Azarov Nikolay

( .... )
Глава Налоговой службы Украины Николай Азаров не любит бросать слова на ветер. Кто из наших коллег-журналистов может похвастать, что \"выведал\" у него много тайн? Но нашим корреспондентам показалось, что на этот раз Николай Янович был чуть-чуть откровеннее обычного и сделал немало если не сенсационных, то уж точно - резонансных заявлений. Судите сами...  

Автор: Владимир Кацман

Сайт: MigNews.COM

Статья: Николай Азаров



Николай Янович, каковы, на ваш взгляд, перспективы принятия нового Налогового кодекса, а также его преимущества и недостатки?

Налоговый кодекс - это глубоко продуманный нормативный документ, в котором достаточно четко выписаны нормы прямого действия. Прежде всего, с момента вступления его в силу вводится мораторий на любые изменения налогового законодательства сроком на пять лет. Тем самым создается стабильная основа для планирования менеджмента, всевозможных бизнес-планов и других проектов. Мне очень многие руководители наших предприятий говорили: главное, дескать, чтобы налоговое законодательство было стабильным, чтобы можно было четко спланировать свои инвестиционные подходы, свою ценовую политику, свой рынок. А то мы уже стали страной, абсолютно непредсказуемой. Для примера: только в этом году Верховная Рада внесла в налоговое законодательство 76 изменений. Сейчас на рассмотрении находится еще 79. Представьте себе, что в любой другой сфере государственного управления так часто менялась бы законодательная база... Народные депутаты могли бы найти другие сферы применения своей кипучей энергии, например, принять, наконец, новый Налоговый кодекс. Нет, лоббируются и принимаются отдельные поправки, изменяются отдельные статьи... В течение бюджетного года парламент принял 22 закона, касающиеся госбюджета, что вообще является нонсенсом для бюджетного и налогового законодательства любой страны мира. В результате доходная часть бюджета уменьшилась на 24 млрд. грн., в том числе печально известная 18-я статья закона о платежах позволила списать около 19 млрд. Разумеется, возникла колоссальная проблема с наполнением бюджета. Или, например, поправки к закону о производстве и реализации алкоголя и табака. Мне кажется, даже очень далекий от проблем налогового законодательства человек видит, какой беспредел у нас в этой сфере. Водку можно купить на рынке за 2 грн. 50 коп., в магазине - за 3,5-4 грн., в то время как акциз значительно превышает эти цены. А элементарное желание навести порядок, вернуть государству те миллиарды, которые сегодня дельцы водочного и табачного бизнеса просто кладут себе в карман, у некоторых народных депутатов почему-то вызывает недоумение, раздражение... Новым Налоговым кодексом предусматривается, в частности, резкое снижение подоходного налога. Будет всего 10 процентов, ниже, чем в России, где 13 процентов. Следовательно, повысится покупательная способность нашего населения, возрастет спрос, что, в свою очередь, станет стимулом для нашей экономики. Найдите еще одну страну, где налог на прибыль был бы 20 процентов, налог на доход физических лиц был бы 10 процентов! В новом Налоговом кодексе заложены и достаточно жесткие меры ответственности за неуплату налогов, за уклонение от их уплаты. То есть в этом плане данный документ является достаточно сбалансированным. Правда, находятся критики, которые говорят, что он не революционный. А что в их понимании - революционный подход? Вообще отменить налоги? Ввести какую-то десятину, чего нет нигде в мире, - это абсурд, из области фантастики. Но большинство народных депутатов - все-таки люди здравомыслящие, у них есть чувство ответственности перед страной.Надеюсь, новый Налоговый кодекс все же будет принят еще в текущем году, по крайней мере, сейчас мы очень активно над этим работаем.

Как вы оцениваете работу налоговых органов на данном этапе?

