Базелиц Георг

, художник, график и скульптор, по праву называемый одной из основных фигур немецкого неоэкспрессионизма

( 1938 ) Немецкий художник, график и скульптор, по праву называемый одной из основных фигур немецкого неоэкспрессионизма. В своих работах Базелиц стремился к дальнейшей разработке предметной живописи.  

Базелиц появился на свет под именем Ханс-Георг Керн в Дойчбазелице (Саксония), в семье учителя. В 1956 он перебрался в Восточный Берлин, где начал учиться живописи, взяв себе псевдоним Базелиц в честь своего родного города.

1961: Осуждение абстракционизма. В 1957 Базелиц был вынужден прервать учебу в связи с обвинениями в "общественно-политической незрелости", после чего он записался в Высшую художественную школу в западной части города. Там он познакомился с Ойгеном Шенебеком, также выходцем из Саксонии. Оба молодых художника, остро ощущавшие свою изоляцию в Западном Берлине, работали рука об руку В 1961, в берлинском районе Вильмерсдорф они организовали свою первую совместную выставку, "1-й Пандемониум", на которой был провозглашен наспех сформулированный манифест. Его стиль напоминает стиль литературного вдохновителя Базелица, лирического поэта-сюрреалиста Антонина Арто. В манифесте Базелиц осудил поверхностность пропагандируемого с 1945 года абстрактного искусства, закоснелость форм и "туманный произвол" его теории. В качестве категоричного противовеса абстрактному искусству Базелиц экспериментировал с предметной живописью. Правда, зеркально точное отражение окружающего мира его не интересовало - он тяготел к искаженному изображению действительности. Так, фигуры выставленных на "Пандемониуме" работ не имели четких контуров и пропорций. Во "2-м Пандемониуме" (1962) Базелиц еще раз продемонстрировал свое неприятие современного искусства. Позже он охарактеризовал оба манифеста как "подростковое чревовещание".

1963: Живопись как провокация. Базелиц изображал фигуры в таких провокационно эксгибиционистских позах, что пресса написала об одной из его выставок как о "скандале, равного которому в этом районе Берлина не было со времен окончания войны". Картины "Большая ночь в бадье" и "Обнаженный человек" (обе - 1963) были запрещены к показу как непристойные. Базелицу пришлось отвечать перед судом, хотя впоследствии процесс по его делу был приостановлен. Во время своего пребывания во Флоренции Базелиц был впечатлен работами итальянских художников-маньеристов (Иль Пармеджианино, Тинторетто), которые противопоставили искусству позднего Ренессанса XVI века с его строгой перспективой свою живопись, где перспектива была свободной. Здесь была начата серия картин "Новый тип". Архетипические фигуры, такие как "Мятежник" (1965), Базелиц располагал по центру картины и делал их узнаваемыми с помощью символов. Для этого он отказался от бесконтурных фигур и провокационных поз; в том же 1965 он создал в нарочито фигуративном стиле картину "Большие друзья".

1969: Картины вниз головой. Вернувшись в Германию, Базелиц со своей женой, фрау Эльке Кретчмар (сочетались браком в 1962, двое детей), уехал в Остхо-фен-на-Вормсе. Здесь появились так называемые "Франкфуртские картины", где человеческие фигуры и предметы оказываются разделенными (например, "Художник в плаще", примерно 1966), и тем самым "размываются" их изначальные значения. Базелиц стремился к созданию такой живописи, которая служила бы "сама себе", а не передаче содержаний. Таким образом, изображаемые предметы служат у него всего лишь фоном для живописи. Свою цель художник сформулировал таким образом: "Реальность - это сама картина, но совсем не то, что на картине"; в 1969 в работе "Лес на голове" он выразил свой отказ от содержательных аспектов. Скупыми экспрессивными штрихами он разворачивает мотив изображения на 180 градусов. Траектории нанесения красок показывают, что Базелиц писал свои картины в стиле "движения вокруг оси". В 1971 художник переезжает в Лесопарк на Вайнштрассе, а еще через четыре года - в окрестности Хильдесхайма. В 1976 в Берне, Кельне и Мюнхене проходят его первые ретроспективные выставки.

В следующем году Базелиц становится профессором Академии искусств в Карлсруэ.

1980: Занятия скульптурой. Первым опытом Базелица в этой области была "Модель для скульптуры" (1979/80) - раскрашенная скульптура из дерева. Влияние экспрессионизма сказывается на его произведениях пластического искусства еще более явно, чем в его картинах. Характерна для этого стилевого направления картина Базелица "Хорист группы "Мост" (1983) - портрет участника хора "Мост" ("Die Briicke"). В том же 1983 появилась картина "Ужин в Дрездене". С середины 80-х стиль письма Базелица стал более агрессивным; поверхность картины он часто делал ворсистой, как, например, в работах "Ночь" и "День" из появившейся в 1986 серии "Пастораль". В знак протеста против приглашения в Берлинскую Высшую художественную школу художника из ГДР Фолькера Штельцмана в 1989 Базелиц отказался от профессорской должности, которую занимал с 1983.

Источник: 100 Художников XX века

перевод с немецкого: Е. Мусихина