Ростоцкий Станислав

, советский кинорежиссер, народный артист СССР

(21 апреля 1922 - 10 августа 2001) Даже если бы он создал всего один фильм по книге Бориса Васильева "А зори здесь тихие", он и тогда бы занял одно и самых заметных мест в истории советского и российского кино.  

Статья: Станислав Ростоцкий

Сайт: MIGNews

Ангелина Вовк уже не боится носить декольте

10 августа, в 23.30 скончался выдающийся российский кинорежиссер Станислав Ростоцкий. Как передают российские СМИ, смерть, по всей вероятности, произошла из-за сердечного приступа.

Станислав Ростоцкий умер по дороге из Высоцка в Выборг, куда он был приглашен в качестве почетного гостя на 9-й кинофестиваль "Окно в Европу".

Даже если бы он создал всего один фильм по книге Бориса Васильева "А зори здесь тихие", он и тогда бы занял одно и самых заметных мест в истории советского и российского кино. Но ведь подобных кинофильмов у мастера было немало.

А вот выдержка из воспоминаний режиссера о том, что помогло ему сделать столь пронзительную картину: "Меня вытащила из боя женщина. На своих руках. Она была доброволкой, воевала на фронте до победы. Красивая женщина и очень хороший человек. После войны вышла замуж, у нее было двое прекрасных детей. Но погибла она все равно от войны. Рак мозга, который, естественно, связан с тем, что она пережила. На фронте ее звали Аня ЧЕГУНОВА, потом она стала носить фамилию мужа - БЕКЕТОВА. Она не видела картину "А зори здесь тихие..." - к тому времени уже ослепла. Я привез ее на студию и во время показа рассказывал, что происходит на экране... Таким образом она сумела ее "посмотреть". Аня знала, что я в огромной степени снимал этот фильм как благодарность ей и как благодарность всем тем женщинам, которые помогли многим бойцам остаться в живых".

Это был редкий режиссер, который любил и жалел актеров, понимая, что жизнь тогдашнего советского актера была более, чем сложной.

"Я очень люблю актеров. Они хорошие, да жизнь страшная. Она калечит людей. А актеры многие несчастливы. Часто бывает, что однажды снимут их и бросят. Или бесконечно предлагают играть одно и то же. Лично у меня нет угрызений совести по поводу той или иной актрисы, которую я снимал.

Может быть, я много на себя беру, но думаю, что в жизни девочек, с которыми мы создавали "...А зори здесь тихие", картина эта сыграла огромную роль. Они стали по-другому ко всему относиться, стали личностями. И я в этом тоже виноват. Мы очень о многом беседовали. Я знал все их тайны. Уверен, что есть картины, которые формируют актера как личность, а есть другие, которые разрушают человека".

Станислав Иосифович Ростоцкий родился 21 апреля 1922 в Рыбинске. В 1940-1942 учился на филологическом факультете ИФЛИ, участвовал в Великой Отечественной войне. В 1952 окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская С.Эйзенштейна и Г.Козинцева).

С азами режиссерской профессии Ростоцкий познакомился еще до ВГИКа, работая в 1946-1950 режиссером-практикантом на киностудии им. Горького. Здесь же в 1955 поставил первый полнометражный фильм - "Земля и люди" (о послевоенной колхозной деревне). Деревенской теме была посвящена и следующая картина Ростоцкого - "Дело было в Пенькове", но ее отличал более острый драматический конфликт и не вписывающийся в рамки исконного деревенского уклада жизни герой (тракторист Матвей Морозов в исполнении В.Тихонова). Фильм стал одним из лидеров проката и надолго сохранил симпатии массового зрителя.

С фильма "Майские звезды" (1959), снимавшегося в Чехословакии, режиссер начинает разрабатывать военную тему.

Хорошее знание фактуры военных будней и людских судеб того времени позволяет

Ростоцкому естественно вписывать бытовую драму в контекст войны ("На семи ветрах", 1962).

Вершиной военной тематики в творчестве Ростоцкого стал фильм "А зори здесь тихие" (по повести Б.Васильева, 1972), где в едином сюжетном русле сливаются военная повесть, женская мелодрама и приключенческий фильм (приз Международного кинофестиваля в Венеции,1972; номинация на <Оскар>, 1973). Выдвинув на первый план целую группу героев (подразделение девушек-зенитчиц и их командир, старшина Васков), Ростоцкий построил весьма сложную сюжетную и стилистическую структуру со вставными новеллами, сменой ритма и эмоционального тембра, чередованием сентиментально-лирических и комических эпизодов со сценами трагического и высоко-патетического звучания. Большой двухсерийный фильм смотрелся <на едином дыхании> и только за один сезон (1973) собрал без малого 70 млн. зрителей.

Не меньшим зрительским успехом пользовались и фильмы Ростоцкого о современниках, очевидным достоинством которых стали добрые и симпатичные положительные персонажи. В фильме о школьниках "Доживем до понедельника" (Золотой приз МКФ в Москве, 1969) таким героем стал учитель истории Мельников, в сентиментальной драме "Белый Бим - Черное Ухо" (Гран-при МКФ в Карловых Варах, 1978, Ленинская премия, 1980) - одинокий пенсионер Иван Иванович и его собака Бим. В 1980-х годах режиссер обратился к жанру костюмно-исторической драмы ("Эскадрон гусар летучих", "И на камнях растут деревья"), но прокатная судьба этих фильмов, так же, как и экранизации Лермонтова в 1960-е годы ("Герой нашего времени"), была не столь яркой. Экранизировав в 1989 созвучную настроениям <перестройки> деревенскую повесть Б.Можаева "Плакун-трава "(Из жизни Федора Кузькина), Ростоцкий отошел от практической режиссуры.