Налоговая система в этом году подверглась нескольким очень мощным, буквально сокрушающим ударам. То, что мы не оказались в нокауте, по оценкам специалистов МВФ и Всемирного банка, просто удивительно. Представьте себе: механизмы принуждения, скажем так, налогоплательщика (в случае его отказа сделать это добровольно) к уплате налогов в казну были отменены с 1 апреля текущего года. А компенсирующие меры - административный арест счетов, принудительная реализация имущества и т. д. -вводятся в действие с 1 января 2002 года. Еще одним нокаутирующим ударом стала так называемая неуравновешенная политика в области денежно-кредитных отношений. Скажем, в 1999 году инфляция была на уровне 19 процентов, в 2000 - 26 процентов, наконец, в течение девяти месяцев 2001 года - трех процентов. На фоне этих колебаний гривня по отношению к доллару выросла, укрепилась, как говорят наши финансисты. Что это означает? Это означает, что наши экспортеры стали припрятывать свою выручку за границей. Уменьшился значительно возврат валюты, то есть экспортеры дожидаются, когда курс все-таки поднимется... Тем не менее за девять месяцев у нас план по поступлениям в государственный бюджет выполнен на 101,6 процента, сводный бюджет перевыполнен, по сравнению с прошлым годом, на 5,5 млрд., - это результат, конечно, колоссальной работы... Я, в принципе, считаю, что неразрешимых проблем нет, нужна только политическая воля для их решения.

К вопросу о политической воле: состоится ли все же блок Партии регионов, НДП, "Трудовой Украины" и Аграрной партии, на днях получивший название "За единую Украину"?

Мои прогнозы самые оптимистичные. Я тем и занимаюсь в политике, что что-то интегрирую, консолидирую. На мой взгляд, подписав декларацию о намерениях, мы все сделали для того, чтобы наш блок состоялся. Конечно, мне могут возразить: мол, решения о вхождении в блок необходимо принимать на партийных съездах. Но я глубоко убежден, что, если лидер партии чего-то стоит в политическом плане, ему не составит труда провести то или иное решение через съезд. По большому счету, лидер потому и лидер, что умеет улавливать настроения своих партийцев и действовать в соответствии с духом, царящим в партии. Мне в этом отношении сложнее всего, потому что наша партия - самая молодая и быстрорастущая. Тем не менее я глубоко убежден, что съезд Партии регионов одобрит наши шаги по созданию блока. Уже состоялось заседание президиума политсовета партии, на котором данное решение было поддержано. Хотя члены президиума высказывали различные замечания, что вполне естественно. Прежде всего эти замечания касались оценки вклада партии в общую копилку. Но я напомнил, что цыплят по осени считают, поэтому не следует сейчас заниматься шапкозакидательством, нужно сделать все, чтобы победить на выборах, а потом уже разбираться, кто какой вклад внес...

То есть вы рассчитываете на победу?

А зачем же мы тогда ввязывались в это непростое дело?

Сколько процентов голосов избирателей вы планируете набрать?

Думаю, у нас есть возможность получить больше 50 процентов. Безусловно, для этого нужна очень серьезная подготовительная работа по согласованию позиций, индивидуальных концепций, и такая работа ведется. Существует несколько вариантов тактики центристов, могущей привести к победе. Самый простой вариант - создание мощного блока всех центристских сил, который, безусловно, победит, наберет около 60 процентов голосов. Второй вариант: блоков будет несколько, например, "За единую Украину", "Наша Украина" и другие. Наконец, третий вариант: все центристские силы пойдут на выборы разрозненно, каждый будет сам по себе бороться за свои 4-5 процентов. Мы пока избрали вариант создания блока четырех партий, хотя и говорим, что не исключаем возможности присоединения к нашему блоку и других центристских сил, соглашающихся с нашими основными принципами. И времени у нас для этого более чем достаточно. Я совершенно не боюсь, что избирательная компания может начаться 12 октября, 12 декабря или 12 января. Это нас не смущает: если такой широкий блок состоится, то мы вполне успеем провести все необходимые организационные мероприятия.

Нам кажется наиболее реальным второй вариант...

Да, он практически уже вырисовался. Но это совершенно не исключает возможности продолжения переговоров. Потому что нам все равно нужно будет договариваться, но уже в парламенте. А мы могли бы уже сейчас во многом определить наши подходы и упростить задачу избирателям: тут даже пиаровских кампаний не надо будет проводить, ведь идея объединения всех центристских сил - это идея, изначально позитивная. Ей трудно что-либо противопоставить.

...Облегчить задачу избирателям, но усложнить задачу себе, то есть столкнуться с реальной проблемой составления единого списка...

Я разные идеи выдвигал. В том числе и такой вариант: ни один из лидеров, объединяющихся в блок партий, не входит в первую пятерку. Это сразу сняло бы все проблемы.

