Бенц

(25 ноября 1844 года - 4 апреля 1929 года) Немецкий инженер Карл Фридрих Бенц представил публике первый в мире автомобиль.  

Автор: Олег Курихин

Статья: Коляска маленькой Берты

Сайт: Алфавит

Сайт: www.mbclub.ru

Коляска маленькой Берты

В канун уходящего 1879 года молодые супруги Карл и Берта Бенц тщетно пытались запустить сделанный Карлом "бестактный" двигатель. После ужина Берта сказала Карлу: "Мы должны еще раз испытать счастье в мастерской, меня что-то тянет туда..." Они вернулись к неподатливому мотору, отрегулировали его заново - и он заработал! Встречая Новый год, Берта и Карл отказались от обычного застолья, поскольку и так были на вершине блаженства.

Отец Карла работал машинистом паровоза. Не потому ли, что бы Карл ни рисовал в детстве, неизменно получался мчавшийся локомотив? Он трудился в мостостроительной фирме в Мангейме, когда познакомился с энергичной девушкой Бертой Рингент. В 1871 году молодые люди обручились, девизом их семьи стали слова: "Вера, надежда и борьба".

За год до этого К. Бенц вместе с акционерами открыл собственный завод и взялся за разработку двухтактного двигателя внутреннего сгорания. Эксперименты требовали больших затрат и долгое время не давали результата. Семейный капитал Бенцев быстро таял, нужда стояла на пороге... Он уже готов был бросить проклятый двигатель, если бы не настойчивость жены... И она оказалась права.

Двигатель вскоре начали выпускать серийно, дела фирмы пошли на лад. Идея моторного экипажа полностью завладела Бенцем, однако компаньоны не пожелали "бросать деньги на ветер". Карлу пришлось выйти из акционерного общества и с единственным помощником Розе организовать новый завод. Теперь он мог уделить гораздо больше внимания созданию агрегатов будущего самохода: дифференциалу, высоковольтной катушке электрического зажигания (бобине), испаряющему (барботажному) карбюратору - разработкам, которые вскоре встанут на все автомобили в мире.

Весной 1885 г. К. Бенц приступил к испытаниям первой модели. Самоход часто приходилось ремонтировать под открытым небом, чтобы вернуться на нем домой. Кто злорадствовал, кто жалел изобретателя, и лишь один человек поддерживал в измученном Карле веру и надежду на успех - его верная Берта.

К концу года творение К. Бенца, названное автором "велосипед", действительно стало самоходным, а 29 января 1886 года ему выдали патент на "экипаж, приводимый в движение газовым двигателем". Уже следующей весной изобретатель совершал опытные поездки по безлюдному земляному валу вокруг тихого городка Мангейма.

Через два года он сделал еще пару трехместных автомобилей. В одном третье сиденье располагалось впереди, в другом же - за спиной водителя, и сидевший на нем видел шофера визави. Эти машины были надежнее первенца: на усиленных деревянных колесах, с прочным основанием и более сильным мотором, развивавшим мощность до 2 лошадиных сил.

Изобретатель смог наладить изготовление экипажей - были бы заказчики! Однако торговля шла вяло, пока однажды не произошло нечто, повернувшее колесо фортуны. Вот как об этом писал сам К.Бенц: "Первую дальнюю поездку совершили за моей спиной... У меня похитили мой автомобиль! Их было трое, действовали они согласованно и дружно. В мой автомобиль они были влюблены так же, как я сам. Но они требовали от него больше, чем я. Им хотелось убедиться в том, что мое изобретение открывает новую эру для любителей небольших путешествий... Они хотели испытать похищенный автомобиль, проехать на нем 180 км по неровной дороге. Компания с бродяжническими наклонностями состояла из моей жены и обоих сыновей".

Глава семейства спал сном праведника, когда ранним летним утром 1888 года заговорщики, тайком снарядив накануне авто, отправились завоевывать мир. Под предлогом посещения родственников было решено совершить поездку из Мангейма в маленький городок Пфорцхейм. Старший сын Евгений сел за руль, мать - рядом с ним, а младший - на заднем сиденье. Они ехали по прекрасному шоссе и меньше чем через час достигли Гейдельберга. Впрочем, все шло благополучно и до Визлока. Дальше дорога стала гористой, и дела пошли хуже. Обоим пассажирам пришлось слезть с автомобиля и подталкивать его сзади. Спускаясь под гору, мать волновалась - что, если внезапно испортится деревянный тормоз?" К счастью, все обошлось благополучно. Правда, в пути приходилось не раз останавливаться у деревенских сапожников и просить заново обивать тормоз кожей.

Постепенно дело усложнилось. Цепи привода задних колес вытянулись и начали соскакивать с зубцов звездочек. Пришлось останавливаться еще и у кузницы. Собравшиеся крестьяне рассматривали автомобиль, как если бы он только что упал с неба... Цепи снова прилажены, путешественники покатили дальше, как вдруг машина забастовала, потому что засорился бензопровод. Это затруднение легко устранили при помощи длинной шляпной булавки.

Так первые в мире путешественники на "бензиномоторе" добрались до маленького городка Пфорцхейма.

Мальчики были похожи на негров в студенческих фуражках, мать с ног до головы покрыта слоем пыли - и все-таки путешествие закончилось триумфом. Жители городка сбегались толпами и глазели на триумфальную колесницу как на новое чудо природы. Изнемогавшая от усталости, но гордая Берта послала мужу телеграмму: "Благополучно доехали до Пфорцхейма". Вскоре беглецы совершили обратный путь на своем автомобиле. Это было победное и радостное путешествие, если не считать нескольких мелких затруднений.

О первом дальнем автопробеге Берты узнала вся Германия, пресса обратила серьезное внимание и на ее путешествие, и на автомобиль Карла Бенца. С этого времени слава и материальный успех завертелись подобно спицам в колесах.

Годы спустя, чествуя изобретателя, открывшего автомобильную эру, следует помнить и о его добром ангеле - смелой маленькой Берте.

В 1894 г. первые автомобили "Бенц-вело" появились в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе и Николаеве.