорь, я не могу тебя отпустить. У нас очень много клиентов". Нужен ли мне был этот ресторан в один день или лучше было потерять эту работу на всю жизнь? Вообще не работать недели две и готовиться к конкурсу. А я не готовился вообще, поехал, думая, что сейчас в форме и все сыграю. Заволновался и никуда не попал.

  Как тебе поклонницы джаза по сравнению с рок-н-ролльными?

  Все-таки у джазовой публики уровень повыше, есть о чем поговорить. Если человек пришел на джазовый концерт, особенно девушка, то хоть что-нибудь в голове имеется.

  Часто разговаривал?

  Когда я ездил с оркестром Лайонела Хэмптона (Lionel Hampton), турне строилось так. Мы приезжали в город на автобусе, играли концерт, ночь спим, а утром едем в следующий город. Так мы объездили всю Европу. Я тогда не был женат, точнее, был разведен. Знакомился с девушками. Самый большой шик-это выйти с ней на завтрак. В оркестре был саксофонист-негр, достаточно симпатичный. Так он мне все время говорил, что он чемпион этого оркестра по девушкам, а сейчас он женат, поэтому больше не участвует в соревновании. У меня не было никакого желания его побить, так получилось, но после тура он мне сказал, что я забрал у него корону по этому делу.

  Импресарио тебя часто обманывали?

  Да. Не то чтобы часто, но обманывали.

  Не платили?

  Не платили. Убегали. Пытались машиной задавить в Нью-Йорке.

  Про машину поподробнее расскажешь?

  Мы подписали контракт, там все было на контракте, никаких проблем. Как-то мне позвонил суперинтендант того дома, где жили люди, которые мне были должны деньги. Перед этим не открывали дверь, отключили все телефоны. Но они не только мне были должны. Они подогнали трак и грузили вещи. Я приезжаю, совершенно мирно, просто с людьми разобраться.

  Что же ты собирался им сказать?

  Сказать: "Ну, ребята, вы должны мне деньги. Если у вас не получается, давайте придумаем какие-то пути. У меня есть возможности, имя, знакомые и какие-то вопросы можем решить. Вы занимаетесь организацией концертов. Ну, попали один раз, бывает, сейчас это все перейдем, у вас есть связи, давайте налаживать. Будем смотреть, думать-отобьемся". А они думали, что я приехал их бить. Там был один парень, и я спросил: "Где этот Марио?" "Марио-там, в машине". И он побежал от меня, я-за ним. Он запрыгивает в машину, заводит. Я встал на пути машины, говорю: "Стой!" Время 12 часов дня, угол 2-й авеню и 43-й стрит. Он поехал прям на меня, я еле успел отскочить. И он-на красный свет. Рядом-ни одного полицейского. И все уехали. Я забрал там у них телевизор, прямо из квартиры. Чисто наши разборки, клянусь.

  Какое место среди твоих достижений занимает концерт в Кремле, перед Ельциным и Клинтоном?

  Большое. Все-таки это было серьезное дело. Для этих людей хотят сыграть многие, по разным причинам. Поэтому, когда мне это предложили, было очень волнительно. Все эти протокольные дела: много охраны, много пафоса. Тут не дуй. Там тетка была, которая гладила мне, она прогнала всю охрану, сказав, чтобы не мешали мне разыгрываться. Потом-они такие люди, от которых многое что зависит. Сыграешь плохо, не известно, что они там подумают. Потом, не хотелось лажать. И, с другой стороны, не подвести наших, Ельцина не подвести. Он позвал саксофониста Клинтону, а тот облажается. Клинтон после первой вещи встал и хлопал, Ельцин сидел счастливый, рот до ушей.

  Когда ты играешь в хоккей, то наверняка нападающим?

  Меня ставят в защиту, но я все время убегаю в нападение. Мне бы получить шайбу и потом всех обыграть. В защите я лучше, потому что я пас могу отдать хороший. Наша советская манера игры в хоккей осталась в том, что я лучше вижу. Когда я убегаю, то забиваю голы, а когда нет, отдаю хорошие пасы.

  Насколько интересны джазовые работы поп-артистов?

  Стинг это делал еще с 1987 года, когда он записал диск с Бредфордом Морсалесом. Я думаю, что это хорошее дело. Сергей Мазаев начинает петь джаз.

  Ему хватает возможностей?

  Для того чтобы играть, ему еще надо заниматься, а петь он может, у него хороший тембр, красивый голос. Он понимает все наши инструментальные ходы. Сейчас многие хотят делать джазовые программы. С Сюткиным я об этом разговаривал. Гарик Сукачев хотел сыграть с биг-бэндом, Максим Леонидов обращался.

  Ты готов всем устроить?

  Не знаю, удастся ли всем помочь, но если кто-то обратится, то конечно. Но работа с биг-бэндом недешевое удовольствие.

  Тебе нравятся современные направления,в частности эйсид-джаз?

  Я вообще отношусь ко всей музыке очень хорошо. У меня есть несколько предложений принять участие в таких проектах, но пока на уровне разговоров, собраться, послушать. Я уже собирался много раз и слушал. Сейчас эйсид-джазом называют все подряд. И мне трудно определить, что это такое.

  Так нравится?

  Мне нравится. Мне нравится хорошо и правильно сделанная музыка, в которой есть идея, грув и драйв, начиная с попсы. Вот техно не могу долго слушать. Там все-таки все довольно однообразно, только для танцев. А эйсид-джаз предполагает какую-то импровизацию, а это уже интересно.

  В Европе или Америке сейчас джаз интереснее?

  Если говорить об уровне, то в Америке он не то чтобы интереснее, он просто выше. Там больше музыкантов и, естественно, прогресс больше, они просто мощнее. Хотя европейская джазовая музыка имеет свои отличия. Американцы признают джаз своим, только если его играет американец. В лучшем случае-американец-негр, в худшем-белый. Если играет белый европеец, то от него хотят чего-то циркового, напускного. Ждут соединения с фолк-мьюзик, то есть ждут европеизации. Ну а люди, вместо того чтобы находить средства выражения в инструменте, находят его, как мне кажется, в поверхностной дребедени. Если послушать европейцев, то из тех, кого я знаю, мне нравится Ян Горбарек. При всех соединениях с фолк-мьюзик он так здорово играет, что для меня это звезда мирового значения.

  Без тебя ни один, даже самый маленький концерт не обходится?

  Не скажу, что я такой уж тусовщик. Есть такие, что мне рядом с ними нечего делать. Просто меня всегда приглашают куда-нибудь и обязательно говорят: "А возьмите с собой саксофон". Я думаю, что годика через два уже стану говорить нечто вроде: "Почему, когда вы приглашаете Третьяка, не просите его взять вратарскую клюшку и ловушку?" Но на самом деле мне "не в падлу" сыграть, если просят, даже одному. Если меня просят сыграть люди, с которыми мне интересно, почему нет, и чаще всего только я один и могу так сыграть.