Вы считаете это справедливым?

А почему нет? Мы всегда спорим, кто должен быть первым. А ведь Папу Римского не зря называют просто первым епископом, на которого возложили обязанности представлять Церковь в целом. Я думаю, он не обижается... Я не вижу особых проблем в отношении формирования общего списка. Вижу личностные мотивы, интересы, но серьезных проблем не вижу, всегда можно найти компромиссное решение. Более того, я всегда выхожу с предложениями и инициативами: берите, мол, пример с меня, я в любой момент могу отойти в сторону.

Вообще из списка?

Вообще из списка. Какие проблемы? Я глубоко убежден, что Партия регионов, насчитывающая сейчас уже почти 400 тысяч человек, более пяти тысяч первичных партийных организаций, - это прекрасно мобилизованная, подготовленная к выборам структура, которая, буду я во главе списка или нет, свои проценты наберет.

Так может, Партии регионов выгоднее не тратить силы на создание блока, а пойти на выборы самостоятельно?

Нет, не выгоднее. Если бы мы ставили перед собой задачу взять 6-7 процентов голосов и провести в парламент, скажем, 50 человек, я бы за это дело не брался. Я работал в предыдущем составе парламента, наблюдаю работу нынешнего, и мне абсолютно ясно: если у нас снова будет 15-16 фракций по 20-30 человек в каждой, на эффективном законотворчестве можно будет поставить крест. Будет такое же дерганье, такое же бессистемное движение неизвестно куда, правительство не будет опираться в своей деятельности на четкую политическую поддержку... Исходя из интересов прежде всего государства, страны, народа, необходимо, чтобы в парламенте было создано большинство. Инициатором создания предыдущего большинства был, по сути, Президент, но это нужно не столько ему, сколько Украине, чтобы выкарабкаться. Ведь парламент наделен колоссальными полномочиями. Те, кто говорит, что Президент перебрал на себя бразды правления, а парламент у нас, дескать, декоративный, абсолютно не правы. Определение экономических правил игры - прерогатива исключительно парламента. Могу похвастать тем, что в свое время я и бюджет перетянул в сферу исключительных полномочий парламента. Я помню времена, когда бюджет утверждали за пять минут. Вносили какой-то документ, раздавали его депутатам, они его тут же одобряли - и все. А сейчас бюджетный процесс - это большая политика, и это нормально. Но нельзя делать бюджет заложником политических игр и интересов каких-то кланов или групп, представленных в парламенте. Вот почему нужно большинство. Поэтому либо мы создадим механизм формирования парламентского большинства еще до выборов и придем в парламент в полной готовности к реализации своей политики, либо мы будем вынуждены создавать большинство уже в парламенте, то есть с определенными потерями. Это чрезвычайно важно.

Расскажите, пожалуйста, как проходили ваши переговоры с Виктором Ющенко?

Моя линия была такой же, как и в беседах с Валерием Пустовойтенко, Михаилом Гладием и другими возможными партнерами. Мы обсуждали возможности объединения, думали, как сделать так, чтобы наши интересы в большей степени совпадали. Если мне не удастся убедить моих союзников по блоку, никакой интеграции с "Нашей Украиной" не будет. Я считаю, что переговорный процесс не завершен, просто в нем была сделана определенная пауза. Главное в этом процессе - отделить второстепенные вопросы от самых важных. Вы за реформы? За реформы. Вы за единую Украину? За единую Украину. За социальную направленность? Разумеется. И так далее. А кто на какой позиции будет в списке стоять, кто на что претендует - это уже второстепенное. Подождите, давайте сначала победим на выборах, а потом уже будем думать обо всем остальном.

Кто автор названия "За единую Украину"?

Автор коллективный. Нами очень много названий дебатировалось. Слово "ТУНДРА" придумали наши противники, которым хотелось навесить на нас такой неблагозвучный ярлык. Правда, мы сами дали острым на язык журналистам повод употребить такое уничижительное определение, - слишком уж долго не могли придумать нашему блоку хорошее название. Поэтому я тех, кто выдумал термин "ТУНДРА", не обвиняю. Тем более что в процессе коллективного обсуждения наконец-то родилось название "За единую Украину". Вначале было просто "Единая Украина", но наши специалисты решили, что "За единую..." звучит динамичнее.

Не сольется ли ваше название с другими - "Нашей Украиной", "За красивую Украину" и т. д. ?

Не думаю. "Наша Украина" - а еще чья она может быть, их? "За красивую Украину" - а разве Украина сейчас некрасивая? Она может, конечно, быть лучше - это другой разговор. Но что она сейчас некрасива, это вы меня извините... Наше название показывает, что мы не разделяем украинцев на наших и ваших и хотим, чтобы Украина была единой от Галичины до Донбасса.

Лично у вас были свои варианты?

Мне нравились "Обновление", "Большинство", "Соборная Украина"... Но сейчас мне нравится теперешнее название. Сначала я к нему прохладно отнесся, но потом "распробовал". Есть в нем какая-то напористость.

А наличие слова "единую" - это не мостик ли к "'дностi" Александра Омельченко?

Я вас уверяю, что мы и думать не думали ни о каком мостике. Да, Александр Александрович, безусловно, популярен в Киеве, и возглавляемая им структура несомненно наберет в столице определенный процент голосов. Однако в других регионах ее показатели наверняка будут пониже. Чтобы чего-то подобного не случилось и с нами, мы с марта серьезно занялись созданием партийных организаций во всех областях. Колоссальнейшая организаторская работа сделана. Мы заведомо идем на то, чтобы в минимальной степени использовать так называемый административный ресурс. Наш ресурс - это прежде всего авторитет людей, входящих в партийное руководство. Да, в наших парторганизациях очень много руководящих работников различных уровней. И если они пользуются авторитетом среди людей, то под этим я и понимаю минимальное использование административного ресурса. Нам, к сожалению, не хватает информационных ресурсов, возможностей выхода на средства массовой информации, - это наше слабое место. Но мы надеемся восполнить этот вакуум живым общением с избирателями.

Каковы все же ваши критерии выбора партнеров?

Возьмем хотя бы Фронт национального спасения. Нарисовать на знаменах и лозунгах можно что угодно. Тем не менее ФНС хочет дестабилизации социально-политической обстановки в стране. До импичмента Президенту дело, разумеется, не дойдет, но дестабилизации ситуации они добиться могут. О какой социальной направленности реформ в этом случае они могут говорить?.. Совершает ли власть ошибки? Конечно, совершает. Есть ли просчеты в ее работе? Безусловно, есть. Чем мы отличаемся от ФНС? Мы этих просчетов не скрываем, но мы знаем и как исправить эти ошибки. И когда говорим, что подъем производства начался не в 2000 году, а в 1999-м, а фундамент этого подъема закладывался в 97-98 годах, то имеем на это основания. Не расценивайте это как камешек в огород Виктора Андреевича, он сделал много позитивного. Но не надо все позитивное, что было в экономике, заносить на счет одного-единственного руководителя. Это следствие, прежде всего, курса, заложенного Президентом и реализуемого правительством. Предположим, сейчас изменится экономическая ситуация, так что - у нас опять будет спад? Я глубоко убежден, что спада мы не допустим. Будет постепенный выход из кризиса. Никто из нас не может сказать, что был готов работать в условиях нынешней экономики. Решения принимались, к сожалению, по наитию, исходя из рекомендаций наших зарубежных советчиков, однако многому мы все-таки научились. Что же теперь, по совету некоторых критиков, зачеркнуть весь позитив, накопившийся за эти годы?

А "Демсоюз", объединенные социал-демократы, "Яблуко"? Они же не в оппозиции...

У СДПУ(о) своя определенная ниша. Я не хотел бы сейчас их критиковать, это не тема нашей беседы, тем более что с ними нам, конечно же, надо будет договариваться в будущем парламенте.

А заранее не получится?

Откровенно говоря, я над этим не думал. Нельзя объять необъятное. Что я однозначно отбросил бы, так это те политические течения, которые руководствуются определенными соображениями. Мы ведь тоже прекрасно знаем разного рода пиаровские технологии: да, можно, предположим, на пустом месте создать зеленое движение, получить сколько-то голосов, а дальше что? Какая реальная экологическая проблема была решена за прошедшие четыре года? Тишина... Я не хочу бросать камни в чей бы то ни было огород, но серьезные политики во главу угла ставят не пиаровские технологии, а далекоидущую стратегию. Да, ребенок, получивший сегодня в подарок нашу "Казку про податки", налоги начнет платить через 10-15 лет. Но мы же и смотрим на столько лет вперед, мы ж не временщики какие-то! Так же мы планируем работать и с нашими избирателями.

В курсе ли ваших политических планов Президент?

Я бы слукавил, если бы сказал, что веду какую-ту независимую политическую линию. Безусловно, я стараюсь свои основные политические шаги согласовывать с Президентом. Мне до сих пор непонятна так называемая оппозиционность людей, занимающих высокие государственные посты. Достаточно вспомнить, что все мы назначены указами Президента. Президент назначил меня пять лет назад на высокий государственный пост. Следовательно, рассчитывал на то, что я буду проводить его политику. Если же ты изначально с ней не согласен, то не нужно и принимать предложение.

Вы не раздваиваетесь, если так можно выразиться, на две ипостаси - политика и главы Налоговой администрации?

Конечно, нет. Что такое раздвоение? Это шизофрения. Нельзя быть одновременно в двух лицах. Президент, я уже об этом рассказывал журналистам, когда я брался за это дело, мне сказал: "Я тебе не советую. Сразу же станешь объектом нападок". Так оно и вышло. Уже шестой раз парламент пытается дополнить закон о политических партиях строчкой, запрещающей заниматься политической деятельностью работникам налоговой администрации. Это глубоко антиконституционное предложение. Можно лично мне запретить - и то это будет нарушением моих прав как гражданина. У нас 40 контролирующих органов в стране, плохо это или хорошо - другой вопрос. Неужели же им всем можно запретить заниматься политической деятельностью? Может, дело в том, что кто-то опасается моего политического влияния?.. Конечно, Президент оказался прав, и мне сейчас сложно. Когда я соглашался возглавить Партию регионов, то еще на съезде заявил, что буду занимать этот пост в течение небольшого промежутка времени, пока не появится другой лидер. Понимаете, чтобы не обидеть никого из лидеров объединяющихся партий, нужен был посторонний человек. Выбор пал на меня, и я согласился. Сегодня я уже могу сказать, что партия создана - самая крупная сейчас в стране партия, мощная политическая сила, у которой очень много потенциальных лидеров...

Эти ваши слова можно расценивать как намерение передать кому-то бразды правления в партии?

Скорее как стремление сосредоточиться на определенной работе. Такое стремление у меня было с самого начала. Если я вам скажу, что совмещать две сферы деятельности легко, то скажу неправду. У меня и раньше не было свободного времени, а сейчас работа и вовсе на износ. А в результате что-то упускается, что-то не делается. Поэтому у меня есть желание предложить на съезде другую кандидатуру на пост лидера партии.

Кто, на ваш взгляд, может занять это место?

Такие люди, безусловно, есть. Но я не хотел бы называть конкретное имя, потому что сразу весь объем негатива, который выдерживаю я, обрушится на этого человека. Это люди, сегодня входящие в руководство Партии регионов, - мои ближайшие помощники... Впрочем, вышесказанное можно назвать и мыслями уставшего человека. Быть может, я отдохну, и у меня появятся другие мысли. Но я подчеркиваю, что я оптимист и устал не от политики, а от совокупности определенных факторов.

Не снимается ли с повестки дня вопрос об объединении трех партий в одну?

Нет, мы хотели было ускорить данный процесс, но потом пришли к выводу, что до выборов делать это нецелесообразно. Я хорошо помню, сколько времени у нас отняли формальности, сопутствовавшие объединению пяти партий в Партию регионов, как много мы потратили сил на то, чтобы ликвидировать, зарегистрировать, урегулировать и пр. Из пяти руководителей надо было выбрать одного, из пяти штабов - один, а это, как оказалось, не так просто. Я когда все это взвесил, пришел к выводу, что до выборов заниматься этим не стоит. Это вопрос перспективы. Я глубоко убежден, что в Украине должен пойти процесс объединения, создания больших, мощных политических структур. Уже сейчас они просматриваются. Поэтому я думаю, что политические партии-карлики после выборов 2002 года сойдут на нет. Они не представлены в парламенте, какой смысл даже для самих лидеров этих партий, скажем так, мерцать на политической арене? И тогда, я думаю, мы приступим к форсированию объединения в единую партию, может быть, к нам еще кто-то присоединится. Наверняка присоединится. И таким же точно путем пойдут и другие политические силы.